развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, развивать способности к самостоятельному поиску информации;
воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Ход урока
1. Оргмомент.)
Я желаю тебе сегодня добра! Ты желаешь мне сегодня добра! Если тебе будет трудно, я помогу!
2. Актуализация базовых знаний
Учитель: Наша Земля – это моря, горы, реки, озёра, равнины, низменности. Наша Земля – бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это и планета Солнечной системы. (слайд 2)
Как вы думаете, что означает слово «планета»? (слайд)) работа учителя с интерактивной доской.
Откроем учебник с96. Найдите определение Что такое планета по учебнику.
Учитель: Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами. Скажите, а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом?
Дети: Звезды, Солнце, НЛО, планеты, кометы, спутники (Луна), метеориты (слайд ) работа учителя с интерактивной доской.
3. Выход на тему урока.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети: О Космосе, о Земле.
Учитель: У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями, которые попытаются ответить на вопросы.
- Что такое Земля? - Каковы формы и размер Земли? - Что такое Солнце? - Сколько планет входит в Солнечную систему? - Как называется наша Галактика? - Какой естественный спутник есть у Земли?
Объявляю тему урока.
4. Изучение нового материала.
Учитель: - Путь нашего исследования представлен на схеме. Как вы думаете, с чего мы начнем наш разговор?
Как вы думаете с чего начнем разговор?
Дети: - Поговорим о планете Земля.
Учитель: В нашем классе готовились четыре исследовательские группы, которые представят свои доклады и сообщения по своим темам:
- Послушаем 1 группу. Они исследовали исторический аспект развития Земли как планеты. Итак, 1-я тема«Назад в прошлое».
«Представления древних о Земле».
- Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?
Задавать эти вопросы люди начали давным-давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.
Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.
Считалось, что Земля – плоский круг, который держится на подпорках (Древние индусы считали, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем стоит черепаха? (слайд 7). работа учителя с интерактивной доской.
Индейцы Северной Америки представляли Вселенную в таком виде, внизу кит – символ Земли, на нем фигурки мужчины и женщины – человечество, вверху орел – небо
Древние вавилоняне представляли себе, что Земля - это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними расположено звёздное небо
Вот как люди представляли землю. Но человечество шло вперед и появились
«Первые ученые – исследователи Земли».
Великий математик Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – доказал правильность этого предположения и предложил свою модель строения Вселенной, в центре которой находится неподвижная Земля. (слайд) работа учителя с интерактивной доской.
Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (слайд )). работа учителя с интерактивной доской.
Обобщив работы древнегреческих астрономов, Птолемей создал свою систему мира. Вокруг неподвижной шарообразной Земли движутся Луна, Солнце, пять планет (известных в то время), а также «сфера неподвижных звезд», которая и ограничивает пространство Вселенной.
Но шло время… Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Коперник (слайд )). работа учителя с интерактивной доской.
Коперник представлял себе Вселенную так:
Центром мира – является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца.
Просмотр фрагмента фильма» зарождение солнечной системы»
Учитель: Выступает 2 группа. Тема «Планета Земля».
«Форма и размер Земли».
Земля – планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца (слайд ). работа учителя с интерактивной доской. Земля – сравнительно небольшая планета.
Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода и жизнь. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной»
Земля – огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.
Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу.
В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор
Возраст Земли примерно 4500 млн. лет.
У земли есть подружка, которая всегда рядом это…..
«Спутник Земли – Луна» (слайд ). работа учителя с интерактивной доской.
Луна – это спутник Земли, каменный шар размером намного меньше Земли, который вращается вокруг нашей планеты.
На поверхности Луны очень много кратеров. Большинство их – результат ударов метеоритов о поверхность Луны. Большие темные пятна на поверхности Луны называются морями. На самом деле это вовсе не моря, а гигантские равнины,
Луна сияет не своим собственным, а отраженным солнечным светом, который отражает только её одну сторону. Из-за вращения вокруг Земли освещённая сторона Луны видна не полностью, а лишь частями.(слайд) работа учителя с интерактивной доской.
Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг (слайд
Мы знаем, что Земля, луна вращаются вокруг большой звезды – солнца.).
Учитель: Выступает 3 группа.
«Солнце – что это такое?» (слайд 0). работа учителя с интерактивной доской.
Солнце – ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, состоящее из газа.
В центре Солнца страшная температура – 15 - 20 млн. градусов.
Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле.
Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне – Аполлоном или Фебом, а славяне – Ярилой. Солнце существует миллиарды лет.
Так каково значение солнца?
«Значение Солнца в жизни планеты» (слайд ). работа учителя с интерактивной доской.
Солнце – источник жизни на Земле.
Жители Земли очень благодарны Солнцу за то, что оно постоянно дает тепло нашей планете и на Земле бывает такое замечательное время года, как лето.
Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать.
Таким образом, Солнце дает нам жизнь!
Физминутка.
А вы знаете, что такое солнечная система? Вот об этом мы и поговорим.. Будьте внимательны, в конце урока я об этом узнаю.
2Учитель: Я предоставляю слово 4-й исследовательской группе.
«Солнечная система и ее планеты» (слайд ). работа учителя с интерактивной доской.
Солнечная система – это семья, в котором живет 9 планет. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца:
Меркурий (слайд ) работа учителя с интерактивной доской.– самая близкая к Солнцу планета, Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной, Обращается вокруг Солнца за 88 дней, вокруг своей оси – за 59 дней. Меркурий Моя орбита находится ближе всех к Солнцу, поэтому тепла и света мне достается в 6 раз больше чем Земле. Не скрою, днем у меня жарковато, в полдень температура поднимается до +420 градусов. Моя поверхность раскаляется так, что можно печь пироги прямо на ней без всяких сковородок и духовок. Но делать это не советую, пироги все равно сгорят Зато с приходом ночи начинается мороз -80 градусов. Но мороз вовсе не означает, что пришла зима. Ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны у меня никогда не бывает.
Венера(слайд ) работа учителя с интерактивной доской.такая яркая, что её часто принимают за НЛО. Её поверхность скрывают плотные белые облака. Это Венера.
Её называли так в честь древнеримской богини красоты. Она вторая планета нашей Солнечной системы. Как и другие планеты, Венера сама не светится, а только отражает Солнечный свет, поэтому кажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту её часто называют Утренней Звездой. Про неё люди сложили сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями. А ученые узнали, что “утренняя красавица” ленива и неповоротлива по сравнению с Землей. Земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз, а Венера только раз.
Марс (слайд )работа учителя с интерактивной доской.- планета вдвое меньше Земли. Люди называют его Красной планетой, так как он состоит из красного камня. Воздух на Марсе не похож на земной, и человек им дышать не может. На Марсе есть большие пустыни, глубокие каньоны и гигантские вулканы.
У Марса 2 спутника. Наибольший – Фобос.
Планету Сатурн(слайд ) работа учителя с интерактивной доской. легко узнать по светящимся кольцам. Внутри Сатурн состоит из газов – это самая легкая планета Солнечной системы. Благодаря своим загадочным кольцам, состоящим из кусков камня и льда, Сатурн издавна считается самой красивой и необычной планетой Солнечной системы.
Самый яркий – Юпитер (слайд 8) работа учителя с интерактивной доской., его легко найти в ночном небе. Как и вокруг всех газообразных планет вокруг Юпитера имеются кольца, но они так тонки, что их трудно заметить. Поверхность этой планеты покрыта красными и желтыми вихревыми облаками. Красные и белые пятна в облаках Юпитера – это бури, наибольшая из которых называется Большим Красным Пятном.
Уран и Нептун (слайд 0) работа учителя с интерактивной доской., также состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что там всегда темно и холодно. У Урана 21 спутник. Самый наибольший – Титания.
У Нептуна8 спутников. Наибольший из них – Тритон.
По учебнику с98 прочитаем, как еще их называют.
Плутон (слайд ) работа учителя с интерактивной доской. – самая маленькая и самая удаленная планета Солнечной системы . Эта единственная планета, «окрестности» которой еще не посетили космические аппараты. Плутон имеет только один спутник - Харон.
По учебнику с 98 как ученые назвали эту планету.
Итак, Солнечная система – это Солнце, девять планет с их спутниками.
Практическая работа
5. Рефлексия.
Вразброс даны планеты. Собрать их в порядке следования движения вокруг солнца по своим орбитам. работа с интерактивной доской. ЕКЦОР
Учитель: Я предлагаю вам составить наш домашний адрес во Вселенной
Где мы живем?
Дети:На Земле.
Учитель: - Где находится Земля?
Дети: В Солнечной системе.
Учитель: - Где находится Солнечная система?
Дети: В галактике Млечный путь.
Учитель: - Где находится Галактика?
Дети: Во Вселенной.
Получается приблизительно такой адрес: (слайд ) работа учителя с интерактивной доской.
страна – Вселенная, город – галактика Млечный путь, улица – Солнечная система, дом № 3 – планета Земля.
Учитель: Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой.
Голубая планета Земля – наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты! (слайды) работа учителя с интерактивной доской.
А в заключении послушайте стихи, которые посвящаются нашей голубой жемчужине Вселенной! (двое заранее подготовленных учеников рассказывают стихотворение)
.Эй, Земля, моя планета, где твой край? А вовсе нету. Вокруг своей оси вращаюсь, Солнцем я обогреваюсь. Вокруг Солнца я кружу, Знать, не на китах лежу. Кто ж они – твоя семья, Солнца дочь и сыновья? - То Венера и Меркурий. И ещё шесть братьев хмурых. Марс, Юпитер и Сатурн Да Плутон, Уран, Нептун. Мы горды своей почтенной Нашей Солнечной системой. И с такой семьёй солидной, Где живёте вы – не видно? Ты на небе можешь видеть Часть от дома, лишь чуть-чуть. Дом – галактика большая Под названьем Млечный путь! А Галактика, одна? Есть галактики другие, Неизвестные совсем, И живут они все вечно Во Вселенной бесконечной!