kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по астрономии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основным разделам содержания. Соответсвует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета









Предмет: Астрономия

Количество учебных часов-34



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по астрономии для учащихся 11 класса составлена

в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом

- Программой курса астрономии. 11 класс (автор Е.К.Страут)

- Учебным планом гимназии

с учетом методических рекомендаций авторов используемого УМК и планирования к учебнику, представленному в книге для учителя (Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута).


Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб­нике «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г. для общеобразовательных учреждений, входящем в состав УМК по астрономии для 11 класса, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию).


Общая характеристика учебного предмета.


Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.


Цели и задачи изучения астрономии.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.


Место учебного предмета в учебном плане.


Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:


в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей, достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное,

компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность,способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение

на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых до-стижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

в сфере отношений обучающихся к труду и социально-экономических отношений

- уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

-сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-определять несколько путей достижения поставленной цели;

-выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

-задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

-оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

-распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельносхематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

-осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-искать и находить обобщенные способы решения задач;

-приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

-анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды

в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных или

письменных) языковых средств;

-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

-координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

-согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

-представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

-подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

-точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА и предметные результаты


Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;

  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Демонстрации:портреты выдающихся астрономов; изображения объектов исследования в астрономии.


Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации: географический глобус Земли; глобус звездного неба;звездныекарты;звездные каталоги и карты;карта часовых поясов;модель небесной сферы;разные виды часов (их изображения);теллурий.


Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы:

  • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.


Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучения темы:

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

  • определять и различать понятия Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоиды, метеоры, болиды, метеориты;

  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении

тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации: динамическая модель Солнечной системы;изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;схема Солнечной системы;фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.


Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

  • описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;

  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации:диаграмма Герцшпрунга – Рассела;схема внутреннего строения звезд;схема внутреннего строения Солнца; схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;фотоизображения Солнца и известных звезд.


Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

  • формулировать закон Хаббла;

  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;

  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации:изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;схема строения Галактики; схемы моделей Вселенной;таблица - схема основных этапов развития Вселенной;фотографии звездных скоплений и туманностей;фотографии Млечного Пути;


Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

  • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.

На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

        

Учащиеся должны:

Знать, понимать                

-смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

-смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

-смысл физического закона Хаббла;

-основные этапы освоения космического пространства;

-гипотезы происхождения Солнечной системы;

-основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

-размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Уметь

-приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

-описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

-характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

-находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

-использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Требования к уровню подготовки выпускников


Должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.


Должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации 

  • стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.



Формы организации учебной деятельности.


-классно-урочная (изучение нового, практикум, конт­роль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защи­ты творческих заданий);

-индивидуальная и индивидуализированная - позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школь­ника сообразно его способностям;

-групповая работа(Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель фор­мирует блоки объектов или общий блок, на основании де­монстрации которого происходит обсуждение в группах об­щей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, об­суждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи)

-внеклассная работа, исследовательская работа;

-самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практиче­ского применения приобретенных знаний, выполнение ин­дивидуальных заданий творческого характера.



Календарно-тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю, всего — 34 часа)


и тема

урока

Содержание

урока

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Планируемая дата урока (неделя/

месяц)

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)

1 Что изучает аст­рономия.

Астрономия, со связь с другими наука­ми. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями челове­ка, начиная с глубокой древности. Аст­рономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной.

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями.


§ 1


2 Наблюдения — основа астрономии.

Наземные и космические приборы и ме­тоды исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Устный опрос.

Беседа.

§ 2


ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (6 ч)

3 Звезды и созвез­дия. Небесные коорди­наты. Звездные карты.

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин раз­ность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной кар­ты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени.


Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 3, 4


4 Видимое движе­ние звезд на различ­ных географических широтах.


Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение гео­графической широты по измерению вы­соты звезд в момент их кульминации.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Работа с текстом учебника.


§ 5


5 Годичное движе­ние Солнца. Эклипти­ка.

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному эквато­ру. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Из­менение в течение года продолжитель­ности дня и ночи на различных геогра­фических широтах.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 6


6 Движение и фазы Луны.


Луна — ближайшее к Земле небесное те­ло, ее единственный естественный спут­ник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидериче­ский (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны..

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 7, 8


7.Затмения Солн­ца и Луны.


Условия наступления солнечных и лун­ных затмений. Их периодичность. Пол­ные, частные и кольцеобразные затме­ния Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затме­ний

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 7, 8


8 Время и календарь.

Точное время и определение географиче­ской долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Кален­дарь — система счета длительных про­межутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

Тестирование. Беседа.

§ 9



СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (5 ч)

9 Развитие пред­ставлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеоб­разного движения планет. Создание Ко­перником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.Внутренние и внешние планеты. Конфи­гурации планет: противостояние и со­единение. Периодическое изменение ус­ловий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидери­ческого (звездного) периодов обращения планет

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 10,11


10 Законы Кеплера. Законы движения планет Солнечной системы.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллипти­ческим орбитам. Открытие Кеплером за­конов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относи­тельных расстояний планет от Солнца.

Фронтальный опрос.


§ 12


11 Решение задач на законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной систе­мы.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 13


12 Открытие и применение закона всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения в астрономии

Открытие закона Ньютоном. Использование астрономических наблюдений и измерений в установлении зависимостей.Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмуще­ния в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Решение задач Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 14 (1-5)


13 Движение ис­кусственных спутни­ков, космических ап­паратов (КА) в Солнеч­ной системе.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной сис­темы. Выполнение маневров, необходи­мых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 14,15 (6)


ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

14 Общие характеристики планет.

Характеристики планет, их сходство и различие, характер движения и взаимодействия тел в Солнечной системе. Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.


Беседа.

§ 15, 16


15 Солнечная сис­тема как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 17


16 Земля и Луня — двойная планета.

Краткие сведения о природе Земли. Ус­ловия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и матери­ки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астро­навтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы ос­воения Луны.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 17


17-18 Природа планет земной группы.

Сходство внутреннего строения и хими­ческого состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тек­тоника. Метеоритные кратеры. Особен­ности температурных условий на Мерку­рии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфе­ре и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. По­иски жизни на Марсе.

Беседа.

§ 18


19 Урок-дискуссия «Парниковый эф­фект — польза или вред?».

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в фор­мировании и сохранении уникальной природы Земли.

Индивидуальный опрос.

Беседа.


20 Планеты-гиган­ты, их спутники и кольца.

Химический состав и внутреннее стро­ение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет.

Об­лачный покров и атмосферная циркуля­ция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планета­ми земной группы и Луной. Наличие ат­мосфер у крупнейших спутников. Стро­ение и состав колец.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 19


21 Малые тела Сол­нечной системы (асте­роиды, карликовые планеты и кометы).

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпе­ра. Плутон и другие карликовые плане­ты. Кометы. Их строение и состав. Орби­ты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта.

Астероидно-кометная опасность. Воз­можности и способы ее предотвращения.

Тестирование.

Беседа.

§ 20 (1-3)


22 Метеоры, боли­ды, метеориты.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.

Беседа.


§ 20 (4)


СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

23 Солнце, состав и внутреннее строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энер­гии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтри­но. Значение этого открытия для физи­ки и астрофизики.

Беседа

§ 21 (1-3)


24 Солнечная ак­тивность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: сол­нечные пятна, протуберанцы, вспыш­ки, корональные выбросы массы. По­токи солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияю­щие на радиосвязь, сбои в линиях элек­тропередачи. Период изменения солнеч­ной активности.

Фронтальный опрос.

Беседа

§ 21 (4)


25 Физическая природа звезд.

Звезда — природный термоядерный ре­актор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классифи­кация. Звезды-гиганты и звезды-карли­ки. Диаграмма «спектр — светимость».

Тестирование.

Беседа

§ 22


26 Массы и размеры звезд.

Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 23


27 Переменные и нестационарные звез­ды.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «эк­зопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.

Беседа.

§ 24


27. Эволюция звезд. Решение задач по теме «Xарактеристики звезд».

Зависимость скорости и продолжитель­ности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтрон­ные звезды (пульсары), черные дыры.

Беседа. Решение задач


28. Проверочная ра­бота.

Проверочная работа по темам: «Стро­ение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Проверочная работа.


СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

29. Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Распо­ложение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скры­той массы».

Беседа.

§ 25 (1, 2)


30. Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещест­ва. Его состав. Области звездообразова­ния. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхно­вых звезд.

Тестирование.

Беседа.

§ 25 (3, 4)


31. Другие звезд­ные системы — галак­тики.

Спиральные, эллиптические и непра­вильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиога­лактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галак­тик.


§ 26


32. Космология на­чала XX в.

Основы совре­менной космологии.

Общая теория относительности. Стаци­онарная Вселенная А. Эйнштейна. Вы­вод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Рас­ширение Вселенной происходит одно­родно и изотропно.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверж­дение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химиче­ских элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас- ширения Все­ленной. «Темная энергия» и антитяготение.

Беседа.

§ 27


ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч).

33-34. Урок-конференция «Одино­ки ли мы во Вселен­ной?»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для раз­вития жизни. Поиски жизни на плане­тах Солнечной системы. Сложные орга­нические соединения в космосе. Совре­менные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Конференция.

§ 28






Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.


Методическое обеспечение учебного процесса.


  1. Воронцов-Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2013.

  2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. М.: Дрофа, 2013.


Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Наглядные пособия.


  1. Вселенная.

  2. Другие галактики.

  3. Звезды.

  4. Луна.

  5. Малые тела Солнечной системы.

  6. Наша Галактика.

  7. Планеты земной группы.

  8. Планеты-гиганты.

  9. Солнце.

10. Строение Солнца.


Технические средства.

  1. Глобус Луны.

  2. Звездный глобус.

  3. Интерактивная доска.

  4. Карта Венеры.

  5. Карта Луны.

  6. Карта Марса

  7. Компьютер.

  8. Модель небесной сферы.

  9. Мультимедийный проектор.

  10. Подвижная карта звездного неба.

  11. Принтер.

  12. Спектроскоп.

  13. Телескоп.

  14. Теллурий.




Цифровые образовательные ресурсы.


Программы-планетарии.

  1. CENTAURE (www.astrosurf.com).

  2. VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de), ALPHA.

  3. Celestia (https://celestiaproject.net).

Интернет-ресурсы.

  1. Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий.

  2. WorldWideTelescope — программа, помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.



















.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по астрономии

Автор: комлева антонина николаевна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа «астрономия» посо 21"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_astronomiia_poso_21"
    ["file_id"] => string(6) "587039"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1632132987"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по астрономии 11 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_astronomii_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "477536"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536680100"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по астрономии для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-astronomii-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224913"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439286241"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по предмету "Астрономия""
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_po_predmetu_astronomiia"
    ["file_id"] => string(6) "619326"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1670313517"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа по астрономии"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_programma_po_astronomii"
    ["file_id"] => string(6) "494650"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1547124638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства