В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей среды не только вызывает опасения ученых, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Согласно выдвинутой концепции устойчивого развития, главной целью экологического воспитания детей становиться формирование экологической культуры как нравственного качества личности. В школьные годы экологическая культура проявляться, как правило, через ответственный личностный подход к природе, участие в труде по защите природного окружения, пропаганде экологических идей. Человек, обладающей экологической компетентностью, подчиняет свою деятельность требованиям рационального природопользования, заботится о сохранении и улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения. Почувствовав и осознав общие закономерности развития природы и общества, он приходит к пониманию того, что природа составляет первооснову становления и существования человека. Экологическая культура, как важнейший фактор нравственного формирования личности, позволяет преодолеть некоторые негативные явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, природой, самим собой как частью природы. Отношение к окружающей среде экологически компетентного человека начинает, выражаться в следующих характеристиках личности: - готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом; - способности осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию, -выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. Экологическая культура как качество личности формируется на протяжении всей жизни в процессе непрерывного экологического воспитания, основными этапами которого, так или иначе, становятся: -семья; -детские дошкольные учреждения; -школа; -внешкольные воспитательные учреждения; -воспитательная работа в летний период; -средства массовой информации; -самовоспитание. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения на сегодняшний день по-прежнему продолжает играть школа, которая организует и направляет процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеурочную работу. Поэтому система экологического воспитания, развиваемая в школе должна включать в себя ряд основных принципов: -единство интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов и практической деятельности по улучшению природной среды; -систематичность, непрерывность, междисциплинарность; -взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов к экологическим проблемам. На данный момент экологические проблемы стали настолько серьезными, что для формирования экологического сознания молодых людей встала необходимость использования всех каналов воздействия на их личность простым. Любой человек должен быть элементарно экологически образован: иметь представления об экологической опасности строительного или промышленного объекта или проекта, продукта, вещества, также уметь высказывать свою позицию, владеть знаниями об экологически обоснованных «зеленых» технологиях, уметь и хотеть их применить. Целью экологического образования должно стать не только формирование нравственного отношения к природе и людям, но и способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, готовности принять необходимое практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Поэтому, главной целью экологического воспитания в школе должно стать формирование экологической культуры школьников, Необходимо помнить учителям, что лишь при сочетании знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по отслеживанию состояния природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного и компетентного гражданина. А система образования и общество в целом только выиграют, если наблюдения за окружающей средой доверить и внедрить в систему школьного образования , а также разработать исследовательскую программу школьного экологического мониторинга. Однако, составить такую программу очень трудно: в школе отсутствует специальное оборудование, не хватает методической литературы, а имеющиеся методики часто сложны и неосуществимы в школе. Отсюда вытекает требования к организации методик школьного экологического мониторинга: - простота, доступность, целесообразность; -использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы; - применение краеведческого принципа; - составление методик мониторинга с учётом возраста учащихся. Школьников можно и необходимо активнее подключать в работу по отслеживанию экологического состояния природной среды, т. е экологическому мониторингу и на уроках биологии, химии, географии соблюдать целенаправленность и межпредметную интеграцию. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся при школе – средовый, комплексный, биомониторинг. Средовый -предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почв). Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определенного объекта или явления (здания, пришкольного участка, быта) Наибольший интерес по нашему мнению у школьников всегда вызывают исследования природной среды. Животные и растения являются важнейшими объектами экологического мониторинга, они чутко реагируют на изменения природной среды, а многие из них способны к накоплению и концентрации загрязняющих элементов. Для этих целей можно использовать почвенных беспозвоночных. Наиболее предпочтительными, среди которых дождевые черви, жуки-щелкуны и их личинки, крупные хищные жужелицы, мокрицы. Результаты, полученные в ходе школьного экологического мониторинга, могут быть использованы при формировании экологических понятии на уроках физики, химии, биологии, географии, изобразительного искусства, технологии, а также при проведении факультативных занятий, кружка по природному мониторингу, при подготовке статей, выступлений на научных соревнованиях школьников, экологической пропаганде и популяризации основ здорового образа жизни, Фенологические наблюдения могут быть полезны при организации « Эффекта цветения» пришкольного участка, а методические рекомендации по улучшению состояния пришкольного сквера необходимы для восстановления природной среды, создания разнообразия и ухода за древесными и кустарниковыми формами растений. Проводимые наблюдения могут оказать влияние на формирование экологической культуры, предметной компетенции воспитанников и возможно, не только привлечет их к дальнейшей исследовательской деятельности в природе, но и поможет сформировать чёткую гражданскую позицию.
Поэтому мною было разработан урок в 5 классе : Экологический светофор.»
Цель. Раскрытие основных этапов формирования экологически грамотного и компетентного гражданина. Задачи: - раскрыть важность экологического воспитания учащихся среднего звена через природный мониторинг.
Для проведения урока используют желтые, красные, зеленые кружочки, которые раздают детям(комплект из трех кружочков на каждого учащегося класса.)На доске крупное изображение светофора и ряд карточек- символов, обозначающих действия: разрушающие природу-с красной обводкой ,зеленым цветом- природоохранная работа, желтым цветом- предупреждение.
Ход урока.
Учитель
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человеку понять,
Богатство, у Природы отбирая,
Что, Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы ,такая же-живая!
Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши ученики. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:
1.Зеленый- помогаете природе.
2.Красный – ясно, что вредите ей.
3.Цвет желтый вас предупреждает.
1.(1-й ряд)Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают .Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!
(ответ: Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
2. (2-й ряд) Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(ответ: Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться)
3. (1-й ряд)
Зайку серого найду,
Принесу его домой-
Будет зайка мой.
(ответ: Нельзя ловить диких животных, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес ,не живут.)
4. 2-й ряд)
Завтра утром в лес пойдем
И опята , и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(ответ: Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
5. (1-й ряд)
Вот как плачет травушка – муравушка.
Притоптали меня, травушку.
Притоптали меня зеленую,
Да все детушки, да все малые,
Во зеленом саду гуляючи,
Бегая играючи…
Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?
6. (2-й ряд)
Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(ответ: Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
7. (1-й ряд)
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он , как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
8. (2-й ряд)
Мы пыхтим и морщимся:
Что мы вам уборщицы?
Газон никак не подмету,
Соблюдайте чистоту.
Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?
9. (1-й ряд)
Убита белка ! На снегу
Она распластана лежала…
Как будто все еще бежала…
Да вдруг застыла на бегу.
Почему нельзя убивать животных?
10. (2-й ряд)
Зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят-
Шевелятся, зыблются, кишат.
Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?
11. (1-й ряд)
Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню- земляникой.
Таню -костяникой.
Машеньку орешком,
Петю- сыроежкой,
Катеньку- малиной,
Васю- хворостиной.
Почему лес всех ребят угостил, а Васю- наказал?
12. (2-й ряд)
Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.
Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленный лес?
13. (1-й ряд)
Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб она со временем
Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плоды: тополь, березу, клен, вяз? Почему?
14. (2-й ряд)
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как воду взял,
Хорошенько кран закрой!
Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?
(ответ: Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой – 100 литров в сутки.)
15. (1-й ряд)
Какой вред приносит дым из фабричных труб?
(ответ : Кислотные дожди, аллергию и заболевания дыхательной системы.)
16. (2-й ряд)
В глуши лесной, в глуши зеленой.
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Мы любим пить чистую, холодную воду родниковую. Как сохранить родник, чтоб он не иссяк и не загрязнился?
(ответ : Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом животных, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями.)
17. (1-й ряд)
О чем поет воробушек!
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы дожили!
-Мы живы! Живы мы!
Как можно помогать выживать птицам зимой?
(ответ : Кормушки развешивать по деревьям, и подсыпать корм.)
18. (2-й ряд)
Что могут сделать учащиеся, чтоб меньше вырубали лес?
(ответ : Собирать и сдавать макулатуру, чтоб из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)
19. (1-й ряд)
Почему в парках, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?
20. (2-й ряд)
Что произойдет с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?
Почему вреден воздух автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух на автостраде был чище?
22. (2-й ряд)
Разведу я на окошке
И душистые горшочки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?
(ответ : Растения увлажняют воздух , выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)
В конце урока награждаются самые активные учащиеся книгами по экологии, а так же предлагают на свой выбор нарисовать плакат по охране леса, реки , животных, растений. Данные плакаты и рисунки будут вывешены на стенд.
Плакаты и рисунки могут быть использованы на неделе посвященной экологии.
Литература.
1.Болымаков А.П. Экология: занимательные факты и тесты – Санкт-Петербург, 1999г.
2.Маркова А.Н., Мотивация учения и её воспитание у школьников – М.: Педагогика, 1983г.
3.Зерщикова Т.А. Игры для экологического развития детей – М.: Просвещение 1998
4.Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ – С-Петербург, 1998г.