Внеклассное мероприятие: «Сохранить лес – сохранить жизнь!»
Внеклассное мероприятие: «Сохранить лес – сохранить жизнь!»
Данное внеклассное мероприятие направлено на расширение знаний детей о растительном и животном мире леса; на формирование представлений о Земле как общем доме для всех, который надо любить и беречь. Растить экологически мыслящих людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: «Сохранить лес – сохранить жизнь!»»
Внеклассное мероприятие: «Сохранить лес – сохранить жизнь!»
Учасники: команды по 6 человек, болельщики из 8-А и 8-Б класса Макеевского лицея №1 «Лидер»
Учитель: Я.Ю. Деревянко, учитель биологии
Цели:
расширение знаний детей о растительном и животном мире леса;
формирование представлений о Земле как общем доме для всех, который надо любить и беречь;
растить экологически мыслящих людей.
Задачи
воспитывать бережное отношение к природе;
расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах;
развивать любознательность, находчивость; способность к анализу, сравнению, обобщению.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Методы и методические приемы: интеллектуальный турнир
При подготовке к данному мероприятию участники заранее готовят название команды, эмблему команды, связанную с темой «Охрана леса», четверостишие о красоте леса. Дата проведения: 26.11.2016
Продолжительность мероприятия: 76 мин.
Место проведения: кабинет биологии
Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010», фонограмма “Звуки леса”, макеты разнообразных грибов, гербарные образцы лесных растений,плакаты по охране леса, шишки, засушенные грибы трутовики для оформления, презентация и видеоматериал.
План.
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Вступительная беседа (7мин.)
3. Конкурс «Разминка» (5мин.)
4. Конкурс «Угадай кто?» (4 мин.)
5. Конкурс «Правда или ложь?» ( 4 мин.)
6. Конкурс «Загадки» (3 мин.)
7. Конкурс « Размышление» (5мин.)
8. Задача (5 мин.)
9. Участие болельшиков: «Найди нужное животное» (одновременно с пункт. 8)
10. Конкурс «Растения наших лесов» (10 мин.)
11. Конкурс «Грибники» ( одновременно с пунктом 10)
12. Конкурс «Защитник леса» (7 мин)
13. Просмотр фильма «Чудо муравья» (4 мин.)
14. Конкурс «Берегите первоцветы !» (8 мин.)
15. Создание коллажа «Сохранить лес – сохранить жизнь!» (10 мин.)
Заключительное слово учителя. (2 мин.)
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Звучит фонограмма «Звуки леса»
2. Вступительная беседа.
Учитель. Добрый день, ребята! Хочу начать наше мероприятие с красивых строк
Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы... Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой.
Ребята, как можно объяснить следующее высказывание:
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
(ответы участников)
Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Одно дерево в лесу занимает совсем немного места, но когда распустятся листья, то площадь они займут несравненно большую. Тогда деревья уловят на свои кроны до пятидесяти процентов пыли, которая содержится в воздухе. Вот самый скромный пример. Десять граммов листьев акации и липы «ловят» за неделю около грамма пыли, а листья вяза даже целых три. Замечательный фильтр создала природа!
Другое замечательное качество леса. Он надёжно защищает поля, урожаи. Суховеи и пыльные бури принимает на свою грудь и останавливает их. Он сберегает влагу, и от этого урожаи становятся выше. Он самый верный страж водоемов. Окружая реки и озёра, сохраняет в них влагу, не дает пересохнуть, очищает воду.
А сколько вдохновения дал лес писателям, художникам, музыкантам. Давайте вместе вспомним стихи о природе..
(Участники читают стихи)
Современные горожане практически перестали принимать и осознавать значение леса для человечества. Между тем, многие поколения наших предков жили только благодаря лесам. Почти все, что растет в лесу, можно в разной степени использовать в домашнем хозяйстве – грибы, ягоды или лесную дичь употребляют в пищу; многочисленные лесные растения используют в практике народной медицины; деревья и вовсе представляют копилку полезностей – древесина идет на изготовление мебели, бумаги, постройки домов и других деревянных сооружений, в качестве твердого топлива. Сегодня леса сохранились лишь в наиболее возвышенной части Донецкого кряжа и по балкам, вдоль рек. В них преобладают дуб, клен, ясень, желтая акация, калина, бузина, лесная груша. Красивы леса вдоль Северского Донца! Почти тридцатикилометровой полосой тянутся хвойные леса по левому берегу реки. На правом берегу преобладают лиственные породы: дуб, ольха, тополь, вяз, осина. На меловых кручах Северского Донца растет меловая сосна - реликтовое растение. Всего несколько сотен деревьев сохранилось здесь с давних времен.
Наш край - пионер степного лесоразведения. В 1892 г. по инициативе ученого-почвоведа В.В.Докучаева была организована экспедиция по изучению различных способов ведения лесного и водного хозяйства в степи. Так появился Великоанадольский лес. Его основателем был лесничий В.Е.Графф. До сих пор сохранились деревья, посаженные им. Вдоль сельскохозяйственных полей, шоссейных и железных дорог тянутся защитные лесополосы из белой акации, тополя, клена, рябины, абрикоса.
Наше сегодняшнее мероприятие называется «Сохранить лес – сохранить жизнь!»
Рис.1. Оформление мероприятия
Я предлагаю вам окунуться в мир природы и чудес, прикоснуться к малой доле того, за что лес нужно оберегать. Перед началом конкурсов давайте познакомимся с нашими командами. (Представители из каждой команды озвучивают название команды, показывают и рассказывают о своей эмблеме)
4) Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
5) Какие грибы растут на пнях? (опята)
6) Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
7) Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)
8) Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)
9) Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)
4. Конкурс «Угадай кто?» (варианты ответов ребята пишут на бумаге и отдают учителю)
1) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное, зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
– Подсказка.
Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
2) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь.
– Подсказка.
Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
Рис.4. Демонстрация загаданных животных с помощью презентации на доске
5. Конкурс «Правда или ложь?» (варианты ответов ребята пишут на бумаге и отдают учителю)
1) Медведь в берлоге зимой сосёт лапу, как ребенок пустышку?
Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.
2) Кабаны очень любят принимать ванну?
Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.
6. Конкурс «Загадки» (На скорость ответа)
1) Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Живет 80-100 лет
2) С моего цветка берёт Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка - 1 т меда. Живет дерево 300- 400 лет.
3) У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна)
В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.
7. Конкурс « Размышление»(Командам выдается лист бумаги с вопросами, они обговаривают и записывают ответы. Учитель зачитывает ответы обеих команд)
Почему у ели всегда острая вершина? (потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту , зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста в высоту).
Из каких древесных пород добывают живицу и что из неё вырабатывают? (из древесины хвойных, благодаря наличию специальных смоляных клеток. Скипидар, канифоль.)
8. Задача (Командам выдается лист бумаги с задачей и время для ее решения.)
60кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев удастся сохранить, собрав свыше 720кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?
Решение:
1) 720 : 60 = 12 (д.) 2) 60 х 27 = 1620 (кг)
9. Участие болельшиков: «Найди нужное животное»
Учитель. Асейчас, я попрошу, пока команды заняты, выйти двум болельшикам и поучаствовать в конкурсе «Найди нужное животное». Я загадаю загадку, вы должны ее огадать и на панораме найти и нажать на него, тогда мы все узнаем об этих животных немножко больше.(Включена панорама Экосистемы Земли – лес, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)
Кто шагает по дорожке И под нос фурчит немножко? Туфу-туфу-туфу-ту – На спине я гриб несу, Хоть колючий с виду я, Очень добрый я, друзья. Хищников боюсь я тоже, Мал и скромен братец –… ежик
Дети просматривают панораму, находят ежа, нажимают на его изображение, запускается видеофрагмент о жизни ежа.
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – одета, Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. …заяц
\Дети отыскивают зайца.
Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит….дятел Дети отыскивают дятла
Рис 5. Работа с панорамой леса на интерактивной доске
Быстро плавает,ныряет,
И в воде не намокает,
Рыбку ловит и съедает,
Иногда и отпускает,
В "кошки-мышки"с ней играет. Портит у бобров плотины И катается с кручины…..выдра
Дети отыскивают выдру
Команды делятся на равные части для участия в 9 и 10 конкурсах
10. Конкурс «Растения наших лесов» (набор гербарных образцов для каждой команды: дуб,вишня,шелковица, осина,вяз, береза, черника, липа, лещина, сосна)
Учитель. Ребята, я предлагаю поближе познакомиться с флорой наших лесов. По три учасника из каждой команды изучат предложенные гербарные образцы растений и выберут три растения, которые по их мнению произрастают в лесах нашего региона. А также расскажут , что они о них знают, чем эти растения ценны и важны.
Рис.6. Ответы 8-Б класса
Рис.7. Ответы 8-А класса
11. Конкурс «Грибники»
Учитель. Вторая тройка из каждой команды будет участвовать в конкурсе на определение названий съедобных и ядовитых грибов. На экране по порядку будут представлены слайды с изображением грибов ваша задача из предложенных ниже вариантов выбрать правильный, если ответ неверен, то экран с ответом станет красным, если верный, то слайд сменится на следующий.
Рис.8. Пример слайда
12. Конкурс «Защитник леса»
Одному из учасников команды нужно показать пантомиму «муравей». После ответов и правильного варианта слово учителя.
Рис.9. Пантомима «Муравей»
Учитель.
Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром насекомых. Во многих случаях интерес человека к муравьям объясняется той важной ролью, которую они играют в природе.
Нас привлекает в муравьях прежде всего то, что во многих их действиях мы можем найти какое-то подобие наших собственных дел и проблем. Муравьи относятся к тем немногим живым существам, которые не только сами приспосабливаются к среде обитания, но и активно перестраивают окружающий мир применительно к своим нуждам, своим задачам. Муравьи - общественные насекомые.
Рыжие лесные муравьи включены в «Красный список угрожаемых видов» международной Красной книги Всемирного союза охраны природы, как близкий к переходу в группу угрожаемых.
Роль муравьев:
- пища для дятлов, глухарей, синиц и других животных;
Лес, где процветают муравьи, здоровый и сильный, он богат грибами и ягодами. Муравьи собирают насекомых на земле, в траве и в корнях деревьев. За день население большой колонии может уничтожить до 100 тысяч насекомых.
13. Просмотр фильма «Чудо муравья»
Учитель. Ребята, а сможите ли вы ответить на несколько вопросов о наших героях леса? (На скорость ответа)
1) Почему муравьи ощупывают друг друга усиками? (Муравьи выделяют пахучую жидкость; когда ощупывают других усиками, они передают этот запах. По запаху остальные узнают друг друга и ориентируются.)
2).Почему поддаются обучению муравьи, как и собаки? (Потому, что соотношение массы тела и мозга у муравьев такое же, как у собак.)
3) С какой целью муравьи выносят землю из своего муравейника наверх? (Просушивают, чтобы не завелась плесень) 4) Что связывает муравьев с тлей? (Муравьи «доят» тлей, получая сладкую жидкость- падь.)
5) Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи закупоривают входы )
14. Конкурс «Берегите первоцветы !»
Учитель. Ребята, я думаю в лесу интересно и красиво в любое время года, но сейчас я хочу, чтобы вы подумали и вспомнили, чем же лес ценен весной ? (ответы учеников)
Видеозаставка о первоцветах
Да, особой красоты и сказочности лес приобретает благодаря первоцветам. Предлагаю узнать, хорошо ли вы знакомы с этими лесными обитателями?
Начнем с ребусов, в них зашифрованы названия первоцветов:
Рис.10. Пролеска Рис.11. Хохлатка
Рис.12. Крокус Рис.13. Сон-трава
Вопросы: (На скорость ответа)
1) Какой цветок назван в честь богини радуги Ириды? (Ирис)
2) Какой цветок носит имя самовлюбленного юноши? (Нарцисс)
3) Какого цвета ягоды у ландыша? (Красного)
4) Эта часть цветка шафрана используется как пряность. (Тычинки)
5) Это растение ботаники называют «виола» (Фиалка)
6) Название какого растения происходит от турецкого головного убора – тюрбан? (Тюльпан)
7) Какие раннецветущие растения называются также, как и птицы отряда курообразных? (Рябчики)
8) Это раннецветущее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом появляются его листья, особеность строения которых послужила причиной для названия этого растения. (Мать –и- мачеха)
15. Создание коллажа «Сохранить лес – сохранить жизнь!»
Учитель. Затронув сегодня много вопросов, которые касаются охраны леса, командам предлагается создать коллаж на тему: «Сохранить лес – сохранить жизнь!»
(работа выполняется всей командой, в течении 10 минут, в это время идет подсчет заработанных баллов, а для болельщиков просмотр фильма об охране леса)
Рис.14. Работа 8-Б класса
Рис.14. Работа 8-А класса
Учитель. Ребята, ваши работы мы разместим в кабинете, где другие ученики смогут их увидеть и обратить внимание на эту важную и глобальную проблему.
(огласить колличество баллов и команду, одержавшую победу)
Заключительное слово учителя. Хочу поблагодарить вас за активное участие в нашем сегодняшнем мероприятии. Я думаю, что сегодня нет проигравших, каждый из вас приобрел частицу знаний, которая сможет помочь нашей планете. Я желаю вам приобретать не только знания, но и умения их использовать во благо нашей планеты. До новых встречь!
Источники:
Акция «Первоцвет»: Сборник творческих работ/сост. Л. П.Толмачева.-Донецк: СПД Дмитренко, 2006.- 124с.