Обеспечение преемственности в развитии интереса к изучению биологии в условиях современной школы
Обеспечение преемственности в развитии интереса к изучению биологии в условиях современной школы
В связи с переходом на ФГОС НОО и ООО у учителей возникает много вопросов о способах организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися на второй ступени образования. Здесь очень важны вопросы преемственности между первой и второй ступенью, потому что именно преемственность обеспечит поступательное развитие метапредметных умений вообще и проектной деятельности в частности. Если в школе выстроена продуманная и эффективная система организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, то перспектива защиты индивидуального проекта по окончании ступени ООО не покажется такой уж страшной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обеспечение преемственности в развитии интереса к изучению биологии в условиях современной школы»
Формы организации проектной деятельности на уроке и внеурочной деятельности .
М.Ю.Лихачёва,
учитель биологии
МКОУ ШР «СОШ № 7»
«…в основеСтандарталежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…
…переход к стратегии социального проектирования и конструированияв системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющихпути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…»
Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения
Занятия до ФГОС ООО второго поколения
ФГОС ООО второго поколения предполагает
Урок «вчера»
Урок «сегодня»(Проектные и исследовательские технологии)
Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
Участники проекта организуют себя на дело;
Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
Участники проекта вступают в дискуссию
Формы проектнойдеятельности:
Проект на уроке
и внеурочной деятельности
Проектная задача
на уроке и внеурочной деятельности
Индивидуальный проект
Цель проектного обучения-
создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное и проектное мышление.
форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели
поставленной цели – решения конкретной проблемы,
проблемы, значимой для обучающихся
оформленной в виде некоего конечного продукта .
Проект-это
Виды проектов по комплексности и характеру контактов
Монопроекты
Межпредметные пректы
Виды проектов по доминирующей деятельности учащихся
творческий
информационный
технологический
исследовательский
практико-ориентированный
игровой (ролевой)
Виды проектов по продолжительности
анализ актуальности проводимого исследования (проблемы);
целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
представление результатов.
Структура проекта :
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Правило 5 «П»:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
материальный объект , макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план,газета, видеофильм, статья, проведение мероприятия. электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Проектная задача как форма проектной деятельности
В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели .
Проектная задача -это
– задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на достижение не существовавшего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение ребенка.
А.Б.Воронцов
Проектная задача содержит набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
Количество заданий в проектной задаче – это количество действий , которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт;
носит групповой характер.
Педагогические эффекты:
Реальную возможность организации взаимодействия детей между собой;
Учит способу проектирования через специальные задания;
Формирует умение вычленять требуемую информацию;
Учит находить оптимальный способ решения задачи.
Проектная зачача дает обучающимся:
Продолжитель-ность решения проектной задачи:
1 урок (15-30 минут)
2 урока
Продолжительное время (несколько часов), решение задачи выносится во внеурочную деятельность
Чем больше времени требует решение задачи, тем объемнее должна быть система задний и больше справочного материала.
Типыпроектных задач:
межпредметные
разновозрастные
предметные
одновозрастные
Структура проектной задачи:
Описание ситуации, содержащей проблему
В описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
Задание или система заданий
Описание конечного «продукта»
Решение задачи направлено на создание «продукта»/ «продуктов»
Итоговый продукт презентуется и оценивается публично.
Справочный материал к проектной задаче.
Система заданий - это шаги, которые помогают получить результат.
Справочный материал - информация, в которой дети могут найти необходимые данные (информация избыточна, нужную информацию надо выделить).
Критерии проектной задачи:
Детям должно быть интересно, любопытно!
Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...).
В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных.
К результату направляет задание или система заданий.
Результат решения используется для создания продукта.
Реальный «продукт»
(текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми
Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)
Итог решения проектной задачи :
Отличие проектной задачи от проекта
Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
При выполнении проекта обучающиеся
сами определяют весь набор необходимых средств
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».
Литература:
Проектные задачи в начальной школе / под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).