kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на формирование экологической культуры, повышение ответственности молодежи за состояние окружающей среды
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект «Живи родник, живи!»»

Российский национальный юниорский водный конкурс – 2017





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38

Красноармейского района Волгограда»





Экологический проект


«Живи родник, живи!»





Разработчики проекта:

Асиянова Татьяна

Ляшенко Екатерина

Ринг Алина

Лазаренко Екатерина



Руководители проекта:

Злых Светлана Юрьевна,

учитель географии

Ткачева Наталья Васильевна, учитель биологии








Волгоград 2017

Аннотация.

  1. Цель проекта: формирование экологической культуры, повышение ответственности молодежи за состояние окружающей среды.

  2. Задачи проекта:

  • Познакомиться с географией и историей Шенбрунского родника.

  • Определить значение родника для местного населения.

  • Установить негативные последствия антропогенного воздействия.

  • Применить полученные знания для улучшения экологического состояния родника.

  • Воспитание ответственности за состояние окружающей среды.

  1. Проблема проекта: В последнее время территория возле родника сильно загрязнена. Определить масштаб загрязнения и способы, как улучшить состояние окружающей среды около родника?

  2. Вид проекта: образовательный, экологический, социальный, долгосрочный, творческий.

  3. Используемые технологии: информационные, проектной деятельности

  4. Форма организации детей:внеурочная групповая

  5. Возраст детей: 8-9 класс

  6. Ведущая деятельность: поисково-исследовательская, проектная, творческая, трудовая

  7. Предметная область: экология, история, география

  8. Достигнутые результаты и выводы:

  • Собрана и проанализирована информация о географии и истории Шенбрунского родника.

  • Проведен опрос местных жителей о значении родника в их жизни.

  • Проведен мониторинг антропогенного воздействия на территорию рядом с родником и выявлены несанкционированные свалки бытового мусора.

  • Совместно с родителями был проведен химический анализ воды из источника.

  • Ежегодно проводиться акция « Чистый родник», по очистке территории прилегающей к роднику совместно с местными жителями.

  • Совместно с учащимися создан видеоролик об этой акции и представлен на классных часах, на родительских собраниях (DVD диск).

  1. Актуальность: Привлечение внимания общественности к проблеме загрязнения малых вод


Вода – источник всего во Вселенной.

Гераклит

Введение.

Проект «Живи родник, живи!» разработан в соответствии с концепцией экологического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы».

С давних времен люди обязательно выбирали место для жилья вблизи воды — большой или малой. Вода была необходима человеку не только для питья, но и для водопоя домашних животных, полива выращиваемых растений.

Малые водные объекты — речки, озера, пруды, родники — важная часть нашей малой Родины. Очевидно, в России нет ни одного населенного пункта, где не было бы, по крайней мере, «малой воды».

Наш Красноармейский район расположен в южной части города Волгограда, как и весь город, протянулся вдоль великой русской реки Волги. Кроме того именно здесь начинается Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина. В окрестностях расположена система Сарпинских озер. Однако наше внимание привлек небольшой родник, расположенный на восточном склоне Ергенинской возвышенности.

Шенбруннский родник пользуется большой популярностью у жителей нашего района. Около него всегда многолюдно, независимо от времени года. Это одно из любимых мест отдыха. В тоже время мы заметили, что в окрестностях родника стало больше мусора.

Отправной точкой проекта была проблемная ситуация: «В последнее время территория возле родника сильно загрязнена. Определить масштаб загрязнения и способы, как улучшить состояние окружающей среды около родника?»

Данный учебный проект был предложен обучающимся 8 – 9классов в рамках концепции экологического воспитания.

Содержательные линии проекта:

  1. Образовательная – содержит знания о географии, природе и истории Шенбрунского родника, одного из уникальных уголков Красноармейского района города Волгорада.

  2. Ценностная – предполагает формирование экологической культуры.

  3. Творческая – предусматривает развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Алгоритм работы над данным учебным проектом.


Проблемная ситуация

«В последнее время территория возле родника сильно загрязнена. Определить масштаб загрязнения и способы, как улучшить состояние окружающей среды около родника?»

Почему?

Низкая экологическая культура населения.

Что делать?

Определить значение родника для местного населения.

Установить негативные последствия антропогенного воздействия.

Применить полученные знания для улучшения экологического состояния родника.

Как?

Познакомиться с географией, историей и природой Шенбрунского родника.

Провести опрос местных жителей о значении родника в их жизни.

Принять участие в ежегодной акции « Чистый родник».

Подобрать материалы: фотографии, видеофрагменты, музыку для создания видеоролика «Экологический вестник»

Что получить? (результат)

Провести очистку территории Шенбрунского родника силами учащихся и местных жителей (акция « Чистый родник»).

Провести разъяснительную работу и привлечь внимание к проблемам загрязнения малых вод.




География и история родника.

Шёнбруннские родники (источники) (от нем. Schönen Quellen zum Brunnen — прекрасные источники для фонтанов) — группа самоизливающихся источников пресной питьевой воды, расположенных в Красноармейском районе города Волгограда (Приложение 1).

Вода из родников используется на протяжении более двух веков — сначала колонистами Сарепты, а в настоящее время — местными жителями и туристами. Бывший гидрологический памятник природыВолгоградской области.

Родники были открыты в 1765 году немцами, прибывшими в эти места благодаря манифесту императрицы Екатерины II. Ими была организована колония, которую назвали Сарепта. Колонисты отказались от использования воды из реки Волги и Сарпы, поэтому для питья и хозяйственно-бытовых нужд пользовались только родниковой водой.Во время эпидемий холеры в 1830—1850-х годах это спасло им жизни.

В 1768 году из Шёнбруннского источника в Сарепту был сооружен самотёчный водопровод. Колонисты каптировали источники и провели подземный трубопровод протяжённостью 2,5 км. Сначала трубы были сделаны из дуба, со временем с выходом из строя деревянных труб некоторые участки заменялись на глиняные и железные. В 1775 году водопровод был усовершенствован, для этого на центральной площадиколонии была установлена водяная камера, при которой находился главный бассейн, снабжённый напорным устройством и из которого происходила регулировка воды. С увеличением потребления Шёнбруннские родники уже не могли дать достаточно воды, поэтому, обнаружив ещё один источник на расстоянии в три версты от Сарепты, не побоявшись протяженности и работ по прокладке трубопровода, к 1791 году колонисты подсоединили второй источник к старой системе.

Во времена Сталинградской битвы, когда городской и другие промышленные водопроводы были разрушены, родники оставались единственным источником водоснабжения на юге разрушенного города.

С 1975 по 2006 годы родники находились на учёте волгоградского отделенияВсероссийское общество охраны природы (ВООП) и являлись водным памятником природы Волгоградской области.






Анкетирование населения.

С целью определения значение родника для местного населения, нами был проведен опрос. Жителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Как часто Вы посещаете родник?

  2. С какой целью Вы набираете воду?

  3. Сколько Вы обычно набираете воды (в литрах)?

  4. Как Вы оцениваете качество воды в роднике?

  5. Как Вы оцениваете состояние окружающей территории?

Проанализировав собранные данные, мы сделали следующие выводы:

  1. Родниковая вода пользуется большим спросом, так как большинство жителей посещают родник 1-2 раза в месяц.

  2. Вода используется для приготовления пищи.

  3. В среднем за один раз жители набирают от 50 до 100 литров воды.

  4. Жители считают, что вода чистая и очень вкусная, хорошо заваривается чай.

  5. Территория около родника достаточно чистая, но все же кое- где встречается мусор. Жители обеспокоены тем, что после пикников не все увозят мусор, что ухудшает состояние окружающей среды.


Исследования.

В ходе исследования мы определили качественный состав воды (Приложение 2), состояние родника, составили паспорт родника (Приложение 3).

Список источников и литературы.

  1. Брылев В.А., Жбанов Ф.И., Самборский Ю.П. География Волгоградской области: Учеб. Пособие для школ Волгоградской области. – Волгорад6Нижю-Волд. Изд-во, 1989. – 128с.

  2. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие. – 3 -е изд., перераб. и доп. / Авт. кол.; под общ. Ред. В.А. Брылева. – М.: Глобус, 2010. – 152 с.

  3. Географический атлас-справочник Волгоградской области. / Под ред. В.А. Брылева. – М.: Планета, 2012. – 56 с.

  4. Природа Волгоградской области. – Волгоград.: Ниж. – Волж. кн. изд., 1977.

  5. Капустина Любовь Манифест Екатерины великой /Уезд Вести Камышинского района . 3 июля 2013г.

  6. Журнал Природа № 8 - 2006 г. – с. 31-36

  7. https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=zwCU8mk4kivs.kTam6SAS2zXA

  8. http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

  9. http://pravo.gov.ru/konstituciya

  10. http://www.oopt.aari.ru/oopt

  11. http://gorodnakanale.ru/sotsium/item/386-shenbrunnskiy-rodnik-rodnik-rossii-v-krasnoarmeyske.html

  12. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) "Об охране окружающей среды»

  13. Фотографии и видеофрагменты из личного архива Злых С.Ю.

  14. Фотографии и видеофрагменты из личного архива Ткачевой Н.В.






Приложение 1.

Аэрофотоснимок (а) и карта (б).

а)


б)



Приложение 2

Определение органолептических показателей Шенбруннского родника.

Для определения некоторых органолептических показателей мы обратились за помощью к родителям. Нам вызвалась помочь Шамина Анжела Растемовна, она работает лаборантом на ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». 

Условия проведения исследований.

Исследование проводили 15 мая 2015 года в солнечный ясный день. Температура воздуха +22ºС, скорость ветра 0,3 м/с, легкая облачность. За 18 часов до начала исследования выпадения осадков не наблюдалось. Забор воды производился в специальную стерильную емкость.

Мутность (2,4) 0,1

Запах (баллы) 0

Цветность (20) 0,22

Вкус (баллы) 0

рН 5,8

ОМИ 2 КОЕ/100

УЭП (250-300) 169,9мк см/см

Общая жесткость (ммоль/л) 2,2

Жесткость по Са 1,2

Щелостность 2,2

tº воды 10º

Сульфаты нет

Хлор не обнаружен

Нитраты нет

Железо 0,31

Нефтепродукты не обнаружены

Фосфаты не обнаружены

ОКБ не обнаружены

ТКБ не обнаружены

Клостридиции не обнаружены


Выводы: Родник не испытывает сильной антропогенной нагрузки. Качество воды соответствует нормам, родник может быть использован для хозяйственно-питьевых нужд.



Приложение 3

ПАСПОРТ РОДНИКА

  1. Наименование селения, близ которого находится родник, и район: расположен в Красноармейком районе в местечке под названием Сарепта, на восточном склоне Ергенинской возвышенности, напротив железнодорожной станции «Судоверфь», примерно в 2 км от судостроительного завода.

  2. Географическое положение родника и высотное положение над уровнем реки. (В скольких метрах и км.от селения на юг, север, запад, восток; в лесу, на лугу, в поле, у берега реки, в овраге): Находящиеся выше уровня р. Волги более чем на 100 м.

  3. Тип родника (истечение на склоне, выход в стенке оврага, безнапорный в низине). Безнапорный в низине.

  4. Размеры и форма родника (диаметр по урезу воды, глубина воды). Размер

75х70 см., глубина 30 см.

  1. Как оправлен родник (сруб, обложен камнями, вытекает из песка, воронки; кольцо бетонной трубы, естественный дерн): родник каптирован, колодец обложен кирпичом, вода вытекает из нержавеющей металлической трубы диаметром 2,5 см. Территория вокруг родников расчищена.

  2. Определить температуры воды родника, для чего держать в воде родника термометр не менее 5 минут: Зимой и летом температура в роднике стабильная – плюс 10 градусов.

  3. Куда впадает ручей, начинающийся от родника, длина ручья:Ручей впадает в болото, длина его приблизительно 20 м.

  4. Имеет ли родник название? Да. Впервые о Шенбруннском роднике заговорили в XVIII веке, когда у источников поселились немецкие семьи из Сарепты. Родник получил название Шенбруннский, что в переводе с немецкого означает «красивый фонтан».

  5. Определить вкус (жесткость, намыливая руки и смывая пену, прозрачность воды) Для этого подложить под банку с водой листок с текстом и цифрами. Вода обладает приятным вкусом, запаха нет, цвета нет, прозрачная, мягкая.

  6. Изучить, есть ли осадок на поверхности камней, веточек, находящихся в роднике, какой цвет осадка. Состав осадка (известковый, железистый, кремнистый). Небольшой зеленоватый осадок водорослей на камнях.

  7. Какая растительность вблизи родника: произрастают тополя, вишня, вяз приземистый, акация, ясень, боярышник, ива, груша дикая, крапива двудомная, подорожник, одуванчик, лопух, ветлы, клевер, осока, лютик жгучий, череда трёхраздельнаяи др.

  8. Как используется вода родника населением. Вода родника используется для хозяйственно-питьевых нужд.





11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Экологический проект «Живи родник, живи!»

Автор: Ткачёва Наталья Васильевна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Экологический проект «Живи, родник, живи…»"
    ["seo_title"] => string(40) "ekologicheskii_proekt_zhivi_rodnik_zhivi"
    ["file_id"] => string(6) "512456"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558990922"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) ""живи родник-живи" "
    ["seo_title"] => string(18) "zhivi-rodnik-zhivi"
    ["file_id"] => string(6) "119674"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413477954"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Проект эколого-краеведческого воспитания учащихся "Человек. Мировоззрение. Природа" "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-ekologho-kraieviedchieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia-chieloviek-mirovozzrieniie-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "108096"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403548255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация социального проекта "Живи, родник!""
    ["seo_title"] => string(46) "prezentatsiia_sotsialnogo_proekta_zhivi_rodnik"
    ["file_id"] => string(6) "591772"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1637174354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Статья "Эколого-краеведческое воспитание учащихся" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-ekologho-kraieviedchieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108147"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403590476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства