kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планеты солнечной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока астрономии по теме: "Планеты солнечной системы"

Просмотр содержимого документа
«Планеты солнечной системы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«2 Кюлетская средняя общеобразовательная школа имени Н.А.Алексеева»













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АСТРОНОМИИ

«Планеты солнечной системы»













Учитель физики и астрономии

Софронова Ульяна Алексеевна

Кюлекянь 2018г.



Технологическая карта урока астрономии в 11 классе.



Класс: 11 класс

УМК: астрономия. Под ред. В.М.Чаругин

Учебный предмет: Астрономия

Тип урока: Вводный урок

Тема урока: Строение солнечной системы

Цели:

образовательные: сформировать знания о солнечной системе;

развивать умение отличать различные объекты планеты;

воспитывать культуру поведения при исследовательской работе, индивидуальной работе, работе в группах и парах.

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности, объект и предмет исследования в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

- познавательные УУД: исследовать новый материал, закрепить умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, проводить сравнение.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать о планетах солнечной системы, знать характеристики планет солнечной системы.

Уметь находить предлоги.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

Оборудование: проектор, интерактивная доска, видеоурок «Строение солнечной системы».

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой через притчу.



- Здравствуйте дети. Внимание на экран. Ребята, чему учит эта притча? (Ответы детей) Правильно, сегодня все в ваших руках!


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя.
















Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника; формулировать свои мысли.


2. Актуализация знаний (3 мин.)

Цель:

  • организовать создание затруднения;

  • сформулировать тему, цель, объект, предмет исследования;

  • научить проводить исследование

Требования к этапу:

1. воспроизведение в памяти знаний необходимых для восприятия нового материала. 2. создание затруднения.



































3. Открытие нового знания детьми (10)

Цель:

  • организовать решение проблемной ситуации.


- Мы будем не просто мастерами своего дела, а учеными, и проведем урок - исследование. Скажите, что значит провести исследование? (Тему, цель, задачи, предмет исследования, наблюдение над языковым явлением, сделать

И так как мы поняли сегодняшняя тема нашего урока «Строение солнечной системы» я покажу вам видео ролик и попутно буду рассказывать и спрашивать у вас вопросы на кругозор, ваши ответы откроют тему нашего урока полностью



Солнце

Солнце ближайшая к Земле звезда, представляет собой огромный шар раскаленной плазмы в центре нашей системы. На его долю приходится более 99,86% массы Солнечной системы, оно также предоставляет всю энергию, необходимую для жизни на Земле. Древние цивилизации, такие, как римляне, поклонялись ему, потому что считали что оно принесло жизнь. Оно получило различные имена, такие как Sol у римлян или Helios у греков.
Характеристики

Как видно на видео на видео солнце очень большая, как выдумаете сколько раз может поместится внутри наша планета земля

Дети отвечают 8

- Правильно, диаметр Солнца составляет 1392000 километров или 109 диаметров Земли. Внутри него могут поместиться 1300 планет размером с Землю. Вокруг него движутся 8 планет и их спутников, много карликовых планет, астероидов, комет и пыли. Его масса затмевает массу любого другого объекта в Солнечной системе.

Оно образовалось 4,6 миллиарда лет назад из огромного облака газа и пыли, называемого протосолнечной туманностью.

За миллионы лет, этот газ и пыль сжались в звезду и планеты. Как только гравитация сжала водород достаточно, для начала термоядерной реакции, наше светило зажглось.

Солнце, ближайшая к Земле звезда, очень медленно нагревается. Это будет длиться еще 7 миллиардов лет. После того все запасы водорода в ядре иссякнут, оно расширится до красного гиганта, поглотив при этом внутренние планеты (возможно, даже Землю). В конце своей жизни оно сбросит свои внешние слои и станет белым карликом

Строение

Поверхность, которую мы видим, называется фотосферой, она имеет среднюю температуру около 5800 градусов Кельвина. Поверхность состоит из нескольких слоев-фотосферы, хромосферы и короны. По мере погружения в недра температура и давление увеличиваются. В ядре температура составляет 15,7 млн Кельвинов, а давление достаточно для поддержания ядерного синтеза. В ядре, в результате термоядерного синтеза, протоны объединяются в атомы гелия, выпуская огромное количество энергии

Светило постоянно излучает огромное количество тепла и заряженных частиц — ветра. Если бы у нас отсутствовало магнитное поле, то заряженные частицы уничтожили бы всю жизнь на планете. Ветры переносят заряженные частицы к краю, где они образуют магнитное поле, которое препятствует проникновению извне межзвездного ветра. Этот барьер известен как гелиопауза, и без него Солнечная система постоянно бы подвергалась воздействию космических лучей.

Заряженные частицы сталкиваются со спутниками, линиями электропередач, нарушают радиосвязь, а также вызывают северное сияние. Свет является жизненно важным для нашей планеты.

- Ребята, оказывается солнце белое, а почему оно выглядит желтым

Дети отвечают

- Правильно солнце кажется нам желтым, хотя на самом деле оно белое.

Так кажется из-за влияния атмосферы. Ему необходим 1 месяц, чтобы повернуться вокруг своей оси. Однако это грубая оценка, потому что светило представляет собой шар из плазмы. Некоторые части вращаются быстрее, чем другие, так что трудно сказать, когда оно завершит полный оборот. Например, чтобы совершить один оборот вблизи экватора требуется 25,4 дня, а у полюсов 36 дней.

Состав

Наше светило почти полностью состоит из водорода (74%) и гелия (25%), с примесями других элементов.

Ядро является основным местом где происходят ядерные реакции синтеза.

Всего 5% звезд в Млечном Пути больше чем Солнце, подавляющее же большинство это маленькие красные карликовые звезды.

Некоторые, из самых больших звезд, могут быть в 100000 раз ярче и содержать в 100 раз больше массы чем наша звезда. Наша звезда является относительно молодой звездой. Старые звезды, которые образовались миллиарды лет назад содержат гораздо меньше тяжелых элементов.

Меркурий

-Ребята, а какая планета в первой о череде от солнца в солнечной системе?

(дети отвечают) Меркурий

- Правильно и как вы видите на видео мы подлетаем от солнца к меркурию

Планета Меркурий является самой близкой планетой к Солнцу. Он находится на расстоянии всего лишь 58 млн. км от нашей звезды (для сравнения, от Земли до Солнца 150 млн. км). Как и все планеты, Он назван в честь римского бога, в данном случае, римским богом торговли — так же, как древнегреческий бог Гермес.

Его диаметр всего 4879 км, что делает его самой маленькой планетой в Солнечной системе. Он даже меньше, чем спутники Ганимед и Титан. Но у него есть металлическое ядро, которое составляет почти половину объема планеты. Это дает ему большую массу и сильную гравитацию, больше чем можно было ожидать. На Меркурии ваш вес составил бы 38% от веса на Земле.

Меркурий вращается вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите.

В своей ближайшей точке, он приближается к Солнцу на 46 млн. км, а затем удаляется до 70 млн. км. Планете требуется всего 88 дней, чтобы совершить виток вокруг Солнца.

На первый взгляд, Меркурий весьма похож на нашу Луну. Он имеет поверхность покрытую кратерами, а также древние лавовые потоки. Крупнейший кратер — бассейн Калорис, почти 1300 км в поперечнике. Как и у нашей Луны, у него нет заметной атмосферы. Но под поверхностью сильно отличается от Луны. Он имеет огромное ядро ​​из железа, окруженное толстым слоем пород мантии и тонкой корой. сила тяжести на планете 1/3 от Земной.

Он медленно вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 59 дней.

Атмосфера

Как вы думаете дети имеет ли Меркурий атмосферу?

Дети отвечают: Нет.

- Правильно атомосфера на планете весьма разреженна и состоит из захваченных частиц Солнечного ветра. Без атмосферы, он не может сохранить тепло от Солнца. Сторона, которая обращена к Солнцу, нагревается до температуры 450 ° C, в то время как теневая сторона охлаждается до -170 ° С.

Первый космический аппарат, достигший Меркурия был Маринер 10, который пролетел мимо планеты в 1974 году. Ему удалось сфотографировать около половины поверхности планеты в течение нескольких пролетов. Потом в 2004 НАСА запустило миссию космического аппарата MESSENGER. На данный момент, космический аппарат вышел на орбиту и изучает ее в мельчайших подробностях.

Если вы захотите увидеть его без телескопа, то это трудноосуществимо, потому что планета находится в ярких лучах Солнца большую часть времени.

В период видимости, вы можете увидеть его на западе сразу после заката, или на востоке перед восходом Солнца. В телескоп планета, имеет фазы, как у Луны, в зависимости от положения на своей орбите.

Венера

Дети, а какая планета имеет схожесть с размером и массой земли?

Дети отвечают Венера

Правильно, но давай узнаем пару интересных фактов о венере

Некоторые вы уже, возможно, знаете, другие должны быть совершенно новым для вас. Так что читайте и узнавайте новые интересные факты о «утренней звезде».

Земля и Венера имеют очень близкие размеры и массу, и они вращаются вокруг Солнца по очень сходным орбитам. Ее размер всего на 650 км меньше, чем размер Земли, а масса  составляет 81,5% массы Земли.

Но на этом сходство заканчивается. Атмосфера состоит из 96,5% углекислого газа, а парниковый эффект, поднимает температуру до 461 °C.

2. Планета может быть настолько яркой, что бросает тени.

Только Солнце и Луна ярче, чем Венера. Ее яркость может варьироваться от -3,8 до -4,6 звездных величин, но она всегда ярче, чем самые яркие звезды на небе.

Она вращается в обратном направлении по сравнению с другими планетами.

Венера вращается очень медленно, день составляет 243 земных суток. Еще более странно то, что она вращается в обратном направлении, по сравнению со всеми другими планетами в Солнечной системе. Все планеты вращаются в направлении против часовой стрелки. За исключением нашей героини. Она вращается по часовой стрелке.

5. Многим космическим кораблям удалось приземлиться на ее поверхность.

В самый разгар космической гонки, Советский Союз запустил серию космических аппаратов Венера и некоторые совершили успешную посадку на ее поверхность.

Венера-8 была первым космическим аппаратом, высадившимся на поверхность и передавшим фотографии на Землю.

6. Люди привыкли думать, что на второй планете от Солнца «тропики».
Пока мы отправляли первые космические аппараты для изучения Венеры с близкого расстояния, никто толком не знал, что скрыто внизу под густыми облаками планеты. Писатели-фантасты мечтали о пышных тропических джунглях. Адская температура и плотная атмосфера удивила всех.

7. У планеты нет спутников.

Венера выглядит, как наш близнец. В отличие от Земли, у нее нет лун. Марс имеет спутники, и даже Плутон имеет спутники. Но она … нет.

8. У планеты есть фазы.

Хотя она выглядит как очень яркая звезда на небе, если вы можете посмотреть на нее с помощью телескопа, вы увидите нечто иное. При взгляде на нее через телескоп, можно увидеть, что планета проходит через фазы, как Луна. Когда она находится ближе, то выглядит как тонкий полумесяц. А при максимальном удалении от Земли, она становится тусклой и в виде круга.

9. На ее поверхности очень мало кратеров.

В то время как поверхность Меркурия, Марса и Луны усеяна ударными кратерами, на поверхности Венеры относительно мало кратеров. Планетарные ученые полагают, что ее поверхность имеет возраст всего 500 млн. лет. Постоянная вулканическая активность, сглаживает и убирает любые ударные кратеры.

И так дети мы пришли к третей планете и как по видео видно это какая планета и почему его зовут террой?

Дети отвечают это планета Земля

Земля

Издревле наша планета Земля — это начальный пункт для развития любой вселенской науки, будь то философия, астрономия или физика. И хотя Земля давно уже не считается центром Вселенной, она остается центром нашего познания — все, что удается найти на космических объектах, ученые связывают с привычными нам объектами и веществами с нашей планеты. Однако так ли много мы знаем о нашем доме? В этой статье пойдет речь о многогранности Земли, которая служит нам верным инструментом изучения космоса.

Те, кто хоть раз представлял себе исполинские масштабы Вселенной, точно чувствовали всю крохотность нашей планеты. Как тут не вспомнить знаменитое фото «Pale Blue Dot» (с англ. «Бледно-голубая точка»), снятое в 1990 году зондом «Вояджер-1» из внутреннего края Солнечной системы. На снимке наша планета и правда выглядит как микроскопическая точка — на расстоянии 6 миллиардов километров она занимает на снимке всего 0,12 пикселя! Так как мощности телескопов растут, и границы обозримой Вселенной расширяются, Земля кажется нам все меньше и ничтожнее среди пустого и холодного космоса.

Однако не стоит забывать, что Земля — это уникальная по многим параметрам планета. Она является самой большой среди внутренних, «скалистых» планет Солнечной системы, куда входят еще Меркурий, Венера и Марс. На орбите Земли находится один из наиболее массивных спутников Солнечной системы — Луна. А еще на нашей планете сочетается несколько феноменальных явлений — жидкая вода, плотная атмосфера, активные недра и жизнь. Вместе эти компоненты создают такое химическое и геологическое разнообразие на Земле, достичь которого не смогло еще ни одно известное планетное тело.

Дети оказывается земля не имеет формы круга, а какую?

Дети отвечают: сферой, приплюснутой со сторон.

Правильно

Земля обладает формой эллипсоида — сферы, приплюснутой со сторон, что приводит к несоразмерности линейных измерений планеты. Скатайте шарик из пластилина, прижмите его слегка пальцами со сторон — и у вас в руках уменьшенная модель земного шара! Диаметр Земли от Северного полюса до Южного составляет 12 712 километров, когда на экваторе — 12 756 км.

Период вращения Земли вокруг оси

Наша планета вращается не только вокруг звезды, но и вокруг собственной оси. Полный оборот (сидерические сутки) происходит за 23 часа 56 минут 4,1 секунды. Абсолютная скорость вращения, измеряемая у экватора, составляет 1670 километров в час. Скорость вращения Земли не является постоянной — она напрямую зависит от расстояния к Солнцу. В афелии сутки укорачиваются на 10 секунд, а в перигелии — удлиняются.

Почему указанная длина суток короче наших, обычных на 4 минуты? Дело в том, что сидерический период вращения определяется по звездам — а точнее, по положению поверхности планеты относительно них. Из-за того, что далекие звезды неподвижны по сравнению с Солнцем, последнему требуется дополнительные 4 минуты для занятия прежней позиции.

  • Интересный факт — Всем известно, что Луна создает на водных поверхностях Земли приливные волны. Однако эти волны не ударяются о материки — наоборот, континенты сами ударяются об них из-за быстрого вращения планеты. Это тормозит Землю, что приводит сразу к двум эффектам — Луна отдаляется, а дни на Земле удлиняются. Так, во времена динозавров в сутках было всего 16 часов!

Важно помнить о том, что при удалении от экватора относительная скорость вращения падает. Так, на средней полосе России Земля вокруг оси движется со скоростью 1275 км/ч — а на полюсах и вовсе стоит «неподвижно». Высокая скорость вращения вокруг оси используется в космонавтике — космодромы строят ближе к экватору для того, чтобы использовать разгон Земли и сэкономить топливо.




Ученики работают озвучивают правильные ответы и проводят самооценивание своих вариантов, отвечают на вопросы учителя.



















































































Ученики выполняют слушают учителя,

Познавательные УУД

Уметь различать планеты солнечной системы, определять характерные черты планет, находить отличия.



Коммуникативные УУД

Уметь определять тему урока-исследования, ставить цель учебной деятельности, определять объект, предмет и задачи исследования, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь оценивать результаты деятельности, сравнивать, придумывать правила, делать обобщения, анализировать собственную работу.

4.Динамическая пауза (2мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Дети выполнят физические упражнения

Повторяют движения за учителем, в процессе разминают руки, туловище, глаза.


Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Продолжение исследования нового материала (10 мин.)

Марс

Дети самая популярная планета в солнечной системе?

Его еще называют Красной планетой?

Несмотря на множество научных открытий, красная планета по-прежнему остается весьма интересной как для ученых, так и для обывателей. И данный сборник, под названием 10 интересных фактов о Марсе это подтверждает. Можно подумать, что он является близнецом Земли, но его диаметр всего лишь около половины диаметра Земли, — 6800 км в поперечнике.

Общая масса составляет около 10% массы Земли. Сила тяжести на поверхности — 37%, от Земной.

Научные факты про Марс говорят, что средняя его плотность равна 3,94 грамма на кубический сантиметр (г/см3). Для сравнения, плотность Земли составляет 5,52 г/см3. Одна из причин низкой плотности, по сравнению с Землей, в том, что он имеет только 10% от массы Земли.

Марс по строению похож на Землю, он также имеет ядро, которое в основном состоит из железа и серы, мантии, состоящей из силикатов и коры, сделанной из базальта с примесями оксида железа, которая дает планете характерный красноватый оттенок.

Его ядро, как и Земное, состоит из основного компонента — железа. На этом сходство заканчивается. Ядро Земли расплавлено и находится в постоянном движении. Внутреннее ядро вращается в противоположном направлении, в отличие от внешнего. Это взаимодействие создает магнитное поле, которое защищает нашу поверхность от солнечной радиации.

Марсианское ядро

Является твердым и не вращается. Считается, что оно имеет размер около 2960 км в диаметре. Планета не имеет магнитного поля из-за чего постоянно подвергается солнечному излучению.

Мантия

Мантия покрывает ядро. У планеты нет движения тектонических плит, поэтому поверхность не меняется и углерод не удаляется из атмосферы. Мантия считается довольно мягкой.

Земная кора образовалась в результате вулканической деятельности миллиарды лет назад. Ее размер колеблется между 50 и 125 км. Большая часть поверхности Марса покрыта порошком из оксида железа. Учитывая легкость пыли и высокую скорость ветра на Марсе, его поверхность постоянно подвергается изменению в относительно короткие сроки.

На один оборот у Марса уходит 687 земных дней. Расстояние до Солнца изменяется в зависимости от гравитационного влияния других планет, а эксцентриситет может измениться с течением времени. Совсем недавно, примерно 1,350 млн. лет назад он имел почти круговую орбиту.

Продолжительность года и сезоны

Марс, как и все планеты Солнечной системы, имеет наклон оси, составляющий около 25,19 градусов. Этот наклон, похож на Земной, так что у него есть сезоны. Марсианские сезоны дольше Земных, потому что год на нем почти вдвое длиннее земного года. Резко меняющееся расстояние между Марсом в афелии и перигелии означает, что его сезоны не сбалансированы.

7. Движение по орбите

Легче всего наблюдать Марс, когда он находится в оппозиции — ближайшей к нам точке своей орбиты. Расстояние, во время сближения, колеблется от 54 до 103 млн. км в связи с их положением планет на своих орбитах. Последняя оппозиция была 3 марта 2012.

Атмосфера

Воздух на Марсе смертелен для человека. Размер его атмосферы всего лишь 1% от Земной. Он состоит из 95% двуокиси углерода, 3% азота, 1,6% аргона, и следовых количеств кислорода, водяного пара и других газов.

Температура

Марс это мир экстремальных погодных условий. В целом, там очень холодно, средняя температура поверхности около -47 °C. В течение лета, близ экватора, температура может достигать 20 °C в течение дня, но падать до -90 °С ночью. Это 110 ° градусов разницы температур создают ветра, которые достигают скорости торнадо. После того как начинаются эти ветры, в воздух поднимается пыль из оксида железа, которая охватывает всю планету.

Вес

Сила притяжения на Марсе составляет всего 38% от Земного эталона, поэтому если на Земле вы весите 100 кг, то на Марсе весы покажут 38 кг!

Юпитер— самая массивная планета.

Дети, а кто знает про самую большую планету

Правильно дети

Юпитер как и все гиганты состоит в основном из смеси газов. Газовый гигант в 2,5 раза более массивный, чем все планеты вместе взятые или в 317 раз больше Земли. Есть много других интересных фактов про планету и мы постараемся их рассказать. Около планеты побывало несколько космических зондов, которые изучали его с пролетной траектории. А космический аппарат Галилео, выйдя на его орбиту, изучал его в течение нескольких лет. Самым последним был зонд «Новые Горизонты

У Юпитера есть кольца. Они не такие большие и красивые как у Сатурна, потому что тоньше и слабее. Большое красное пятно — это гигантский шторм, который бушует уже больше трехсот лет!

Атмосфера планеты огромна, ее химический состав это 90% водорода и 10% гелия. В отличие от Земли, Юпитер — газовый гигант и не имеет четкой границы между атмосферой и остальной частью планеты. Если бы вы смогли опуститься вниз, к центру планеты, то плотность и температура водорода и гелия стали бы изменяться. Ученые выделяют слои на основе этих особенностей. Слои атмосферы в порядке их убывания от ядра: тропосфера, стратосфера, термосфера и экзосфера.
У Юпитера нет твердой поверхности, поэтому за некую условную «поверхность» ученые определяют нижнюю границу его атмосферы в точке, где давление составляет 1 бар. Температура атмосферы в этой точке, как и у Земли, уменьшается с высотой, пока не достигнет минимума. Тропопауза определяет границу между тропосферой и стратосферой — это около 50 км над условной «поверхностью» планеты.

Стратосфера

Стратосфера поднимается на высоту 320 км, и давление продолжает снижаться, в то время как температура возрастает. Эта высота отмечает границу между стратосферой и термосферой. Температура термосферы поднимается до 1000 К на высоте 1000 км.

Атмосфера планеты является крупнейшей в Солнечной системе и состоит в основном из водорода и гелия.

Состав

Юпитер содержит небольшие количества таких соединений как метан, аммиак, сероводород, и вода. Эта смесь химических соединений и элементов, вносит свой вклад в формирование красочных облаков, которые мы можем наблюдать в телескопы. Однозначно сказать какого цвета Юпитер нельзя, но примерно он рыже-белый в полоску.

Облака аммиака, которые видны в атмосфере планеты, образуют совокупность параллельных полос. Темные полосы называют поясами и чередуются с светлым, которые известны как зоны. Это зоны, как считается, состоят из аммиака. Пока не известно, что вызывает темный цвет полос.

Вы, возможно, заметили, что в его атмосфере существуют различные овалы и круги, крупнейшим из которых является Большое Красное Пятно. Это вихри и штормы, которые бушуют в крайне нестабильной атмосфере. Вихрь может быть циклонический или антициклонический. Циклонические вихри обычно имеют центры, в которых давление более низкое, чем снаружи. Антициклонические это те, у которых есть центры с более высоким давлением, чем снаружи вихря. Большое Красное Пятно Юпитера (БКП) это атмосферный шторм, который бушует в Южном полушарии вот уже 400 лет. Многие считают, что Джованни Кассини впервые наблюдал его в конце 1600-х годов, но ученые сомневаются, что он сформировался в то время.

Сатурн — «Властелин колец»

Какая планета носит имя «Властелин колец»

Планета Сатурн — шестая по счету от Солнца. Об этой планете известно всем. Почти каждый, может легко узнать ее, потому что его кольца это его визитная карточка.
Общие сведения про планету Сатурн

Знаете ли вы, из чего сделаны ее знаменитые кольца? Кольца состоят из ледяных камней, имеющих размер от микронов до нескольких метров. Сатурн как и все планеты-гиганты, состоит в основном из газов. Его вращение варьирует от 10 часов и 39 минут до 10 часов 46 минут. Эти измерения основаны на радионаблюдениях планеты.

При использовании новейших двигательных систем и ракетоносителей, космическому аппарату потребуется как минимум 6 лет и 9 месяцев, чтобы прибыть к планете.

На данный момент, на орбите с 2004 года находится единственный космический аппарат Кассини, он и является основным поставщиком научных данных и открытий вот уже много лет. Для детей планета Сатурн, как в принципе и для взрослых, поистине самая красивая из планет.

Общие характеристики

Диаметр Юпитера около 143 тысяч километров, а Сатурна только 120 тысяч километров. Размер Юпитера в 1,18 раза больше чем у Сатурна, а по массе в 3,34 раза массивнее его.

По факту, Сатурн очень большой, но легкий. И если планету Сатурн погрузить в воду, она будет плавать на поверхности. Гравитация планеты составляет всего 91% от Земной.

Сатурн и Земля различаются по размеру в 9,4 раза и по массе в 95 раз. В объеме газового гиганта могли бы поместиться 763 таких планет как наша.

Орбита

Время полного оборота планеты вокруг Солнца составляет 29,7 лет. Как и у всех планет Солнечной системы, его орбита не является идеальным кругом, а имеет эллиптическую траекторию. Расстояние до Солнца в среднем равно 1,43 млрд км, или 9,58 а.е.

Ближайшая точка орбиты Сатурна, называется перигелий и расположена она в 9 астрономических единицах от Солнца (1 а.е. это среднее расстояние от Земли до Солнца).

Наиболее удаленная точка орбиты называется афелий и расположена она в 10,1 астрономических единиц от Солнца.

Одна из интересных особенностей орбиты Сатурна заключается в следующем. Как и у Земли, ось вращения Сатурна наклонена относительно плоскости Солнца. На половине пути своей орбиты, южный полюс Сатурна обращен к Солнцу, а затем северный. В течение Сатурнианского года (почти 30 Земных лет), наступают периоды, когда планету видно с Земли с ребра и плоскость колец гиганта совпадает с нашим углом зрения, и они пропадают из виду. Все дело в том, что кольца чрезвычайно тонкие, поэтому с огромного расстояния их практически невозможно увидеть с ребра. В следующий раз кольца исчезнут для Земного наблюдателя в 2024-2025 годах. Так как год Сатурна длится почти 30 лет, с тех пор как Галилей впервые наблюдал его в телескоп в 1610 году, он обернулся вокруг Солнца примерно 13 раз.

Климатические особенности

Одним из интересных фактов, является то, что ось планеты наклонена к плоскости эклиптики (как и у Земли). И так же, как и у нас, на Сатурне существуют сезоны. На половине своей орбиты, Северное полушарие получает больше солнечной радиации, а затем все меняется и Южное полушарие купается в солнечном свете. Это создает огромные штормовые системы, которые значительно меняются в зависимости от расположения планеты на орбите.

Сезоны оказывают влияние на погоду планеты. В течение последних 30 лет ученые обнаружили, что скорость ветра вокруг экваториальных областей планеты сократилась примерно на 40%. Зонды НАСА Вояджер в 1980-1981 годах обнаружили, что скорость ветра достигает 1700 км/ч, а в настоящее время только около 1000 км/ч (измерения 2003 года).

Время полного оборота Сатурна вокруг своей оси составляет 10,656 часов. Ученым потребовалось много времени и исследований, чтобы найти столь точную цифру. Так как у планеты нет поверхности, то нет возможности наблюдать прохождения одних и тех же областей планеты, таким образом, оценивая ее скорость вращения. Ученые использовали радиоизлучения планеты для оценки скорости вращения и нахождения точной продолжительности дня.

Как и у остальных планет-гигантов, атмосфера Сатурна состоит из 75% водорода и 25% гелия, со следовыми количествами других веществ, таких как вода и метан

Дети, какая планета вращается на боку?

Правильно дети. Это Уран.

Уран — планета вращающаяся на боку

Планета Уран обязана своим открытием Гершелю, изучавшему небосвод в сконструированный им телескоп

История открытия

До своего открытия, планета Уран была неоднократно замечена и ошибочно причислена к звездам. Среди неподвижных небесных тел английский астроном заметил одно, движущееся по траектории и отличающееся от остальных по цвету. Так, в конце XVIII века была обнаружена новая планета. В выбранном названии первооткрыватель хотел прославить короля Георга III, но его идея не имела успеха. Спустя несколько лет немец Боне, продолживший изучение неизвестного тела, предложил имя греческого бога – Уран, которое было признано общественностью.

Урану так долго удавалось оставаться незамеченным из-за его исключительной отдаленности от светила. Расстояние от Солнца до далекого гиганта составляет 2,8 млрд. км. Это седьмая планета в нашей системе. Астрономы определяют ее в группу газовых гигантов. Колоссальное расстояние от источника тепла и энергии сделало Уран самой холодной планетой среди всех изученных. На поверхности гиганта зафиксированы рекордно низкие данные температуры, она опускается до -220 градусов по Цельсию


Уран уникален по своему расположению, его ось находится под наклоном в 98 градусов, что заставляет оригинальную планету совершать движение по орбите, лежа на боку. В таком положении на области полюсов направлен основной поток солнечной энергии, но, в разрез с логическими выводами, температура на участке экватора имеет более высокие показатели. Направление вращения ледяного гиганта обратное, по отношению к движению по орбите. Один оборот Уран делает за 84 земных года, а сутки проходят за 17 часов, этот срок вычисляется приблизительно по причине неравномерного перемещения газообразной поверхности.
Масса небесного тела составляет 8,68х10 в 25 кг, она меньше, чем вес газовых гигантов, расположенных поблизости. Это обусловлено минимальной плотностью планеты – 1,27 г/см3, имеющей в основе легкие компоненты. Ее строение включает ядро из железа и камня; мантию – ледяной корпус, составляющий большую часть гиганта, и атмосферу. Эта модель разработана теоретически, ее основанием стало изучение гравитационного воздействия Урана на спутники. Эффектное голубое сияние планете придает наличие в верхних слоях частиц метана, его массовая доля составляет 2%. Основой газовой оболочки является водород – 82% и гелий – 15%. Оставшуюся часть делят аммиак и ацетилен. Мантия не является ледяной оболочкой в физическом понимании – это модифицированная смесь воды и аммиака. На планете нет твердой поверхности, этот уровень вычисляется условно исходя из показателей давления.

Нижняя область атмосферы динамична и подвержена ураганным ветрам. Над ней расположена тропопауза с облаками аммиака и сероводорода. Сезоны на Уране длятся несколько лет, в этот период одно полушарие лишено солнечного света. Магнитное поле планеты мощное и сложное, его ось смещена от оси вращения на 60 градусов.

Газовый гигант Нептун

Дети, а какая планета имеет названия ьога морей?

Правильно. Это Нептун.

Планета Нептун – таинственный голубой гигант на окраине Солнечной системы, о существовании которого не подозревали до конца первой половины XIX столетия. Далекая, невидимая без оптических приборов планета, была открыта осенью 1846 года. Первым о существовании небесного тела, аномально влияющего на движение Урана, задумался Дж. К. Адамс. Свои расчеты и предположения он представил королевскому астроному Эри, который оставил их без внимания. В это же время исследованием отклонений в орбите Урана занимался француз Леверье, его выводы о существовании неизвестной планеты были представлены в 1845 году. Было очевидным, что результаты двух независимых исследований очень близки.

В сентябре 1846 года через телескоп Берлинской обсерватории была замечена неизвестная планета, расположенная в месте, указанном в расчетах Леверье. Открытие, сделанное при помощи математических вычислений, потрясло научный мир и стало предметом спора Англии и Франции о национальном приоритете. Во избежание споров можно считать первооткрывателем немецкого астронома Галле, который рассмотрел новую планету в телескоп. По традиции для названия было выбрано имя одного из римских богов – покровителя морей Нептуна.

Орбита Нептуна

После исключения Плутона из списка планет, Нептун оказался последним – восьмым – представителем Солнечной системы. Его удаленность от центра составляет 4,5 млрд. км, на прохождение этого расстояния волне света необходимо 4 часа. Планета вместе с Сатурном, Ураном и Юпитером вошла в группу четырех газовых гигантов. Из-за огромного диаметра орбиты год здесь равен 164,8 земным, а сутки пролетают менее чем за 16 часов. Траектория прохождения вокруг Солнца близка к круговой, ее эксцентриситет равен 0,0112.

Математические расчеты позволили создать теоретическую модель строения Нептуна. В его центре расположено твердое ядро, по массе аналогичное Земле, в составе замечено железо, силикаты, никель. Поверхность выглядит вязкой массой из аммиачной, водной и метановой модификации льда, которая без четкой границы перетекает в атмосферу. Внутренняя температура ядра довольно высока – достигает 7000 градусов, – но из-за высокого давления застывшая поверхность не тает. Масса Нептуна превышает земную в 17 раз и составляет 1,0243х10 в 26 кг.

Основу газовой оболочки представляют: водород – 82%, гелий – 15% и метан – 1%. Это традиционный состав для газовых гигантов. Температура на условной поверхности Нептуна показывает -220 градусов по Цельсию. В нижних слоях атмосферы замечены облака, образованные кристаллами метана, сероводородом, аммиаком или сульфидом аммония. Именно эти кусочки льда создают голубое свечение вокруг планеты, но это лишь часть объяснения. Существует гипотеза о неизвестном веществе, которое дает яркий синий цвет.

Уникальной скоростью обладают ветра, дующие на Нептуне, ее среднее число равно 1000 км/ч, а порывы при урагане достигают 2400 км/ч. Воздушные массы движутся против оси вращения планеты. Необъяснимым фактом является усиление бурь и ветров, которое наблюдается с нарастанием расстояния между планетой и Солнцем.

Плутон

Дети, а какую планета потеряла статус планеты?

Правильно. Это Плутоню

Один из самых маленьких объектов Солнечной системы, радиусом всего 1153 км. Период обращения по орбите вокруг Солнца составляет 90 613 суток (около 248 лет), а оборот вокруг своей оси занимает 6,4 земных суток. Несколько десятилетий с момента открытия в 1930 году считался девятой планетой, пока в 2006 году астрономы не пришли к выводу, что его всё-таки стоит причислить к карликовым планетам в поясе Койпера, получившим своё название после открытия в 2005 году нескольких подобных Плутону объектов.


Спутников, сопровождающих его, на данный момент известно 5 – Харон, крупнейший из них, Кербер, Никта, Стикс и Гидра. Орбита этой карликовой планеты эллиптическая, вытянута довольно сильно.

Лишь несколько лет назад учёным удалось измерить температуру на поверхности этого небесного тела. 14 июля 2015 года космический аппарат Новые Горизонты совершил близкий пролет вблизи Плутона и передал множество данных и фотографий о нем.

Общий обзор комет



Кометы, это малые тела, которые остались после формирования Солнечной системы. Когда они подходят достаточно близко к Солнцу, у них появляется видимый хвост и кома. Это происходит в результате действия солнечного излучения на ядро ​.


Общие параметры

Иногда они приближаются к Земле на очень близкое расстояние. Их ядра представляют собой лед, пыль и мелкие скальные частицы. Они имеют размер от сотен метров до десятков километров в поперечнике. Когда она приближается к земле на близкое расстояние, то ее называют великой кометой и она светит ярко не только ночью, но и днем.
Они имеют различные периоды обращения вокруг Солнца, от несколько лет до сотен тысяч лет, а некоторые приближаются к Солнцу только один раз, прежде чем навсегда улететь в межзвездное пространство.

Короткопериодические кометы

Как считается, находятся в поясе Койпера и связанного с ними рассеянного диска, оба находятся за орбитой Нептуна. Кометы с большими периодами обращения, как полагают, прилетают из облака Оорта, состоящего из обломков, оставшихся от образования солнечной системы. Облако Оорта расположено за пределами пояса Койпера.



Они прилетают из внешних областей Солнечной системы к Солнцу, из-за гравитационных возмущений от внешних планет или ближайших звезд.

Их отличие от астероидов заключается в присутствии комы и хвоста, хотя очень старые кометы, которые потеряли все свои летучие вещества напоминают астероиды. Астероиды, отличаются от них происхождением, астероиды образовались во внутренней части Солнечной системы, а кометы во внешней.



Характеристики их хвоста и комы, как известно, сильно зависят от диаметра ядра, которое варьирует от 100 метров до 40 километров в поперечнике.

Состав

Они состоят из пыли, льда и замороженных газов, таких как окись углерода, двуокись углерода, метан и аммиак. Их часто называют «грязными снежками», хотя недавние наблюдения показали, что они могут быть покрыты скалистой поверхностью или сухой пылью, а льды скрыты под корой. Они содержат различные органические соединения, например, метанол, водород, цианистый водород, формальдегид, этанол, и этан. Возможно, они могут содержать более сложные молекулы, такие как длинные цепи углеводородов и аминокислот. Из-за своей низкой массы, она не может стать круглой и всегда имеет неправильную форму.

















Все учащиеся определяют часть речи у выделенных слов, формулируют вторую задачу, придумывают правила различения производных предлогов от самостоятельных частей речи, выполняют третье задание и формулируют третью задачу, изучают новое правило.








Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные УУД.

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

Познавательные УУД

Уметь работать с разными по уровню заданиями, сравнивать и делать обобщения.

6. Включение изученного в систему знаний. (10 мин.)

Цель:

  • координировать деятельность учащихся;


  • контролировать

выполнения заданий

Выполнение быстрого теста по теме данного урока

Учащиеся выполняют электронные тесты по теме и оценивают свою деятельность.












Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке.

Коммуникативные УУД

Уметь отвечать на вопросы, делать правильный выбор, уметь работать в парах.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Итог урока (4 мин.)

Цель:

  • обобщить исследование



Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.

6.Рефлексия. (2 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности




Считают баллы и переводят их в отметку.






Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности

7. Домашнее задание (2 мин.)

- Домашнее задание будет по выбору. Оно размещено у вас в дневниках наблюдения.

Домашнее задание на выбор:

Подготовить по собственным макетам планет презентацию солнечной системы.



Познавательные УУД

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Планеты солнечной системы

Автор: Софронова Ульяна Алексеевна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Солнце - огромная звезда. Планеты Солнечной системы" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-solntsie-oghromnaia-zviezda-planiety-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "203883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429552932"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Земля – планета солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(37) "ziemlia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "311882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459262107"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Земля - это планета Солнечной системы. "
    ["seo_title"] => string(41) "ziemlia-eto-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "237603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444333454"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "«Голубая планета солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(38) "golubaia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "317268"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460308661"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "презентация "Планеты Солнечной системы" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-planiety-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "219801"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434371841"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства