Малые тела Солнечной системы
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид учебных занятий: урок с применением ИКТ
(т.к. уроки астрономии проходят в кабинете информатики)
Цели урока:
Образовательные:
продолжить изучать строение Солнечной системы;
сформировать или продолжить формировать у учащихся представление о малых телах Солнечной системы (астероидах, кометах, метеорных телах, таких, как метеор, болид, метеорные потоки, метеориты);
Развивающие:
развитие познавательного интереса, умения анализировать свою деятельность, критически относиться к работе;
развитие самостоятельности (при выполнении задания);
развитие координации и внимания при работе с клавиатурой и мышью;
Воспитательные:
воспитать аккуратность и грамотность при выполнении заданий;
формирование ответственности за принятие решения при выполнении заданий;
трудолюбие и желание довести работу до конца.
Оборудование к уроку:
персональные компьютеры с колонками (наушниками) и выходом в Интернет
проектор – для выступления
Литература
Изучение нового материала идет в ходе самостоятельной, групповой работы. Студенты формируются в группы перед началом урока (выбирают жетоны определенного цвета), а затем рассаживаются за столы в соответствии с выбранным цветом.
Работая индивидуально с ПК, студенты по локальной сети собирают ответы на свой вопрос в единый документ, т.е. создают конспект, затем готовят мини-презентацию по своей теме и защищают в ходе выступления (1-2 человека).
После урока конспекты распечатываются и отдаются каждому студенту, таким образом, экономится время.
Карта урока:
№ | Задачи этапов урока | Время, мин | Действия учителя | Планируемые действия учащихся |
1 | Организация начала урока | 1 | Обсуждает ход урока | Готовятся к уроку, распределяют обязанности в группах |
2 | Объявление темы и цели урока | 1 | Задает вопросы на выявление того, что известно по данной теме, что необходимо изучить, корректирует ответы, подводит к формулировке темы и цели урока | Отвечают на поставленные учителем вопросы, выясняют, что им еще неизвестно, что еще надо изучить, записывают тему урока в тетрадь. |
3 | Работа в группах | 25 | Наблюдает, консультирует | Поиск ответов на поставленные вопросы с использованием ПК, копируют текст и составляют конспект, готовят мини-презентацию |
4 | Выступление студентов | 15 | Слушает ответы выступающих ребят, комментирует | Защита своей работы: объяснение нового материала в ходе озвучивания презентации, ответы на возникшие в ходе выступления вопросы |
5 | Подведение итогов учебного занятия путем оценивания результатов работы учащихся | 3-3,5 | Подводит итоги урока, выставляет итоговые оценки | Оценивают работу свою, одногруппников согласно карте оценки |
6 | Еще раз повторить основные моменты изученного материала, чтобы подготовиться к восприятию и пониманию новой темы | 0,5-1 | Предлагает задание | Слушают учителя, фиксируют домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Мотивация
Вопросы:
Назовите объекты, входящие в состав Солнечной системы
( Солнце - единственная звезда, планеты)
Кроме планет и Солнца, что еще можно обнаружить в пределах Солнечной системы?
Астероиды, кометы, метеориты и т.д.
Это так называемые малые тела.
Поэтому, тема сегодняшнего урока «Малые тела Солнечной системы»
Известно вам, что собой представляют астероиды, кометы, метеориты, их происхождение, строение, химический состав и значение?
Какие задачи мы должны решить в ходе урока? – уточнить, что входит в состав
Солнечной системы, рассмотреть некоторые объекты подробнее.
Итак, цель урока - выяснить:
что собой представляют астероиды, метеориты, кометы, метеоры, болиды
их происхождение
строение
химический состав и значение?
Тем самым продолжить формирование научной картины мира
III. Изучение нового материала
Выполнение заданий по карточкам на ПК:
Группа 1 «Астероид»:
ЗАДАНИЕ №1.
Когда и кем были открыты первые астероиды?
Что такое пояс астероидов? Где он находится? Какая легенда объясняет его существование?
Сколько астероидов открыто в настоящее время? Как дают названия вновь открываемым астероидам?
ЗАДАНИЕ №2.
Размеры, масса и внешний вид астероидов
Ознакомиться с наиболее известными астероидами
Как движутся астероиды?
Каков химический состав астероидов?
Группа 2 «Метеорит»:
ЗАДАНИЕ №1.
Что такое метеорит?
Откуда берутся метеориты?
Последствия падения метеоритов на Землю
Ознакомиться с наиболее известными метеоритами
ЗАДАНИЕ № 2
На какие группы делятся метеориты
Их химический состав
Значение метеоритов для науки
Группа 3 «Метеор»:
ЗАДАНИЕ №1
ЗАДАНИЕ №2.
Что такое радиант?
Что такое персеиды, леониды?
Почему иногда происходят метеорные дожди?
Группа 4 «Комета»:
ЗАДАНИЕ №1
Открытие кометы Галлея
Ознакомиться с наиболее известными кометами
Какую роль играют кометы в познании мира?
ЗАДАНИЕ №2. Внешний вид комет, их орбиты
IV. Выступление студентов
V. Подведение итогов
Давайте вспомним то, что мы сегодня изучили на уроке:
Какие малые тела Солнечной системы вам стали известны?
Что такое астероид?
Назовите наиболее известные астероиды?
Что такое метеорит?
Назовите наиболее известные метеориты?
Что такое метеор?
Что такое болид?
Что такое комета?
Назовите наиболее известные кометы?
Итак, подведем итоги вашей работы… (выставление оценок)
VI. Домашнее задание
Повторить конспект, подготовка к самостоятельной работе по теме