kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О чем шепчет береза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа  - попытка проложить мостик через растущую пропасть между человеком и природой, попытка заставить людей изменить свое отношение к природе, повернуться к ней лицом, протянуть руку помощи, поддержать ее. В основе исследования лежит наблюдение и изучение березы бородавчатой  как биологического вида, обитающего на территории нашего района. Выбор данного объекта не случаен, т.к. численность популяций березы стремительно сокращается из-за несанкционированных вырубок, из-за несознательного, бездушного отношения к этому творению природы.

Работа повышает :

 - ответственность за сохранение биологического разнообразия растений нашей местности;

 - способствует расширению кругозора и развитию духовно-нравственных качеств подростков.

Работа выполнена в научно – популярном стиле, излагается эмоциональным выразительным языком, способным наиболее глубоко и точно передать морально-этический аспект затронутой темы.

Автор показывает свою гражданскую позицию в проблеме сохранения популяции березы, как символа красоты, доброты, патриотизма.

Исследование имеет определенную практическую ценность. Она интересна всем, кто увлекается биологией, желает расширить свой кругозор и реально участвовать в деле охраны природы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О чем шепчет береза »

I. Введение

С чего начинается Родина?!...

С кудрявой березки,

что во поле под ветром

склоняясь растет.

В классе тихо. Идет урок. Случайно мой взгляд падает на березовую аллею за окном. То, что я увидела, заставило меня вздрогнуть .Рыжеватый мальчишка старательно пытается вырезать что-то ножом на стволе дерева. Острое лезвие вонзается в упругое тело березы, а боль пронзает мое тело! Как будто холодное лезвие ножа коснулось меня. Зачем? Что ты делаешь? Я стучу в окно. Мальчуган испугался ,убежал. А я думаю : «Откуда такое бездушие?». Ведь эти березки растут здесь со времен основания школы, около 40 лет. Их сажали, выхаживали, лелеяли, заботливые руки учеников и учителей с тем, чтобы эти белоствольные красавицы дарили будущим поколениям радость, спасали их от палящих солнечных лучей в жаркий, знойный день, чтобы в их кронах поселились птицы и вывели птенцов, которые будут охранять пришкольный участок от вредителей. Чтобы жизнь продолжалась, чтобы добро порождало добро.

А может быть ему никогда никто не говорил, что деревья живые, что они дышат, питаются, что они способны чувствовать. И, когда острие ножа пронзает тело дерева – они плачут, роняя крупные слезы. Наверное, нужно дать мальчишке прочесть стихотворение:

«В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы –

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струей!

За каплей капля падает в песок

Березы кровь прозрачная, как слезы.

И вот от муки холодея,

Увянет к будущей весне,

Иссохнет ствол,

И ветви онемеют,

И помертвеют корни в глубине».

Постучать в окно?! Но этого так недостаточно. Нужно стучать, стучать громко и долго, пытаясь достучаться до сердца этого и многих других людей, чтобы у них никогда не возникло желания поднять руку на беззащитное творение. А для этого нужно, чтобы люди знали, что значит «Береза» в жизни природы, в истории нашей страны, в судьбе и жизни каждого человека.

В работе я старалась собрать как можно больше аргументов в защиту белокурой красавицы, доказать, что её нужно беречь и сохранить для будущих поколений. Она – символ красоты, любви, нежности, преданности и долга. Она – символ России. Для русских людей и для меня понятие «Родина» , «береза» неразделимы. Береза – олицетворение родины. И строки «Родина моя, хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви..»

хочется, немного перефразировав, обратить моему любимому дереву:

«Березонька моя, хочу,

Чтоб услыхала ты еще одно признание в любви.

Вовсе не за тем, чтоб ты меня любила,

Просто потому, что я тебя люблю! »

Любовь! Это великое вселенское чувство, на котором держится мир, благодаря которому не угасает человеческий род. Любовь к жизни, людям, ко всему , что нас окружает.

Любви нужен выход, ее нужно дарить, иначе она потеряет свое назначение. Пусть не всегда ее легко отдавать, но востребована она всегда. В этом великом чувстве больше всего нуждаются те, кто слабее, беззащитнее нас.

Человек! Оглянись!

Ум твой беспокоен, твои дела велики: тобой покорен атом, тяжелые воздушные корабли летают быстрее звука, люди мечтают о межпланетных путешествиях . Стоит ли тревожиться о том , что где-то вырублена березовая рощица. Неужели такие мелочи могут вызывать тревогу?

Да, могут! Березы бессловесны. Они не могут рассказать о том, как одолевают их миллионы прожорливых гусениц, как выжигают молодую древесную поросль пожары.

А ведь они - величайший источник вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и понимать прекрасное. Они –олицетворение красоты и могущества природы. Они помогают людям раскрывать и развивать в себе самые лучшие качества души.

С древних времен люди складывали легенды о ней. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, не расцветают по весне каштаны, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся благоухающим по весне липами , кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И конечно же….березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.

Оглянись! Нарушена гармония взаимоотношения общества с природой, что приводят к экологическим кризисам таящим угрозу.

Так торопишься жить ты, который не вечен

И в сыновней любви так жесток и беспечен,

У природы взаймы ты берешь без отдачи

Та - прощает долги, беззащитная плачет…

Оглянись!

На наших глазах идет оскудение природы – исчезают растения, вымирают птицы и животные, гибнут насекомые. Человек стал властелином природы.

Человек господствует, нанося природе неизлечимые раны, зияющие корявыми наростами на гладких стволах берез, как немой укор черствости, бездушию, жестокости.

В своей работе, рассматривая вопрос сохранения популяции березы бородавчатой в своей местности, я акцентирую внимание на нравственную сторону этой проблемы. Мы не должны забывать, что в центре взаимоотношения с природой должен находиться человек – творец, человек – созидатель, а не человек – потребитель. Только от человека, от его гуманности и нравственного здоровья зависит, какими будут его взаимоотношения с природой.

Проблемы экологии носят всепланетный характер и чтобы их решить, нужно иметь экологическое сознание и нравственность, мыслить глобально, а действовать локально в своем селе, отстаивая и защищая каждое деревце. Численность берез сокращается. Березы исчезают из биоценозов страны и нашей местности. Исчезают стремительно.

Человек может найти оправдания по поводу спиленного дерева, сломанной ветки, срубленной березки и они могут носить разный характер, в том числе и экологический. Но ни одно оправдание не сможет вернуть птицам и животным их дом, а людям здоровья.

Чтобы выяснить уровень осведомленности учащихся о березе, как символе России, как источники вдохновения поэтов, художников и композиторов, как о народной целительнице, учащимся школы была предложена викторина «Энциклопедия березовой жизни» (Приложение №1).

В викторине приняли участие 15 ребят. Анализ ответов показал, что ребята знают о березе многое: стихи, песни. Их мини-сочинение пронизаны чувством восхищения и трогательной любви к ней. Они цитируют стихи Фета, Набокова, Есенина. Делятся впечатлениями о чувствах рождающихся в их душе, когда они рассматривают полотна Саврасова «Грачи прилетели», Левитана «Березовая роща», Шишкина «Березовый лес», «Ручей в березовом лесу» и др. Все это будит в душе лучшие гуманные чувства: любовь, нежность, заботу. Рождает желание быть причастным к делу сохранения и защиты этого маленького чуда природы. Ребята единодушны во мнении: береза – это часть души и жизни каждого из нас. Она имеет право на жизнь. И наша обязанность помочь ей отстоять это право, а для этого нужно многое познать.

Поэтому тема сохранения березы повислой, как природного объекта, затронутая в работе – актуальна.

Задачи работы следующие:

- используя межпредметные связи с МХК ,литературой, историей показать роль березы в духовно-нравственном становлении подрастающих поколений;

- узнать самой и рассказать другим о ценности березы; о её заслугах перед человеком;

- убедить наше поколение спасти и сберечь этот биологический вид, отстоять его право на жизнь.

Цели работы:

1.привлечь внимание общественности к делу охраны природы в целом и сохранению популяции березы повислой, обратив внимание на сокращение ее, как биологического вида нашей местности.

2.Напомнить людям, что общение с березой, как природным объектом - это тот багаж гуманности и нравственности, который позволит спасти человечество от многих бед и трагедий .

3. Довести до сознания человека слова с тем, чтобы помочь ему прозреть и стать опорой и защитой для матери – природы.

Человек! Праздник жизни твоей лик природы калечит

Груз безумной любви лег на хрупкие плечи

Твой ребенок пожнет непосильную жатву

Жизнь своих сыновей ты поставил на карту.

Ты смеешься, поешь, вдохновенно играя…

Ты не слышишь, природы,

А она умирает……..









II. Основная часть

Работая со справочником «Определитель высших растений», выяснили родословную березы бородавчатой:

1.Таксономическая схема:

Отдел Цветковые, или Покрытосеменные



Порядок Букоцветные



Семейство Березовые

Род Береза



Вид Береза бородавчатая ( повислая).

2.Распространение и экология

Береза – широко распространенный вид по всему северному полушарию. Велико разнообразие берез в лесной зоне умеренного пояса. Березы являются важнейшими лесообразующими породами. Многие виды берез – пионеры заселения пустошей, обнажений.

Большинство берез морозостойки, не требовательны к почве, растут на песчаных ,болотистых и сухих почвах.

Среди берез преобладают деревья высотой 30-45 м, с диаметром ствола до 120-150 м . Кора обычно гладкая .Она белая; у некоторых видов серая ,коричневая или даже черная.

Корневая система берез мощная, уходит глубоко вглубь. Стержневой корень замирает очень быстро, но боковые корни развиваются мощно. Береза растет медленно только в первые годы, а потом начинает расти быстро. Одним из интереснейших явлений в жизни березы является её сожительство с грибами. Это носит специальное название – микориза. Береза делится с грибами органическими веществами, а гриб охотно поставляет ей воду. На березе живут гусеницы липового бражника, березовая пяденица. В древесине живут жуки –короеды. Её листьями питаются майские жуки.

Листья расположены поочередно. Простые, с зубчатым краем. Рассматривая в лупу проводящую систему листа, мы обнаружили, что она представляет собой довольно сложную систему: в ней ясно выделяются жилки разного порядка ветвления. Жилки первого порядка представляют собой главные жилки листа. От первичных жилок отходят более тонкие вторичные жилки. Еще более тонкие жилки, ответвляющиеся от первого и второго порядка называются третичными жилками. Далее располагаются жилки четвертого, пятого и других порядков. Отходящие от первичных жилок ветви разных порядков образуют сложную сеть, густо покрывающую всю пластинку листа.

Рассматривая визуально почки и трогая их руками ощущается клейкое вещество, которым покрыты чешуи. Почки расположены на стебле поочередно,они сидячие.

Цветки березы однополы. Мужские имеют околоцветник с двумя тычинками, женские лишены околоцветника и представлены завязью с двумя рыльцами. Мужские соцветия – цилиндрические сережки, располагаются на кончиках ветвей, образуются летом, зимуют, весной, после потери пыльцы опадают. Женские сережки короткие, выходят после зимовки одновременно с распусканием листьев.

Плод- орешек с крылышком, что позволяет березе распространять свое потомство на большие расстояния.

Береза – светолюбива, устойчива к холодам, к загрязненному и загазованному воздуху. Продолжительность жизни 100-150 лет.

Исследование морфологических характеристик березы отражено в сводной таблице «Биологические особенности березы бородавчатой »(см.приложение №2)

3.Химический состав

Береза- это кладезь большого числа полезных человеку химических веществ





Органическое вещество бетулин, Листья содержат

белый пигмент коры березы. эфирные масла и

дубильные вещества

В почках – эфирные масла, смола алкалоиды, аскорбиновая кислота высшие жирные кислоты




4.Хозяйственное значение березы

Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь береза. Наши предки с почтением относились к ней, зря не губили, считая березу источником жизни, деревом, дающим энергию. Использовали ее как строительный материал – древесина ее очень прочная, пригодная для изготовления мебели. Кора березы – береста заменяла писчую бумагу. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранениях и ожогах. Делали из нее музыкальные инструменты и даже легкие лодки. Почти вся крестьянская утварь делалась из бересты: в такой посуде, словно в термосе, вода не сразу замерзает в мороз и не сильно нагревается в жару.

И сегодня в качестве спутницы человека береза удовлетворяет его многочисленные потребности: она – сырье для производства лекарственных препаратов и парфюмерии, основной источник в производстве фанеры, она - прародительница синтетических тканей, каучука, пластмасс. Древесный уголь применяется для изготовления особо ценных и чистых металлов.









Пыльца

Древесина Деготь Береста Сок Уголь


Хозяйственное значение березы в современном производстве отражено в сводной таблице «Хозяйственное значение березы»

(см. Приложение №3 )

Ценность березы в ее неприхотливости, способности быстро расти и возобновляться. Ее древесина высоко ценится в мебельном производстве. Кора березы – береста прочна, содержит смолистые вещества и почти не гниет. Березовые почки и листья широко используются в медицине. Благодаря этим же целебным свойствам широко используются березовые банные веники.

Березовый сок – приятный и освежающий напиток. Во время ВОВ на Урале добывали тысячи тонн сока и давали его детям и раненым в госпиталях по норме: детям – 100 гр.

Взрослым – 200 гр.

Затрагивая нравственную сторону этого вопроса, вспоминается народная поговорка: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь»

Сколько же вытекает ее?! Сок, словно кровь несет к ветвям живительную влагу, что бы дерево ранней весной пробудилось от глубокого зимнего сна, чтобы развернуть навстречу солнцу свои изумрудные листочки.

Стоит ли из-за одного – двух глотков ранить дерево, наносить ему долгозаживающие раны, которые приводят к длительной болезни. Повреждение одного из органов растений влечет за собой нарушение жизнедеятельности дерева ведущее к его старению.

Сегодня ведется промышленная заготовка березового сока. Но помня заветы предков, живительная водица добывается по строгим правилам:

  1. Сок добывается из пней, срубленных берез, или деревьев, которые должны вскоре идти под спил.

  2. В индивидуальном порядке можно полакомиться березовым соком, срезав конец ветки и поместив ее в сосуд. Так дольше набирается сок, но зато и дереву не в обиду..

Из березы получают активированный уголь, деготь, из которого делают лечебные мази для быстрого заживления ран.

На стволах берез растет гриб-паразит – чага. Он копытообразной формы и паразитирует на стволе березы многие годы, до 15 лет. В чаге выделены органические вещества широко используемые для лечения многих заболеваний.

5.Береза – источник духовности и эстетической ценности.

Береза – характерный элемент русского пейзажа. С ней связаны народные обряды. Для россиян она – олицетворение прекрасной, светлой русской Земли. И если мы к ней с топором да с ножом, то не только дереву, но и Земле больно будет. Для русского человека нет роднее и любимее дерева. О ней слагают стихи и песни разные поколения поэтов и композиторов («Поэтический символ России.» Приложение №4).В истории нашей страны немало трагических страниц :Русь защищалась от нашествия половцев и печенегов ,давала отпор полчищам монголо-татар, Не сломили Россию наполеоновские войска ,стояла она под огнем пожарищ революций и гражданских войн, одержала победу над фашистской Германией в ВОВ 1941-1945 годов. И здесь береза давала силы нашим бойцам. С ней уходили на ратный подвиг солдаты, умирали, защищая ее, и к ней как к матери возвращались с победой (Приложение № 5 «Березы и война. »)



6.Береза – целительница.

Почет и уважение березы связаны не только с тем ,что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света ,любви к Родине, но и с ее многочисленными лекарственными свойствами. Не случайно ее называют деревом жизни и здоровья.

Практически все, что способна дать береза – кора, почки, листья, сок, гриб – чага, пыльца находит применение в народной медицине. В почках и листьях березы обнаружили эфирные масла, витамины, гликозиды, дубильные вещества. Почки и листья прочно вошли в ме6дицину. Настой и отвар почек обладает мочегонным, желчегонным и антисептическим действием. Благодаря этому отвару исчезают или резко уменьшаются отеки.

Свежие или сухие распаренные листья многократно применяют для компрессов и припарок при ревматизме. Отвар или настой листьев принимают как мочегонное и желчегонное средство, при отеках, связанных с болезнями сердца и сосудов. От этих же заболеваний применяют наружно березовый сок. Весенний сок березы лечит подагру, ревматизм, является общеукрепляющим средством и помогает при фурункулезе, ангинах, длительно не заживающих ранах и трофических язвах. В прошлом его применяли для лечения туберкулеза легких. После сбора сока необходимо заткнуть отверстие.

Листья березы, положенные в одежду, предохраняют ее от моли.

Осенью или весной на взрослых деревьях в березовой роще можно найти березовый гриб – трутовик чагу. Чага имеет вид твердого желвака с растрескавшейся поверхностью черного цвета. Чага – старинное лекарственно средство. Химический состав гриба в настоящее время изучен достаточно хорошо. Считается, что действие гриба обусловлено содержащимися в нем пигментами (красящими веществами). Если гриб сжечь и исследовать золу на содержание различных химических элементов, можно обнаружить натрий, калий и очень много марганца. Марганец является активатором многих ферментов – биологических катализаторов (ускорителей химических реакций в организме животных и человека). Следовательно, чага представляет собой настоящую биохимическую лабораторию и вырабатывает еще смолы, алкалоиды, агарициновую кислоту и ряд других веществ. Чагу применяют при язвенной болезни, гастрите и особенно при раковых опухолях желудка , легких и других внутренних органов, когда противопоказаны хирургическое вмешательство и лучевая терапия. Клинические исследования чаги были начаты около ста лет назад. Установлено, что в начальных стадиях развития рака чага может задержать рост опухоли.

Березовые почки можно собирать начиная с января, но наиболее сильное воздействие на организм оказывают молодые почки. Обычно березовые почки собирают в марте-апреле, когда они уже набухли, но еще не тронулись в рост.

Березовые почки содержат эфирное масло, аскорбиновую кислоту, флавоноиды, смолы, дубильные вещества, горечи, виноградный сахар. Их используют при болезнях органов дыхания (ларингитах, трахеитах, бронхитах) как антисептическое и отхаркивающее средство. Березовые почки применяют как противовоспалительное средство, добавляя в гигиенические ванны или используя в виде примочек и повязок при мелких ранениях и производственных травмах мягких тканей, а также при пролежнях, хронических гнойных ранах, трофических язвах и долго не заживающих ранах.

Ранней весной, в конце марта – начале апреля, начинается процесс бурного сокодвижения.

В нем содержится много полезных для организма веществ, витаминов, органических кислот, белков и микроэлементов.

Березовый сок оказывает омолаживающее действие, стимулирует обмен веществ, разрушает мочевые камни преимущественно фосфатного и карбонатного происхождения, используется как противоглистное средство. Его употребляют при интоксикациях и онкологических заболеваниях.

Березовый сок нормализует кислотность желудка, обладает мочегонным эффектом, помогает при подагре, артритах, отеках, ревматизме, простудных заболеваниях, воспалении легких, туберкулезе, способствует укреплению десен. Рекомендуется пить его 3-4 раза в день перед едой в течении 2-3 недель, соблюдая при этом молочно-растительную диету.

При различных кожных заболеваниях березовый сок употребляется наружно в виде примочек. Им можно протирать поврежденные участки кожи. При выпадении волос надо втирать березовый сок в кожу волосистой части головы, добавляя в него спирт, коньяк или отвар репейного корня.

Полезно смешивать березовый сок с другими соками, полученными из свежих фруктов и овощей, а также настаивать его на зверобое , плодах шиповника, мяты, чабреца, базилика, липовом цвете, кипрее, ягодах брусники.

Ежегодный весенний курс приема березового сока поможет избавиться от слабости, усталости, повышенной утомляемости, раздражительности, головокружения, шума в ушах, головной боли, бессонницы. У вас улучшится настроение и общее состояние организма.

В апреле – мае в солнечную сухую погоду собирают березовую пыльцу. Она обладает поистине чудодейственными свойствами. Устраняя вредные микробы в кишечнике, березовая пыльца способствует развитию полезных микроорганизмов. К тому же она регулирует функции пищеварительного тракта, избавляет от запоров, помогает при истощении и инфекционных заболеваниях. Особенно хорошо березовая пыльца действует в смеси с натуральным медом. Это превосходное укрепляющее средство с богатым содержанием биологически активных веществ и витаминов. Березовая пыльца является не только лечебным средством, но и незаменимым для здоровья продуктом питания. При добавлении ее к обычной пище возникает ощущение бодрости, жизненной силы и удовлетворенности.

В мае-июне обычно собирают молодые березовые листья . Чай из них считается одним из лучших мочегонных средств. Усиливая образование мочи, он при этом абсолютно не раздражает почек.

Березовые листья обладают мощным бактерицидным действием. Собирать их надо тогда, когда они еще клейкие и душистые. Их сушат в тени под навесами, на чердаках или в хорошо проветриваемых помещениях. Из молодых листьев готовят водные настои и отвары. Кроме ярко выраженного желчегонного и мочегонного эффекта настой из молодых листьев березы применяется с целью успокоения нервной системы, при головной боли, головокружении, расстройствах сна, мигрени, ишемической болезни сердца, атеросклерозе. Достаточно пить его по 2 стакана в день. Такие отвары применяют и наружно при заболеваниях кожи, ревматизме сустав, а также для мытья головы.

Березовый деготь обладает сильным противомикробным, противопаразитарным и антисептическим действием. Его широко используют для лечения чесотки, экземы, чешуйчатого лишая, псориаза, различных язв, сыпей, грибковых поражений кожи.

При прокаливании древесины получают березовый уголь. Препарат из очищенного березового угля используется как адсорбент при метеоризме, желудочных коликах, повышенной кислотности желудочного сока, различных отравлениях.

При лечении лишаев рекомендуется натирать больное место вначале чесноком, а потом втирать в него в течении 20-30 минут березовый уголь, смешанный с соком свежего корня лопуха.

При ожогах надо насыпать измельченный в порошок березовый уголь на рану, что способствует ее быстрому заживлению.

И это далеко не полный перечень заболеваний, которые лечит береза. Найдется ли хоть одна химическая таблетка, которая бы не обладала такими же широким спектром действия да при этом еще и не оказывала бы на организм никаких побочных эффектов? Вряд ли.(см .Приложение №6 «Белоствольная целительница».)




III.Заключение

Часто мы о березе говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым требуется не один десяток лет. Много сил и упорства нужно приложить маленькому расточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу, летний зной, проливные дожди и затяжную засуху:

Ты видел как рождаются березы?

Совсем, как травы

Стебли да листок

Посмотришь, -

Приподнялся из пеленок

И как былинка хлипкая ,

Стоит березы русской маленький ребенок.

Не всякий и заметит эту кроху

В два- три едва раскрывшихся листка

Ей сызмальства не раз придется плохо

То- непогода,

То земля жестка,

То Солнце заслонить стремятся травы

О , сколько в жизни надо испытать,

Чтоб стойкою, кудрявою красавицей

Березонькою белолицей стать.

Сколько же добра, нежности и благородства у красавицы русских лесов. Береза, как заботливая мать защищает от мороза и солнца небольшие, словно игрушечные елочки. Пройдет несколько лет, елочки вырастут, а березки – покровительницы с достоинством уступят им свое место.

Березы дают приют пернатым. В их кронах устраивают гнезда грачи. Не обходят их вниманием дрозды и зяблики. В старых дуплистых деревьях гнездятся дятлы, синицы, поползни, мухоловки. Березовыми почками питаются тетерева, а вытекающий из ствола сок охотно пьют птицы, бабочки, жуки, муравьи.

А березки молчат, тихо шелестя шелковой листвой в этом безмолвии они смотрят на нас и в чуть слышном шелесте я улавливаю мольбу о пощаде:

«- Люди! Остановитесь! Сберегите березу для будущих поколений».





























Приложение 1

Викторина

«Энциклопедия березовой жизни»

  1. Какое дерево называют символом России? Почему?

  2. Почему считается, что у березы 2 коры?

  3. С какими грибами «дружит» береза? Как называются такие взаимоотношения? Какова их роль в жизни березы?

  4. Как называется верхняя кора березы? Где она нашла применение?

  5. Почему белую кору березы любят ученые-историки?

  6. Каким образом береза может помочь человеку утолить жажду?

  7. Стоит в поле дерево. На нем семь угодьев:

Первое угодье – в избе обиходье

Другое угодье – в кругу вертится

Третье угодье – старому и малому потеха

Четвертое угодье – по церкви крыша

Пятое угодье - по дорожке след

Шестое угодье – во всю ночь свет

Седьмое угодье – всему миру масло

Объясните смысл каждого угодья.

  1. Назовите литературные произведения, посвященные березе. Укажите их авторов. Воспроизведите на память одно из них.

  2. Какие художественные полотна на эту тему вам известны? Назовите их авторов?

10.Опишите чувства, возникающие в вашей душе при виде белоствольной березки, слыша шёпот её листвы. Согласны ли вы с мнением, что это дерево духовно – нравственное наследие России, что оно должно жить?





Приложение 2

Биологические особенности березы бородавчатой

Признак

Характеристика признака




Корневая система

Мощная ,поверхностная (корни выступают над поверхностью почвы). Тип – стержневая, но главный корень быстро замирает в своем развитии, давая толчок быстрому росту боковых корней. Поэтому первые годы береза растет медленно, а затем очень активно, что обеспечивает ей победу над окружающей растительностью.



Стебель

Прямостоячий, ветвящийся, одревесневший, покрытый корой. Кора черная, полости пробковой ткани заполняет белым смолянистым веществом – бутулином. Он придает коре белую окраску. Наружная часть – береста отслаивается лентами.



Лист

Листья простые, черешковые, цельные с зубчатым краем. Средний размер 7 см. длиной и 4 см. шириной. При появлении из почки – клейкие. При старении желтеют. Расположение поочередное. Жилкование сетчатое.






Соцветие

Мужские соцветия – сережки, появляются летом на вершинах побегов. Они сначала зеленые, затем буреют. Длина от 2-х до 4-х см. Снаружи сережка покрыта смолянистым веществом. Весной сережки удлиняются и активно выделяют цветочную пыльцу. Затем опадают. Женские сережки располагаются на боку ветки. Женские цветки, состоящие только из завязи сидят по три под каждой прицветной чешуей; в каждой завязи 2 семяпочки, одна из которых после опыления засыхает. Женская оплодотворенная сережка удлиняется, приобретает ножку, утолщается – превращается в продолговатую цилиндрическую шишку. Осыпается в августе-сентябре.

Плоды

Орешки, в форме сплюснутой чечевицы, снабженных перепончатым крылышком. Семена легкие, легко разносятся ветром на расстояния до 100 м. от родительского растения



















Приложение 3

Хозяйственное значение березы



Древесина

Хороший поделочный материал. Лучшее топливо. В постройках мало пригодна, т.к. скоро заражается грибком и разрушается. Древесина тяжелая, прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.



Деготь

Образуется при сухой перегонке коры. Применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Смазочный материал.



Береста

Благодаря присутствию смолистых веществ отличается чрезвычайной прочностью. Используется в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви, служил материалом для письма.



Сок

Пасока – жидкость вытекающая из сосудов стебля растения, содержит более 2% сахара. Сокодвижение длится несколько недель и прекращается с распускание почек. Идет на приготовление напитков.



Уголь

Используется для производства кремния и некоторых особо ценных металлов.




Приложение 4

Поэтический символ России


Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее ,нарядную,

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую.

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится!

«Березка» А.Прокофьев


Береза, белая подруга

Весенних зорь, прозрачных рек,

Скажи, скажи, какая вьюга,

Тебе оставила свой снег?

Ветвями тянешься за мною,

На плечи руки мне кладешь

И шелестящею листвою

Без слов, без музыки поешь.

О чем поешь, моя береза,

Качаясь тихо, как во сне?

И почему ,не знаю, слезы,

Приходят ,светлые, ко мне?

Л. Овсянникова


Без березы не мыслю России, -

Так светла по – славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена.

Под березами пели, женили.

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах.

Потому, знать, березы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зеленой листвою,

То сережками слезы прольют

О. Шестинский

***

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радости и слезы.

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа



Приложение 5

Березы и война

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться ,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

К.Симонов





***

Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре,

Студеный сок бежал, как слезы.

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

И рано – раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

« Родную русскую березу

В обиду больше не дадим»

***

Война прошла, но подвиг вечен.

Как цепь сражавшихся солдат

(Кто опален, кто изувечен) –

Березы русские стоят.

Стоят, как прежде, белоноги,

И люди, - боже, их прости! –

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить березы на пути.

Один сказал с улыбкой: « Ну – ка!»-

И хвать по дереву с плеча.

Топор сорвался с резки звуком,

Свинец тяжелый повстречав.

Застыли люди. Значит, скольких

Спасли березы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, бойцах…

В.Потемкин

***

За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал солдатские березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

«Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез»









Приложение 6

Белоствольная целительница

Рецепт №1

Из березовых почек можно приготовить настой, который поможет наладить работу желудочно- кишечного тракта, пригодится при кожных заболеваниях, отеках, вызванных почечной или сердечной недостаточностью. Для этого нужно взять 1 столовую ложку почек, залить их 250 миллилитрами холодной воды и настоять на водяной бане 20-30 минут, после чего охладить и процедить . Принимать настой по 1 столовой ложке 4-6 раз в день.

Рецепт №2

В домашних условиях можно приготовить настойку из березовых почек. Она поможет при спастических состояниях желудка, при переутомлении и бессоннице, облегчит течение климактерического периода. Для этого необходимо залить 15-20 грамм березовых почек 0,5 литра спирта, настоять и принимать по 15-20 капель ежедневно 2-3 раза в день. Эту настойку можно применять наружно для втираний и компрессов на суставы при артритах и ревматизме.

Рецепт №3

В качестве противорвотного средства применяют водный настой березовых почек.1 столовую ложку сухих почек заливают стаканом кипятка, настаивают 30 минут, процеживают и принимают по 30-50 грамм каждый час.

Рецепт №4

Как отхаркивающее средство при лечении хронического бронхита готовят смесь: одна часть березовых почек, 2- душицы, 1 – крапивы, 4 – травы багольника. Две столовые ложки смеси залить 0,5 литрами крутого кипятка, кипятить 10 минут. Настоять 30 минут. Пить 1/3 стакана в день после еды.

Рецепт№5

При воспалении почек 100 граммов молодых зеленых листьев измельчить, залить двумя стаканами теплой кипяченой воды. Настаивать 5-6 часов, процедить, дать отстояться. Пить, взбалтывая по пол стакана 2-3 раза в день перед едой. Данный нас настой можно использовать при отеках почечного и сердечно- сосудистого происхождения.

Рецепт №6

Для лечения сахарного диабета молодые почки собирают во время набухания , настаивают 6 часов 2-3 столовые ложки в 2 стаканах кипятка. Употребляют три раза в день после еды по пол стакана.

Рецепт №7

Средством для наружного применения для лечения радикулита молодые листья березы (размер с копейку) нарвать и запарить в ванне с горячей водой. Разбухшие листья вынуть и горячими обложить больные места, больного укрыть на два часа. Наблюдается сильное потоотделение, дающее хороший лечебный эффект.


















V.Литература:

  1. «Жизнь растений» .Под.ред. Тахтаджяна. М.просвещение. 1980 г.

  2. Губанов И. А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель высших растений средней полосы Европейской части СССР. М., «Просвещение», 1981 г.

  3. «Биология в школе» №4, 2001 г.

  4. «Биология в школе» №3, 1990 г.

  5. «Юный натуралист» №5. 1995 г.

  6. «Воспитание школьников» №3, 1991 г.

  7. Кряжева Н.Г. «Анализ стабильности развития березы повислой» Экология 1996 г.




























Содержание

I.Введение ………………………………………………….1-6

II.Основная часть…………………………………………..7-16

III.Заключение ……………………………………………17-18

IV.Приложения……………………………………………19-29

V.Литература………………………………………………30





































План работы

I.Введение

- актуализация

- цели и задачи

II.Основная часть

1.Родословная березы бородавчатой

2.Распространение и экология

3. Химический состав

4.Хозяйственное значение

5. Береза – источник духовности и эстетической ценности.

6.Белоствольная целительница

III. Заключение







































Муниципальное образовательное учреждение

Ушаковская средняя школа





Исследовательская работа

по биологии





О чем шепчут березы





Выполнила:

ученица 11 класса

Гусева Наталья

Ивановна



Руководитель:

Кортунова Татьяна

Николаевна

с.Ушаково

2010 г.



Рецензия

Данная работа - попытка проложить мостик через растущую пропасть между человеком и природой, попытка заставить людей изменить свое отношение к природе, повернуться к ней лицом, протянуть руку помощи, поддержать ее. В основе исследования лежит наблюдение и изучение березы бородавчатой как биологического вида, обитающего на территории нашего района. Выбор данного объекта не случаен, т.к. численность популяций березы стремительно сокращается из-за несанкционированных вырубок, из-за несознательного, бездушного отношения к этому творению природы.

Работа повышает :

- ответственность за сохранение биологического разнообразия растений нашей местности;

- способствует расширению кругозора и развитию духовно-нравственных качеств подростков.

Работа выполнена в научно – популярном стиле, излагается эмоциональным выразительным языком, способным наиболее глубоко и точно передать морально-этический аспект затронутой темы.

Автор показывает свою гражданскую позицию в проблеме сохранения популяции березы, как символа красоты, доброты, патриотизма.

Исследование имеет определенную практическую ценность. Она интересна всем, кто увлекается биологией, желает расширить свой кругозор и реально участвовать в деле охраны природы.

33






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
О чем шепчет береза

Автор: Работу выполнила ученица 10 класса Гусева Наталья. Руководитель Кортунова Татьяна Николаевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок на тему С.Есенин «Береза», М.Пришвин «Деревья в плену»"
    ["seo_title"] => string(73) "otkrytyi_urok_na_tiemu_s_iesienin_bierieza_m_prishvin_dieriev_ia_v_plienu"
    ["file_id"] => string(6) "386715"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485997244"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по литературному чтению С. Есенин "С добрым утром!" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-s-iesienin-s-dobrym-utrom"
    ["file_id"] => string(6) "126433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415177132"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "презентация к внеклассному мероприятию "Мы славим Россию" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-my-slavim-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "201895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429133038"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Правила правописания безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-po-tiemie-pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "251842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447307367"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Правила правописания безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(67) "pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-1"
    ["file_id"] => string(6) "251845"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447307496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства