Просмотр содержимого документа
«Урок по астрономии «Звезды и созвездия»»
Урок № 3 «Звезды и созвездия».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Предметные: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии представлений о звездном небе, познакомить с легендами о созвездиях, дать современное представление о виде звездного неба, ввести понятие созвездия и звездной величины, яркие звезды и обозначение, различие по яркости и светимости, работа с подвижной картой звездного неба.
Личностные: сформировать познавательный интерес, убежденность в возможности познания системы мира, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Метапредметные: характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира, приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
Задачи: 1. Обучающая: ввести понятия – созвездия, звездная карта (полюс мира, небесный экватор), звездная величина, продолжить формирование умения работать с картой и справочными таблицами. 2. Воспитывающая: на примере понятия «созвездие» показать существенное различие между кажущимся и истинным расположением светил в пределах данного участка неба. 3. Развивающая: актуализируя знания учащихся из курса географии, приступить к формированию умений и навыков работы со звездной картой. Для развития познавательного интереса к изучаемой теме рекомендовать учащимся ознакомиться с мифами и легендами о звездном небе, способами отыскания созвездий. Полезно сообщить, что знание звездного неба необходимо не только геодезистам, картографам, морякам, летчикам, космонавтам, но и любому человеку важно уметь ориентироваться по звездному небу.
Учащиеся должны знать:
понятие созвездия;
способ их определения на небе;
обозначение звезд и звездной величины;
яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.
Учащиеся должны уметь:
находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы);
пользоваться приложением учебника;
уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, и оценивать их блеск.
Ход урока:
І. Организационный этап. Перед целепологанием и постановкой задач урока звучит
стихотворение М. В.Ломоносова «Вечернее размышление». (2-3 мин)
Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!
ІІ. Актуализация знаний. (8-10 мин)
а) Опрос учащихся по домашнему заданию. 1.Телескопы 2. Что изучает астрономия. Особенности астрономии и её методов. б)Карточки учащимся для работы возле доски.
К - 1
К - 2
К - 3
1. Какова разрешающая способность и светосила 30 дюймового [72см] телескопа-рефлектора установленного в 1885г на Пулковской обсерватории (разрушен в годы ВОВ).
1. В чем отличие астрофизики от небесной механики?
1. Какова разрешающая способность и светила орбитального телескопа “Хаббла” выведенного на орбиту 25 апреля 1990г, если диаметр главного зеркала 2,4 м.
2. В каком телескопе ход луча представляет вид
2. Какова разрешающая способность 100 дюймов (2,5м) и светосила телескопа-рефлектора, установленного в 1917г в Маунт-Вилсонской обсерватории США и являющегося самым крупным в мире до 1938г.
2. Начертите схему, поясняющую взаимосвязь астрономии и других наук.
в) Работа с классом по вопросам (стр. 17 учебника). 1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории? 2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе. 3. Какие типы небесных тел вам известны? 4. Какие координаты светил называются горизонтальными? 5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной? 6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора? 7. Решением, каких задач занимается небесная механика? 8. Опишите, как координаты Солнца меняются в процессе его движения над горизонтом в течение суток. 9. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?
10. Почему при наблюдении в школьный телескоп светила уходят из поля зрения?
IIІ. Новый материал [15-20 минут].
(объяснение материала сопровождается показам презентации) В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные звездные фигуры (созвездия), называя их именами героев древних мифов и легенд, а так же тех мистических существ, с которыми сражались герои. Так появились на небе Геркулес, Орион, Персей, Андромеда, Орфей. А так же Дракон, Кит, Телец и другие (показать эти созвездия на звездной карте или отдельно). У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) – а всего видимых звезд около 6000. Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные – пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец – было известно 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны описания созвездий в древности.
(показ отрывка мультфильма древнегреческие мифы)
Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления. Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия. 18 век – Монголия – было 237 созвездий. 2 век – Птолемей (“Альмагеста”) – описано 48 созвездий. 15-16 век – период великих морских путешествий – описано 48 созвездий южного неба. В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829 г содержались 102 созвездия. Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия “Христианское звездное небо”, давались названия монархов – Георг, Карл, Людовик, Наполеон). Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690 г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (глобус Звездного неба). Путаница с созвездиями прекращена в 1922 г. Международный астрономический союз (МАС) разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928 году.
Созвездия – это определенные участки звездного неба, разделенные между собой строго установленными границами.
Звезды каждого созвездия обозначаются буквами греческого алфавита. Первой буквой (альфа) обозначают самую яркую звезду в этом созвездии, а затем следуют звезды слабее и обозначаются буквами «бета», «гамма», «дельта» и другие. Самые яркие звезды имеют собственные имена: Сириус – альфа Большого Пса, Вега – альфа Лиры, Денеб – альфа Лебедя, Альтаир – альфа Орла и так далее их насчитывается более 300 звезд.
В 125 г до НЭ ГИППАРХ (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на звездные величины, обозначив самые яркие - первой звездной величины (1m), а еле видимые – 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные. (показать обозначение - Запись типа m=-1,6m) Итак звездная величина - видимая яркость (блеск) звезды. В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие – α, затем β, γ, δ, ε и т.д. Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (α Лиры), Сириус (α Большого Пса), Полярная (α М. Медведицы.
Только в 58 созвездиях самые яркие звезды называются α (альфа). В 13 созвездиях самые яркие звезды – β (бета), а в некоторых других – и другие буквы греческого алфавита.
Самые большие размеры имеет созвездие Гидра (1303 квадратных градуса).
Самые маленькие размеры имеет созвездие Южный Крест – (68 квадратных градусов).
Самые большие размеры из видимых в северном полушарии имеет созвездие Большая Медведица (1280 квадратных градусов).
Самое большое число звезд ярче второй звездной величины содержит созвездие Орион – 5 звезд.
Самое большое количество звезд ярче четвертой звездной величины содержит созвездие Большая Медведица – 19 звезд.
Зодиакальные созвездия - это видимый путь Солнца на фоне звездного неба, который проходит Солнце за год через тринадцать созвездий, начиная от точки весеннего равноденствия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Двенадцать из них называются зодиакальными. Пояс из двенадцати зодиакальных созвездий называется зодиаком. В таблице приведены названия зодиакальных созвездий и их знаки:
Знак
Название созвездия
Знак
Название созвездия
Знак
Название созвездия
Овен
Лев
Стрелец
Телец
Дева
Козерог
Близнецы
Весы
Водолей
Рак
Скорпион
Рыбы
В каждом зодиакальном созвездии Солнце проводит примерно месяц. Около 2 тысяч лет назад знаки зодиака совпадали с одноименными зодиакальными созвездиями. Причиной смещения знаков зодиака относительно одноименных зодиакальных созвездий является установленная еще Гиппархом Родосским во II веке до н. э. прецессия.
Для ориентирования в Северном полушарии Земли используются следующие 14 звёзд:
Полярная (Малая Медведица);
Арктур (Волопас);
Вега (Лира);
Капелла (Возничий);
Поллукс (Близнецы);
Альтаир (Орел);
Регул (Лев);
Альдебаран (Телец);
Денеб (Лебедь);
Бетельгейзе (Орион);
Процион (Малый Пес);
Альферац (Андромеда);
Хамаль (Овен);
Мирфак (Персей).
К этим звёздам добавляются 3 звезды южного полушария неба:
Сириус (Большой Пес);
Спика (Дева);
Антарес (Скорпион).
Чтобы безошибочно отыскать навигационную звезду, недостаточно знать, в каком созвездии она находится. В облачную погоду, например, наблюдается только часть звёзд. При космических полётах существует другое ограничение: в иллюминатор виден лишь небольшой участок неба. Поэтому необходимо уметь быстро распознать нужную навигационную звезду по цвету и блеску.
(просмотр видеофрагмента )
IV. Закрепление материала.(8-10 мин)
А) Практическая работа ПКЗН – у каждого на столе. Посмотреть созвездия:
установить отображаемые границы и наименование созвездий, ярких звезд;
найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.
Б) Проверочный тест.
1
Сколько созвездий насчитывает современная астрономия?
А) 102
Б) 48
В) 88
С) 122
2
Самые яркие звезды являются звездами…
А) первой звездной величины.
Б) шестой звездной величины.
В) нулевой звездной величины.
С) отрицательной звездной величины.
3
Какое количество созвездий в зодиакальном поясе?
А) 12
Б) 88
В) 9
С) 13
4
Сколько можно насчитать видимых звезд на небе?
А) 300
Б) 3000
В) 88
С) 6000
5
Созвездия, какого полушария звездного неба были открыты позже?
А) западного
Б) южного
В) восточного
С) северного
6
Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?
А) α
Б) γ
В) β
С) δ
V. Домашнее задание. §3 (изучить), вопросы (1- 2мин )
Практическое задание: 1) Какая астрономическая ошибка закралась в строке песни Владимира Высоцкого: «В далеком созвездии тау Кита….»? 2) Каждый ученик получает схематическое изображение созвездия и перечень вопросов, на которые должен найти ответы, использую дополнительную литературу.
Как называется созвездие?
В какое время года его лучше видеть в нашей широте?
Какое это созвездие: северное, южное, зодиакальное, экваториальное?
Назовите самые яркие звезды этого созвездия.
Назовите интересные объекты этого созвездия и укажите их на карте.
VI. Рефлексия. ( нарисовать смайлик на тесте: радостный, веселый, грустный, гневный, задумчивый …).