kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема сохранения биологического разнообразия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие направлено на углубление знаний о биологическом разнообразии и условиях его сохранения, формирование экологического мировоззрения, экологической грамотности, воспитание любви к природе.

Просмотр содержимого документа
«Проблема сохранения биологического разнообразия»

Внеклассное мероприятие

«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ»

Цели:

продолжить знакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами,

расширить знания учащихся о биологическом разнообразии и проблемах его сохранения

формирование экологического мировоззрения, экологической грамотности

воспитание любви к природе

Оборудование: Красная книга Саратовской области, таблицы, с изображением исчезающих видов животных и растений, плакаты с высказываниями о значении биологического разнообразия.

Форма проведения: ролевая игра.

Ведущий: Добрый день! Мы собрались сегодня, чтобы обсудить воздействие человека на окружающую среду, которое приняло угрожающие масштабы. На нашей конференции присутствуют ведущие специалисты - экологи. (Представляет участников конференции)

Наша конференция проходит накануне Международного дня биологического разнообразия. Что это за день такой замечательный, что его отмечают все народы Земли? Дело в том, что за последние годы исчезло большое количество растений и животных.

Эколог-1: Сокращение биологического разнообразия занимает особое место среди экологических проблем современности. Происходит интенсивное уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Природные экосистемы полностью изменены на пятой части суши. Под угрозой исчезновения находятся тысячи видов растений и животных. В Красный список Всемирного союза охраны природы занесено более 9 тыс. видов животных и почти 7 тыс. видов растений. И чтобы привлечь внимание людей к этой проблеме и отмечается этот день. В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде была принята первая Конвенция о сохранении биоразнообразия, которую подписали более 50 стран. Она вступила в силу 29 декабря 1993 года. С тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия. Основная цель Конвенции – сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом, экосистемном уровнях и устойчивое использование его компонентов. Устойчивое - значит достаточное для удовлетворения нужд настоящего, но не лишающее грядущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

В соответствии со взятыми обязательствами каждая страна должна разработать Национальную Стратегию и План действий по сохранению биоразнообразия.

Национальная Стратегия России и основные направления Плана действий приняты на Национальном Форуме по сохранению живой природы, проходившем в Москве в 2001 году.

Ведущий: Что же означает термин «биоразнообразие»?

Биолог-1: Под термином биоразнообразие имеются в виду несколько взаимосвязанных, но различающихся понятий. Чаще всего так называют видовое, или таксономическое разнообразие. Оно выражается списком видов животных или растений, обитающих на определенной территории. Это один из простейших показателей, характеризующих возможность той или иной территории поддерживать разнообразие условий обитания видов. Максимальным для суши таксономическим разнообразием обладают тропические дождевые леса, где сосредоточены до 70-90% всех видов наземных растений и животных. Минимальным разнообразием характеризуются полярные области, пустыни и высокогорья.

Ведущий: Усиление влияния человека на биосферу вызывает множество проблем: повышение уровня загрязнения всех сред, исчерпание углеродистых энергоносителей и минерального сырья, разрушение почв, уменьшение площади лесов, опустынивание. И все-таки самая опасная тенденция в этом «букете» последствий развития человечества - в снижении биологического разнообразия, гибель биологических видов флоры, фауны, грибов, бактерий. Каковы же причины этого процесса?

Лесовод: Одной из самых сложных глобальных экологических проблем современности является массовое сведение лесов. Особенно страдают тропические леса. Сведение лесов влечет за собой гибель их богатейшей фауны. Известно, что 2\3,а возможно и 90% видов сосредоточены в тропиках. Если мы не сможем сохранить природу тропиков, то рано или поздно погибнем вместе с ней.

Эколог-2: Основные причины уничтожения видов: разрушение местообитаний, прямое и косвенное уничтожение, воздействие загрязнений, чрезмерный промысел. Но одним из самых опасных факторов снижения биоразнообразия стало «великое переселение» видов, вызванное человеком. При этом наряду с видами, интродуцированными в плановом порядке, с караванами верблюдов, в корабельных трюмах, вагонах поездов и в автомобилях с одного континента на другой ехали «безбилетники». И большинство этих переселенцев пагубно влияли на местное биоразнообразие.

Не менее опасен для биоразнообразия занос организмов-паразитов. Так в пойменных лессах Средней России из-за болезни, вызываемой патогенным грибом «выпал» вяз. В начале XX века в США вместе с интродуцированным каштаном из Китая был завезен паразитический гриб, который за 50 лет практически уничтожил американский зубчатый каштан.

Важный фактор разрушения биологического разнообразия – международная торговля видами дикой флоры и особенно фауны.

Ведущий: Как же быстро происходит процесс снижения биоразнообразия?

Биолог-2: Темпы снижения разнообразия видов можно оценить лишь приблизительно, поскольку точно неизвестно, сколько видов населяет нашу планету. Наукой описано около 2 млн., но есть предположение, что их может быть5,10 ,30.млн. Более или менее точно потери биоразнообразия подсчитаны для млекопитающих и птиц. Всего с1600 года исчезло 85 видов млекопитающих и 113 видов птиц. Особенно возрос темп исчезновения видов за последние 150 лет. Если за период 1600-1700гг, исчезал примерно один вид млекопитающих и птиц за десятилетие, то в 1850-1950гг.- один в год. Сегодня более 11 тыс. видов занесены в списки растений и животных, которым угрожает исчезновение. Темп вымирания видов сейчас в 500-1000 раз выше, чем во время пермского и мелового биосферных кризисов.

Ведущий: Каково значение видового состава биологического разнообразия? К каким последствиям приведет дальнейшее его снижение?

Биолог-3: Биологическое разнообразие - важный исчерпаемый ресурс планеты, и от его сохранения во многом зависит возможность построения общества устойчивого развития. Можно найти заменители нефти, газа, железа, урана и других энергетических и материальных ресурсов, но абсолютно незаменимы виды растений, животных и других организмов и сформировавшиеся в процессе длительной эволюции сообщества, биоценозы, экосистемы. Замечательный английский ученый и писатель Дж. Даррел считает, что исчезновение какого-либо вида животных - невосполнимая потеря для человечества, подобно утрате шедевров мирового искусства. И то и другое неповторимо. Биологическое разнообразие мира определяет устойчивость биосферы как среды обитания человека. Ускоренное вымирание видов может привести к тому, что к 2050г. исчезнет до 50% видов. Массовое вымирание видов, вызванное деятельностью человека, может привести к непредсказуемым последствиям: утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать важнейшие характеристики среды. В результате необратимого изменения биосферы она может оказаться непригодной для жизни человека.

Географ: Когда мы называем мотивы, которые могут убедить человечество и каждого человека в необходимости сохранения всех живых существ, то прежде всего мы говорим об их пользе. Говоря о ценности генофонда, его разнообразии, нельзя ограничиваться лишь его полезностью. Велика роль живых существ в культурных традициях народов планеты, становлении их нравственных ориентиров. Биологическое разнообразие представляет собой уникальную ценность по экологическим, генетическим, социальным, экономическим, научным, образовательным, рекреационным и эстетическим причинам. Открытие многих загадок и тайн живой природы имеет большое значение для человека.

Ведущий: Такие примеры все более убеждают нас в наличии тесных связей между человеком и живой природой и необходимости ее сохранения. Существуют ли способы сохранения и восстановления видового разнообразия?

Эколог-3: Наиболее надежный способ сохранения биоразнообразия – сохранение достаточно больших, богатых видами экосистем, в составе которых сохранятся и все входящие в них виды. Эту задачу выполняют заповедники, с наиболее полным запретом хозяйственной деятельности на их территории. Исключение составляют работы, связанные с поддержанием заповедных видов и территорий: подкормка, подготовка гнездовий, санитарная рубка.

Заказники – более мягкая форма охраны, при которой запрещаются только отдельные формы хозяйственной деятельности, например охота, строительство, но разрешаются ограниченные рубки и другие работы, щадящие природные комплексы

Особую роль играют питомники, специально создаваемые для сохранения и размножения отдельных редких или находящихся под угрозой исчезновения видов, например джейрана, дрофы.

Генетик: В борьбе с уменьшением видового разнообразия жизни на Земле особая роль отводится генетическим криобанкам. Еще в начале XX века, после того, как научились получать сжиженные газы с очень низкими температурами кипения, было обнаружено, что многие семена растений и даже некоторые животные не теряют жизнеспособности после замораживания в жидком азоте. Возникла новая отрасль биологии – криобиология. Преимущество криобанков в том, что при температуре жидкого азота генетические материалы могут храниться без нарушений в течение десятков лет.

Эколог-4:Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Важным фактором в решении экологических проблем должно стать глобальное воспитание. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию с раннего детства. Нужны новые способы экологической информации и пропаганды.

Ведущий: Казалось бы, какой сложный термин «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь. Задача сохранения видового разнообразия может быть решена при одновременном использовании всех перечисленных методов. Сохранение разнообразия живых систем на Земле – необходимое условие выживания человека и устойчивого развития цивилизации.









ЛИТЕРАТУРА

1.»Биология в школе» №7, 1997г.

2. «Биология в школе» №8, 2004г.

3.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии , Москва, из-во «Вако», 2011г.

4. «Нестандартные формы уроков биологии и экологии в школе» Москва, из-во ГНОМ и Д, 2001г.

5. Интернет-ресурсы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проблема сохранения биологического разнообразия

Автор: Гуйва Наталия Викторовна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Биологическое разнообразие"
    ["seo_title"] => string(30) "biologhichieskoieraznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "272351"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451966636"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "О чем шепчет береза "
    ["seo_title"] => string(27) "o-chiem-shiepchiet-bierieza"
    ["file_id"] => string(6) "118820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413266661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "План календарный прикладной курс "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-kaliendarnyi-prikladnoi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "148053"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419570719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Классный час: “Экологические проблемы современности. Основные положения программы WWF”."
    ["seo_title"] => string(80) "klassnyi_chas_ekologicheskie_problemy_sovremennosti_osnovnye_polozheniia_program"
    ["file_id"] => string(6) "505949"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554316394"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства