Урок по окружающему миру на тему: "Материки и океаны"
Урок по окружающему миру на тему: "Материки и океаны"
Урок окружающего мира на тему "Материки и океаны»
Цели урока:
познакомить с понятиями «части света», «материк» и «океан»;
познакомить с животным миром материков;
научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны;
научить уважительно относиться к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
- У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами на большом корабле в путешествие по нашей планете. А как называется наша планета? (Наша планета Земля.)
- Итак, все ли готовы к путешествию? Давайте пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время нашего путешествия.
2. Актуализация знаний
- В нашем путешествии нам пригодятся знания, которые получили на прошлых уроках. Давайте с Вами вспомним, что мы уже изучили.
- Что такое карта? (Карта – это изображение земной поверхности на плоскости условным знаками.)
- Что изображают на карте? (На карте изображают моря, озёра, реки, океаны, материки, города, горы).
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему: "Материки и океаны"»
Урок окружающего мира на тему "Материки и океаны»
Цели урока:
познакомить с понятиями «части света», «материк» и «океан»;
познакомить с животным миром материков;
научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны;
научить уважительно относиться к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
- У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами на большом корабле в путешествие по нашей планете. А как называется наша планета? (Наша планета Земля.)
- Итак, все ли готовы к путешествию? Давайте пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время нашего путешествия.
2. Актуализация знаний
- В нашем путешествии нам пригодятся знания, которые получили на прошлых уроках. Давайте с Вами вспомним, что мы уже изучили.
- Что такое карта? (Карта – это изображение земной поверхности на плоскости условным знаками.)
- Что изображают на карте? (На карте изображают моря, озёра, реки, океаны, материки, города, горы).
- Каким цветом обозначают моря, озёра, реки и океаны? (Моря, озёра, реки и океаны изображают оттенками синего цвета.)
-На любой карте нанесены различные линии, которые образуют сетку. Давайте вспомним, что это за линии.
- Как называются линии, соединяющие два полюса: Северный и Южный? (Меридианы.)
- Как называются линии, пересекающие меридианы? (Параллели.)
- Как называется самая длинная параллель? (Экватор.)
- На какие два полушария делит экватор нашу Землю? (На Северное и Южное.) Сл. 2.
На экране появляются слова: меридианы, параллели, экватор.
- Что объединяет все эти слова?
- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.
- В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (Во время путешествий.) Сл. 3.
- Кто первым в мире совершил кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан.)
- А что он доказал своим плаванием? (Он доказал шарообразность Земли.)
- Давайте с вами представим, что мы сели на тот великолепный корабль Фернана Магеллана и отправляемся в путешествие.
- Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли.
- Кто знает, что это за линии? (Северный и Южный тропик.)
- Что нам понадобится в путешествии? (Глобус, карта и компас.)
- Ребята, а что удобнее: глобус или карта? (Карту, т.к. глобус большой и круглый, а карта плоская. )
- Ребята, в любом плавании моряки ведут бортовой журнал, куда они заносят сведения обо всём, что встретилось им на пути. Такой журнал и мы с вами будем вести, но у нас он будет на доске. Я буду его заполнять, а вы мне будете помогать.
- Начинаем двигаться влево с западного полушария.
-Что мы с Вами видим? (Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.)
- Теперь двигаемся по восточному полушарию. Что мы будем с вами проплывать? (Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия материков и океанов появляются на доске.)
3. Постановка проблемы.
- На какие две группы можно разделить увиденное?
- Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия.
- Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- А кто знает, как называются эти водные просторы? (Они называются океанами.)
- А теперь опишите встреченные участки суши. Что у них общего? (Это большие участки суши, окруженные со всех сторон водой.)
- Как называются эти участки суши? (Они называются материками.)
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? (Мы будем изучать огромные участки суши и воды.)
- Тема нашего сегодняшнего урока «Материки и океаны».
4. Совместное открытие знаний.
- Итак, кто запомнил, как называются огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой? (Материки.)
- Давайте проверим свои предположения. Сл. 4.
- Поработаем по карте. Сколько всего материков вы видите на карте? (Всего материков шесть.)
- Мы с вами во время нашего путешествия познакомимся с каждым материком. И в этом нам помогут карта полушарий в нашем учебнике на с. 128 – 129 и рабочая тетрадь на с.31 № 1.
- А скажите, все ли материки повстречались нам? (Нет, мы не встретили Антарктиду.)
- Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материки. Заполним таблицу в рабочей тетради.
- Предлагаю поработать в группах. Каждая группа изучает один материк и заполняет таблицу по нему.
5. Первичное применение новых знаний.
Сл. 5. Ребята, посмотрите, какое пространство занимают материки на нашей планете.
Сл. 6. – Какой самый большой материк на нашей планете? (Евразия.)
- Действительно, Евразия самый большой материк на Земле. Площадь – 53,583 млн.кв.км, что составляет 36 % суши. Чтобы пролететь с запада на восток надо потратить целые сутки.
Сл. 7. Евразия лежит в Северном полушарии от экватора.
Сл. 8. - Евразия делится на две части: Европа и Азия.
- Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозелёных лесов, от низменностей до высоких гор. Сл. 9.
Самые высокие горы в Евразии – это Гималаи. Гималаи раскинулись на территории Индии, Непала, Китая, Пакистана, Бутана. (Учитель показывает на карте Гималаи.) Площадь Гималаев – 650 тыс.кв.км. Гималаи – район международного альпинизма. Сюда приезжают туристы из разных стран, чтобы забраться на саму вершину гор. Сл. 10 - 11.
- Животный мир Евразии также очень разнообразен. Сл. 12.
- Кто знает, какой материк самый жаркий? (Африка.)
- Правильно. Африка самый жаркий материк, так как лежит в жарком поясе. Африка второй по величине материк. Площадь Африки составляет 29,2 млн.кв.км, поверхность суши - 20,4 %. Сл. 13.
- Ребята, в Африке находится самая крупная пустыня в мире. Это Сахара. Лежит она на севере Африки. Имеет площадь 8,6 млн. кв.км. Сл. 14 - 15.
Животные Африки многообразны и удивительны. Говоря об Африке, мы сразу
вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом высоком парнокопытном – жирафе, о бегемоте, зебре, гепарде. Также в Африке обитают животные, о которых многие и не слышали. Например, голубые дукеры. Это карликовые антилопы. Ростом они от 15 до 50 см, весом от 5 до 30 кг, у некоторых бывают рога длиной 10 см. Очень интересное животное Африки – даман. Несмотря на то, что даманы в длину от 30 до 60 см, весят до 5 кг, по внешнему виду больше напоминают сурков или крупных морских свинок. В солнечные дни даманы выходят пастись утром, а жаркий полдень прячутся в своих норах. Газели относятся к семейству антилоп. Они являются стройными и длинноногими животными. Длина их тела составляет от 85 до 170 см, вес от 12 до 85 кг. Также в Африке обитают гориллы (самая крупная обезьяна), буйвол. Сл. 16.
-А какой материк самый маленький? (Австралия.)
- Правильно. Австралия самый маленький материк, которые лежит в Южном полушарии. Его омывают два океана: Тихий и Индийский. Это и самый сухой материк. Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса. Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине. Сл. 17.
- Говоря о животном мире Австралии, мы сразу вспоминаем об удивительных животных кенгуру. У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт. Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь –коала. Вомбат – роющее норы травоядное животное, напоминающее маленького медведя. Дикая собака Динго – самый опасный хищник материка. Страус – нелетающая птица. Чудо-животное утконос, которые откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающее. Коала – передвигающее по деревьям сумчатое животное.
Сл. 18. - В каком полушарии находится материк Северная Америка? (В западном полушарии.) Северную Америку омывают воды трёх океанов Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. Сл. 19.
- В западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. Сл. 20.
Самый мощный водопад – Ниагарский – находится в Северной Америке на реке Ниагаре.
Сл. 21. - Животный мир Северной Америки разнообразен. Овцебык – это коренастое лохматое млекопитающее с большой головой и короткой шеей. Он имеет острые закруглённые рога, которые он используют для защиты от хищников. Опоссум – ночной житель Северной Америки, обитатель лесов, степей и полупустынь. Койот - хищное млекопитающее семейства псовых. Койот обитает в основном на открытых равнинах, в леса забегает редко. Карибу – северный олень. Скунс – животное-хищник, который ведет ночной образ жизни. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. Дикобраз – крупный грызун. У дикобраза тоже есть средство защиты – 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. Сл. 22.
- Какой ещё материк находится в западном полушарии? (Южная Америка).
Южную Америку омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического. Сл. 23.
- На этом материке самые длинные горы - Анды и вторая по длине река - Амазонка. На огромном пространстве обитает более миллиона разнообразных растений и животных.
Сл. 24.- Южная Америка – родина броненосцев и самого высокого дерева Сл. 25.
- Дебри Амазонки – это неповторимый мир, где обитают пауки-птицееды величиной больше мужского кулака, где в опавшей листве ползают жуки-геркулесы. В реках Южной Америки рыбы-пираньи, электрические угри и речные скаты. Сл. 26 - 27.
- Среди птиц наиболее известны колибри, кондор, пеликан, нанду и различные попугаи. Также в Южной Америке обитают шиншиллы, муравьеды, оцелоты, ленивцы. Шиншиллы являются объектом охоты из-за ценного меха, поэтому они занесены в Красную книгу. Оцелот – хищное млекопитающее семейства кошачьих. Оно охотится преимущественно ночью, а во время дневной жары любят прятаться в дуплах деревьев. Ленивец – это животное, обитающее на деревьях, не ползающее по стволу или ветвям, а висящее на дереве. Дурукали – единственная из обезьян, которая ведет ночной образ жизни.
Сл. 28. - А какой материк самый холодный? (Антарктида.) Правильно, Антарктида, самый холодный материк, хотя располагается в Южном полушарии. Сл. 29.
- Антарктида край вечных льдов. Долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк.
Сл. 30 . - Антарктида – родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя, - пингвинов. Все пингвины хорошо плавают и ныряют. Альбатрос – птица, которая может взлететь только с гребня волны или с берегового откоса. По земле ходят плохо. Тюлень-крабоед типичен для Антарктики. Длиной он до 2 м. Почти весь год придерживается плавучих льдин. Только летом, когда льдины подтаивают, можно увидеть лежбища крабоедов на берегу.
6. Первичное закрепление материала.
- Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?
- Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.
-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?
- Они обе в южном полушарии.
- На каких материках много равнин?
- Это Южная Америка и Евразия.
- Где самые высокие горы?
- В Евразии. (Гималаи)
7. Изучение нового материала. Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
- Сколько всего океанов? ( 4)
- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?
- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)
- Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)
Сл. 31.- Самый большой океан – это Тихий океан. Он омывает сразу пять материков: Северную и Южную Америку, Евразию, Австралию, Антарктиду.) Сл. 32.
- Атлантический океан – второй по величине океан Земли. Он омывает все материки, кроме Австралии. Сл. 33.
- Индийский океан омывает 4 материка; Африку, Австралию, Евразию, Антарктиду.
Сл. 34. - Какой самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)
- Действительно, Северный Ледовитый океан – наименьший по площади океан. Он омывает 2 материка: Северную Америку и Евразию.
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? (Восточное и Северное.)
- А кто знает, какая вода в океанах и морях?
- Солёная.
-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. - Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.
А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последовательности люди открывали эти земли. Это части нового света. Сл. 35 .
- В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?
- В Европе, Азии и Африке.
-Какие части света относятся к новому свету?
- Америка, Австралия, Антарктида.
-Сколько всего частей света?
-Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
Сл. 36. Применение знаний
- Какая часть света состоит из двух материков?
- Америка. (Северная и Южная)
- Какие части света находятся на одном материке?
- Европа и Азия на материке Евразия.
8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.
9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?