Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс на тему: «Экологическое воспитание школьников». »
Мастер – класс на тему: «Экологическое воспитание школьников».
Цель:
формирование экологической грамотности учащихся.
Задачи:
передать знания об экологических особенностях окружающей среды;
развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности, уверенность в себе, ответственность, эмпатию;
воспитание экологической культуры;
воспитание чувства сопереживания за всё живое на Земле.
Выступление учителя: Уважаемые коллеги! В рамках экологического образования в нашей школе ведется работа факультатива «Окружающая среда для будущих поколений», целью данного курса является формирование активной жизненной позиции через социально-полезную, общественную, практическую и исследовательскую деятельность экологической направленности. Наличие нравственной и эстетической составляющей активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают возможность реализовать учащимся себя в различных видах деятельности.
Мастер- класс на тему «Экологическое воспитание школьников», который будет проходить в виде экологического спектакля «Суд над человечеством», в котором принимают участие учащиеся 8, 9, 10 классов.
Внимание! В зале заседания суда находятся: секретарь, адвокат, обвинители: биолог, эксперт атмосферы, эколог почвовед, гидролог.
Секретарь: Встать! Суд идет… Прошу всех сесть. Ввести подсудимого.
Судья: Прошу внимания! Сегодня в этом зале вершится суд, обвиняется человечество: в исчезновении животных и растений, в загрязнении окружающей среды, в создании экологических катастроф. Слово – главному обвинителю, биологу.
Биолог: Ваша честь! Мне трудно говорить. Так как многих видов животных и растений уже не существует, и я боюсь, что исчезновения на этом не закончатся. Я не могу понять одного: почему человечество уничтожает животных и растения, почему так жестоко к ним, ведь сам человек – творение природы. Человек не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что при этом нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно. Я обвиняю человечество в том, что с лица Земли исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 видов птиц. Земля находится на грани экологической катастрофы. Вместе с животными страдают сами люди: средняя продолжительность жизни сократилась на 7-8 лет, только 15% детей рождаются практически здоровыми, только 4% выпускников школ считаются здоровыми. Где бы ни появились люди, везде они что-нибудь разрушали или убивали кого-нибудь. Ими отравлены воздух, реки. Хочу сказать людям: Оглянитесь! Подумайте! Остановитесь! Ваша честь я бы хотела предоставить вам видеоматериал о исчезающих млекопитающих Казахстана.
Судья: Давайте посмотрим видеоматериал, который является этому доказательством.
Биолог: Ваша честь!Он наказал и продолжает наказывать сам себя!
Судья: Ну что же? Хорошо. Теперь слово защитнику.
Адвокат: Ваша честь! Я понимаю негодование обвинителя и согласен с ним: человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает и уважения. Да, да! Человек создал заповедники, национальные парки, которые служат эталоном природы, не затронутой хозяйственной деятельностью человека, их территории уникальны, как место обитания редких исчезающих видов животных, птиц и растений, занесенных в Красную книгу, которая охраняется Законом. Учёные и специалисты озабочены влиянием бурного развития науки и техники на среду обитания, они стараются предотвратить отрицательное влияние на природу антропогенных факторов.
Судья: Давайте выслушаем свидетелей, со стороны обвинения. Приглашается первый свидетель обвинения – эксперт атмосферы.
Эксперт атмосферы: Ваша честь! Я эксперт по изучению атмосферы. Всем известно, что воздух - этосмесь девяти газов, которая составляет атмосферу Земли, простирающуюся до высоты 1000-1200 км. Главными составляющими воздуха являются: кислород – 21%, азот – 79%, углекислый газ – 0,03% . Воздух содержит также переменные количества водяного пара. В нижних слоях атмосферы во взвешенном состоянии содержатся переменные количества пыли и золы, образующихся, например, в процессах горения и при извержении вулканов. С присутствием в воздухе таких аэрозольных частиц связаны яркие краски солнечных восходов и закатов, обусловленные рассеянием на них солнечных лучей.
За год в атмосферу выбрасывается только одного углекислого газа 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. На Земле кислорода становится всё меньше и меньше.
Судья: Давайте посмотрим видеоматериал, который является этому доказательством.
(видеоматериал)
Судья: Слово следующему свидетелю обвинения – Гидрологу.
Гидролог: Ваша честь!Вода – это уникальное вещество, так как имеет множество свойств. Все жизненные процессы осуществляются при помощи воды. Без нее не может существовать ни одно живое существо. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире попадает в водоёмы столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже во льдах Арктики нашли стиральный порошок. Удобрения, стоки заводов и фабрик оставляют самих людей без качественной питьевой воды. Озеро Байкал потеряло способность самоочищаться. Реку Иртыш от керосинового подземного озера, оставленного в наследство военным комплексом, отделяет всего один км. А Аральское озеро превратилось в безжизненную пустыню. Соли этого озера вместе с песком и пылью оседают на ледниках Тянь-Шаня и Гималаев, во льдах Северного Ледовитого океана. А это ускоряет таяние ледников, уже отмечен подъём уровня в мировом океане. Ваша честь! У меня есть доказательства, вот видеоматериал.
Судья: Давайте посмотрим видеоматериал, который является этому доказательством.
(видеоматериал)
Судья: Суд объявляет перерыв.
Секретарь: Прошу всех встать!
(судья уходит)
Секретарь: Окружающая среда в опасности. Человечество обязано принять меры по улучшению качества среды для будущего поколения, а именно для детей. Именно дети – будущее человечества.
(музыкальный номер)
Секретарь: Всем встать! Суд идет! Прошу всех сесть!
Судья: Суд продолжает заседание. Приглашается следующий свидетель – эколог почвовед.
Эколог почвовед: Ваша честь! Экологи почвоведы очень обеспокоены данной экологической обстановкой.Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно ¼ часть всех плодородных земель. Безжалостно люди осваивали целинные и залежные земли. Правда, первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн гумуса – плодородного слоя – и уносить их к подножию Тянь-Шаня. Неправильно внося минеральные удобрения, люди испортили почвы. Например, селитра, которую применяли в Средней Азии для улучшения роста фруктов, отравляла почву и людей. Бытовой мусор наносит урон почве: бумага разлагается в течение 2 лет, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая – 500 лет, полиэтиленовая пленка – 200 лет. А ядерные испытания нанесли невосполнимый вред всему живому на Земле. Здесь я хотел бы предъявить вещественные доказательства.
Адвокат: Ваша честь! Мне трудно выступать после такого обвинения. Аргументы весомые. Человечеству для жизнедеятельности вода просто необходима. Чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях нет сточных вод. Загрязненную воду используют и снова очищают. Люди стараются сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, и Япония нашла им заменители. Чтобы сократить выбросы двуокиси углерода, некоторые страны стали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: геотермальные воды на Камчатке, приливно-отливные воды на Белом море, солнечную энергию в Казахстане.
Судья: Мы выслушали свидетелей. Что же нам делать?
Адвокат: Ваша честь!На всяком суде слово дается и обвиняемому. Послушаем человека.
Человек: Ваша честь! Я не буду оправдываться. Хочу попросить у всех вас прощения, хотя понимаю, вам от этого не легче.
Судья: Прошу внимания! Изучив материалы дела, мы установили, что сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность. 5 тысяч видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. На планете Земля выделено около 900 ареалов с острой экологической ситуацией. Уничтожаются лёгкие планеты – леса. На грани исчезновения реликтовый бор в Восточном Казахстане. Загрязнены Чёрное и Азовское моря. На ледниках Памира находятся свалки мусора. Ухудшается химический состав воды. Люди не выполняют статью 281 «Загрязнение, истощение вод», 282 «Загрязнение атмосферы», 283 «Загрязнение морской среды», 285 «Порча Земли», 286 «Нарушение правил охраны и использование недр», 289 «Нарушение правил охраны животного мира», 292 «Уничтожение или повреждение лесов», 294 «Непринятие мер ликвидации последствий экологического загрязнения».
Поэтому суд выносит решение: человек должен исправить то, что еще можно исправить; следить за чистотой окружающей среды; беречь животный и растительный мир; сохранить природу для будущих поколений.
Учитель: Сегодня никто не в состоянии дать оценку влияния загрязненности воздуха, почвы, водных ресурсов на природу и здоровье человека. От чего зависит продолжительность его жизни? Почему продолжают исчезать отдельные виды флоры и фауны? Все эти вопросы пока остаются без ответа. Но есть надежда, что в недалеком будущем они найдут свое решение, благодаря тому, что школьники будут повышать свою экологическую грамотность. Спасибо за внимание!