kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обеспечение преемственности в развитии интереса к изучению биологии в условиях современной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с переходом на ФГОС НОО и ООО у учителей возникает много вопросов о способах организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися на второй ступени образования. Здесь очень важны вопросы преемственности между первой и второй ступенью, потому что именно преемственность обеспечит поступательное развитие метапредметных умений вообще и проектной деятельности в частности. Если в школе выстроена продуманная и эффективная система организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, то перспектива защиты индивидуального проекта по окончании ступени ООО не покажется такой уж страшной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение преемственности в развитии интереса к изучению биологии в условиях современной школы»

Формы организации проектной деятельности на уроке и внеурочной деятельности . М.Ю.Лихачёва, учитель биологии МКОУ ШР «СОШ № 7»

Формы организации проектной деятельности на уроке и внеурочной деятельности .

М.Ю.Лихачёва,

учитель биологии

МКОУ ШР «СОШ № 7»

«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…  … переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся …» Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения

«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально

желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся …»

Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения

Занятия до ФГОС ООО второго поколения

Занятия до ФГОС ООО второго поколения

ФГОС ООО второго поколения предполагает

ФГОС ООО второго поколения предполагает

Урок «вчера»

Урок «вчера»

Урок «сегодня»  (Проектные и исследовательские технологии)

Урок «сегодня» (Проектные и исследовательские технологии)

  • Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
  • Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
  • Участники проекта организуют себя на дело;
  • Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
  • Участники проекта вступают в дискуссию
Формы проектной  деятельности: Проект на уроке и внеурочной деятельности Проектная задача на уроке и внеурочной деятельности Индивидуальный проект

Формы проектной деятельности:

Проект на уроке

и внеурочной деятельности

Проектная задача

на уроке и внеурочной деятельности

Индивидуальный проект

Цель проектного обучения -   создать условия, при которых учащиеся:

Цель проектного обучения -

создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают системное и проектное мышление.
форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели поставленной цели – решения конкретной проблемы, проблемы, значимой для обучающихся оформленной в виде некоего конечного продукта .
  • форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
  • совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели
  • поставленной цели – решения конкретной проблемы,
  • проблемы, значимой для обучающихся
  • оформленной в виде некоего конечного продукта .

Проект-это

Виды проектов по комплексности и характеру контактов Монопроекты Межпредметные пректы

Виды проектов по комплексности и характеру контактов

Монопроекты

Межпредметные пректы

Виды проектов по доминирующей деятельности учащихся творческий информационный технологический исследовательский практико-ориентированный игровой (ролевой)

Виды проектов по доминирующей деятельности учащихся

творческий

информационный

технологический

исследовательский

практико-ориентированный

игровой (ролевой)

Виды проектов по продолжительности

Виды проектов по продолжительности

анализ актуальности проводимого исследования (проблемы); целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов.
  • анализ актуальности проводимого исследования (проблемы);
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков работ;
  • проведение проектных работ;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
  • представление результатов.

Структура проекта :

Проблема Планирование Поиск информации  Продукт  Презентация
  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Правило 5 «П»:

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

материальный объект , макет, иное конструкторское изделие;  отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план,газета, видеофильм, статья, проведение мероприятия. электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная).
  • материальный объект , макет, иное конструкторское изделие;
  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
  • Мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план,газета, видеофильм, статья, проведение мероприятия. электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Проектная задача как форма проектной деятельности

Проектная задача как форма проектной деятельности

В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели .
  • В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели .
Проектная задача -это – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на достижение не существовавшего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение ребенка.  А.Б.Воронцов

Проектная задача -это

– задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на достижение не существовавшего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение ребенка.

А.Б.Воронцов

Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.  Количество заданий в проектной задаче – это количество действий
  • Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
  • Количество заданий в проектной задаче – это количество действий , которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт;  носит групповой характер. 
  • возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт; 
  • носит групповой характер. 

Педагогические эффекты:

Реальную возможность организации взаимодействия детей между собой; Учит способу проектирования через специальные задания; Формирует умение вычленять требуемую информацию; Учит находить оптимальный способ решения задачи.
  • Реальную возможность организации взаимодействия детей между собой;
  • Учит способу проектирования через специальные задания;
  • Формирует умение вычленять требуемую информацию;
  • Учит находить оптимальный способ решения задачи.

Проектная зачача дает обучающимся:

Продолжитель-ность решения проектной задачи:

Продолжитель-ность решения проектной задачи:

  • 1 урок (15-30 минут)
  • 2 урока
  • Продолжительное время (несколько часов), решение задачи выносится во внеурочную деятельность
  • Чем больше времени требует решение задачи, тем объемнее должна быть система задний и больше справочного материала. 
Типы  проектных задач: межпредметные разновозрастные предметные одновозрастные

Типы проектных задач:

межпредметные

разновозрастные

предметные

одновозрастные

Структура проектной задачи:

Структура проектной задачи:

  • Описание ситуации, содержащей проблему
  • В описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
  • Задание или система заданий
  • Описание конечного «продукта» 
  • Решение задачи направлено на создание «продукта»/ «продуктов»
  • Итоговый продукт презентуется и оценивается публично.
  • Справочный материал к проектной задаче.
Система заданий  - это шаги, которые помогают получить результат.  Справочный материал  - информация, в которой дети могут найти необходимые данные (информация избыточна, нужную информацию надо выделить).
  • Система заданий  - это шаги, которые помогают получить результат. 
  • Справочный материал  - информация, в которой дети могут найти необходимые данные (информация избыточна, нужную информацию надо выделить).
Критерии проектной задачи:

Критерии проектной задачи:

  • Детям должно быть интересно, любопытно!
  • Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...).
  • В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и  часть  данных.
  • Четко описан продукт.
  • Прослеживается логика: цель-условие-задания-результат-продукт .
  • К результату направляет задание или система заданий.
  • Результат решения используется для создания продукта.
Реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)
  • Реальный «продукт»

(текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми

  • Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)

Итог решения проектной задачи :

Отличие проектной задачи от проекта Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.  При выполнении проекта обучающиеся сами определяют весь набор необходимых средств

Отличие проектной задачи от проекта

Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

При выполнении проекта обучающиеся

сами определяют весь набор необходимых средств

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».

Литература:

Литература:

  • Проектные задачи в начальной школе / под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  • http:// kopilkaurokov.ru
  • http://uchitelya.com


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лихачева Марина Юрьевна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Роль электронных образовательных ресурсов библиотеки в развитии личности»"
    ["seo_title"] => string(70) "roleliektronnykhobrazovatielnykhriesursovbibliotiekivrazvitiilichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "264514"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449740980"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Слайд-шоу к уроку "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(47) "slaid-shou-k-uroku-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231098"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442371450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства