kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру на тему: "Материки и океаны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира на тему "Материки и океаны»

Цели урока:

  • познакомить с понятиями «части света», «материк» и «океан»;
  • познакомить с животным миром материков;
  • научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны;
  • научить уважительно относиться к природе.

Ход урока

1. Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами на большом корабле в путешествие по нашей планете. А как называется наша планета? (Наша планета Земля.)

- Итак, все ли готовы к путешествию? Давайте пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время нашего путешествия.

2. Актуализация знаний

- В нашем путешествии нам пригодятся знания, которые получили на прошлых уроках. Давайте с Вами вспомним, что мы уже изучили.

- Что такое карта? (Карта – это изображение земной поверхности на плоскости условным знаками.)

- Что изображают на карте? (На карте изображают моря, озёра, реки, океаны, материки, города, горы).

- Каким цветом обозначают сушу? (Сушу обозначают оттенками зелёного, жёлтого и коричневого цвета).

- Каким цветом обозначают моря, озёра, реки и океаны? (Моря, озёра, реки и океаны изображают оттенками синего цвета.)

-На любой карте нанесены различные линии, которые образуют сетку. Давайте вспомним, что это за линии.

- Как называются линии, соединяющие два полюса: Северный и Южный? (Меридианы.)

- Как называются линии, пересекающие меридианы? (Параллели.)

- Как называется самая длинная параллель? (Экватор.)

- На какие два полушария делит экватор нашу Землю? (На Северное и Южное.) Сл. 2.

На экране появляются слова: меридианы, параллели, экватор.

- Что объединяет все эти слова?

- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

- В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (Во время путешествий.) Сл. 3.

- Кто первым в мире совершил кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан.)

- А что он доказал своим плаванием? (Он доказал шарообразность Земли.)

- Давайте с вами представим, что мы сели на тот великолепный корабль Фернана Магеллана и отправляемся в путешествие.

- Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли.

- Кто знает, что это за линии? (Северный и Южный тропик.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему: "Материки и океаны"»

Урок окружающего мира на тему "Материки и океаны»

Цели урока:

  • познакомить с понятиями «части света», «материк» и «океан»;

  • познакомить с животным миром материков;

  • научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны;

  • научить уважительно относиться к природе.

Ход урока

1. Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами на большом корабле в путешествие по нашей планете. А как называется наша планета? (Наша планета Земля.)

- Итак, все ли готовы к путешествию? Давайте пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время нашего путешествия.

2. Актуализация знаний

- В нашем путешествии нам пригодятся знания, которые получили на прошлых уроках. Давайте с Вами вспомним, что мы уже изучили.

- Что такое карта? (Карта – это изображение земной поверхности на плоскости условным знаками.)

- Что изображают на карте? (На карте изображают моря, озёра, реки, океаны, материки, города, горы).

- Каким цветом обозначают сушу? (Сушу обозначают оттенками зелёного, жёлтого и коричневого цвета).

- Каким цветом обозначают моря, озёра, реки и океаны? (Моря, озёра, реки и океаны изображают оттенками синего цвета.)

-На любой карте нанесены различные линии, которые образуют сетку. Давайте вспомним, что это за линии.

- Как называются линии, соединяющие два полюса: Северный и Южный? (Меридианы.)

- Как называются линии, пересекающие меридианы? (Параллели.)

- Как называется самая длинная параллель? (Экватор.)

- На какие два полушария делит экватор нашу Землю? (На Северное и Южное.) Сл. 2.

На экране появляются слова: меридианы, параллели, экватор.

- Что объединяет все эти слова?

- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

- В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (Во время путешествий.) Сл. 3.

- Кто первым в мире совершил кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан.)

- А что он доказал своим плаванием? (Он доказал шарообразность Земли.)

- Давайте с вами представим, что мы сели на тот великолепный корабль Фернана Магеллана и отправляемся в путешествие.

- Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли.

- Кто знает, что это за линии? (Северный и Южный тропик.)

- Что нам понадобится в путешествии? (Глобус, карта и компас.)

- Ребята, а что удобнее: глобус или карта? (Карту, т.к. глобус большой и круглый, а карта плоская. )

- Ребята, в любом плавании моряки ведут бортовой журнал, куда они заносят сведения обо всём, что встретилось им на пути. Такой журнал и мы с вами будем вести, но у нас он будет на доске. Я буду его заполнять, а вы мне будете помогать.

- Начинаем двигаться влево с западного полушария.

-Что мы с Вами видим? (Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.)

- Теперь двигаемся по восточному полушарию. Что мы будем с вами проплывать? (Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия материков и океанов появляются на доске.)

3. Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное?

- Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия.

- Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.

- А что за участки воды? Что общего в них?

- Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- А кто знает, как называются эти водные просторы? (Они называются океанами.)

- А теперь опишите встреченные участки суши. Что у них общего? (Это большие участки суши, окруженные со всех сторон водой.)

- Как называются эти участки суши? (Они называются материками.)

- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? (Мы будем изучать огромные участки суши и воды.)

- Тема нашего сегодняшнего урока «Материки и океаны».

4. Совместное открытие знаний.

- Итак, кто запомнил, как называются огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой? (Материки.)

- Давайте проверим свои предположения.  Сл. 4.

- Поработаем по карте. Сколько всего материков вы видите на карте? (Всего материков шесть.)

- Мы с вами во время нашего путешествия познакомимся с каждым материком. И в этом нам помогут карта полушарий в нашем учебнике на с. 128 – 129 и рабочая тетрадь на с.31 № 1.

- А скажите, все ли материки повстречались нам? (Нет, мы не встретили Антарктиду.)

- Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материки. Заполним таблицу в рабочей тетради.

- Предлагаю поработать в группах. Каждая группа изучает один материк и заполняет таблицу по нему.

5. Первичное применение новых знаний.

Сл. 5. Ребята, посмотрите, какое пространство занимают материки на нашей планете.

Сл. 6. – Какой самый большой материк на нашей планете? (Евразия.)

- Действительно, Евразия самый большой материк на Земле. Площадь – 53,583 млн.кв.км, что составляет 36 % суши. Чтобы пролететь с запада на восток надо потратить целые сутки.

Сл. 7. Евразия лежит в Северном полушарии от экватора.

Сл. 8. - Евразия делится на две части: Европа и Азия.

- Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозелёных лесов, от низменностей до высоких гор. Сл. 9.

Самые высокие горы в Евразии – это Гималаи. Гималаи раскинулись на территории Индии, Непала, Китая, Пакистана, Бутана. (Учитель показывает на карте Гималаи.) Площадь Гималаев – 650 тыс.кв.км. Гималаи – район международного альпинизма. Сюда приезжают туристы из разных стран, чтобы забраться на саму вершину гор. Сл. 10 - 11.

Животный мир Евразии также очень разнообразен. Сл. 12.

- Кто знает, какой материк самый жаркий? (Африка.)

- Правильно. Африка самый жаркий материк, так как лежит в жарком поясе. Африка второй по величине материк. Площадь Африки составляет 29,2 млн.кв.км, поверхность суши - 20,4 %. Сл. 13.

- Ребята, в Африке находится самая крупная пустыня в мире. Это Сахара. Лежит она на севере Африки. Имеет площадь 8,6 млн. кв.км. Сл. 14 - 15.

  1. Животные Африки многообразны и удивительны. Говоря об Африке, мы сразу

вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом высоком парнокопытном – жирафе, о бегемоте, зебре, гепарде. Также в Африке обитают животные, о которых многие и не слышали. Например, голубые дукеры. Это карликовые антилопы. Ростом они от 15 до 50 см, весом от 5 до 30 кг, у некоторых бывают рога длиной 10 см. Очень интересное животное Африки – даман. Несмотря на то, что даманы в длину от 30 до 60 см, весят до 5 кг, по внешнему виду больше напоминают сурков или крупных морских свинок. В солнечные дни даманы выходят пастись утром, а жаркий полдень прячутся в своих норах. Газели относятся к семейству антилоп. Они являются стройными и длинноногими животными. Длина их тела составляет от 85 до 170 см, вес от 12 до 85 кг. Также в Африке обитают гориллы (самая крупная обезьяна), буйвол. Сл. 16.

-А какой материк самый маленький? (Австралия.)

- Правильно. Австралия самый маленький материк, которые лежит в Южном полушарии. Его омывают два океана: Тихий и Индийский. Это и самый сухой материк. Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса. Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине. Сл. 17.

- Говоря о животном мире Австралии, мы сразу вспоминаем об удивительных животных кенгуру. У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт. Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь –коала. Вомбат – роющее норы травоядное животное, напоминающее маленького медведя. Дикая собака Динго – самый опасный хищник материка. Страус – нелетающая птица. Чудо-животное утконос, которые откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающее. Коала – передвигающее по деревьям сумчатое животное.

Сл. 18. - В каком полушарии находится материк Северная Америка? (В западном полушарии.) Северную Америку омывают воды трёх океанов Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. Сл. 19.

- В западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. Сл. 20.

Самый мощный водопад – Ниагарский – находится в Северной Америке на реке Ниагаре.

Сл. 21. - Животный мир Северной Америки разнообразен. Овцебык – это коренастое лохматое млекопитающее с большой головой и короткой шеей. Он имеет острые закруглённые рога, которые он используют для защиты от хищников. Опоссум – ночной житель Северной Америки, обитатель лесов, степей и полупустынь. Койот - хищное млекопитающее семейства псовых. Койот обитает в основном на открытых равнинах, в леса забегает редко. Карибу – северный олень. Скунс – животное-хищник, который ведет ночной образ жизни. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. Дикобраз – крупный грызун. У дикобраза тоже есть средство защиты – 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. Сл. 22.

- Какой ещё материк находится в западном полушарии? (Южная Америка).

Южную Америку омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического. Сл. 23.

- На этом материке самые длинные горы - Анды и вторая по длине река - Амазонка. На огромном пространстве обитает более миллиона разнообразных растений и животных.

Сл. 24. Южная Америка – родина броненосцев и самого высокого дерева Сл. 25.

- Дебри Амазонки – это неповторимый мир, где обитают пауки-птицееды величиной больше мужского кулака, где в опавшей листве ползают жуки-геркулесы. В реках Южной Америки рыбы-пираньи, электрические угри и речные скаты. Сл. 26 - 27.

- Среди птиц наиболее известны колибри, кондор, пеликан, нанду и различные попугаи. Также в Южной Америке обитают шиншиллы, муравьеды, оцелоты, ленивцы. Шиншиллы являются объектом охоты из-за ценного меха, поэтому они занесены в Красную книгу. Оцелот – хищное млекопитающее семейства кошачьих. Оно охотится преимущественно ночью, а во время дневной жары любят прятаться в дуплах деревьев. Ленивец – это животное, обитающее на деревьях, не ползающее по стволу или ветвям, а висящее на дереве. Дурукали – единственная из обезьян, которая ведет ночной образ жизни.

Сл. 28. - А какой материк самый холодный? (Антарктида.) Правильно, Антарктида, самый холодный материк, хотя располагается в Южном полушарии. Сл. 29.

- Антарктида край вечных льдов. Долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк.

Сл. 30 . - Антарктида – родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя, - пингвинов. Все пингвины хорошо плавают и ныряют. Альбатрос – птица, которая может взлететь только с гребня волны или с берегового откоса. По земле ходят плохо. Тюлень-крабоед типичен для Антарктики. Длиной он до 2 м. Почти весь год придерживается плавучих льдин. Только летом, когда льдины подтаивают, можно увидеть лежбища крабоедов на берегу.

6. Первичное закрепление материала.

- Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?

- Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.

-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

- Они обе в южном полушарии.

- На каких материках много равнин?

- Это Южная Америка и Евразия.

- Где самые высокие горы?

- В Евразии. (Гималаи)

7. Изучение нового материала. Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов? ( 4)

- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)

- Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)

Сл. 31. Самый большой океан – это Тихий океан. Он омывает сразу пять материков: Северную и Южную Америку, Евразию, Австралию, Антарктиду.) Сл. 32.

- Атлантический океан – второй по величине океан Земли. Он омывает все материки, кроме Австралии. Сл. 33.

- Индийский океан омывает 4 материка; Африку, Австралию, Евразию, Антарктиду.

Сл. 34. - Какой самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)

- Действительно, Северный Ледовитый океан – наименьший по площади океан. Он омывает 2 материка: Северную Америку и Евразию.

- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? (Восточное и Северное.)

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.

-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. - Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.

А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последовательности люди открывали эти земли. Это части нового света. Сл. 35 .

- В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?

- В Европе, Азии и Африке.

-Какие части света относятся к новому свету?

Америка, Австралия, Антарктида.

-Сколько всего частей света?

-Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

Сл. 36. Применение знаний

- Какая часть света состоит из двух материков?

- Америка. (Северная и Южная)

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия.

8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.

9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

10. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по окружающему миру на тему: "Материки и океаны"

Автор: Марьям Ибрагимгаджиевна Ибрагимова

Дата: 12.08.2020

Номер свидетельства: 555660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kak-otkryvali-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "165036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729404"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Материки и океаны на глобусе" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-matieriki-i-okieany-na-ghlobusie"
    ["file_id"] => string(6) "127773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415372831"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Реки и озёра" УМК "Школа 2100" под редакцией Вахрушева А. А."
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-rieki-i-oziora-umk-shkola-2100-pod-riedaktsiiei-vakhrushieva-a-a"
    ["file_id"] => string(6) "264180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449668015"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока окружающего мира "Поверхность земти" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-povierkhnost-ziemti"
    ["file_id"] => string(6) "106533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403027339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства