kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование по астрономии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование к учебнику Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по астрономии»















Тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

КЭС

Элемент содержания

КПУ

Требование к уровню подготовки


1.

Что изучает астрономия

5.4

Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук

2.3

Приводить примеры, подтвержающих практическую напрвленность астрономии


2.

Наблюдения- основа астрономии

5.4

Понятие " Небесная сфера", основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемонические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы.Телескопы как инструмент наглядной астрономии. Виды телескопов и их характеристики.

2.52

Применять знания, полученные в курсе физики, для описания устройства телескопа. Знать характеристики преимуществ наблюдений, проводимых из космоса.


3.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

5.4.2

Понятия "звездная величина","созвездие", экваториальная система координат, точки и линии на небесной сфере.

2.6; 2.3

Применять знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работать со звездной картой при организации и проведении наблюдений.


4.

Видимые движения звезд на различных географических широтах

5.4

Исследование высоты полюса мира на различных географических широтах. Введение понятий "восходящее светило", "невосходящее светило", незаходящее светило, " верхняя кульминация", 2нижняя кульминация". Вывод зависимости между высотой светила, его склонением и географической широтой местности.

2.11

Знать характеристики отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах


5.

Годичное движение Солнца.Эклиптика

5.4.1

Введение понятий: дни равноденствия, солнцестояния, анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия "эклиптика". Исследование движения Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течении года.

2.5.3

Уметь работать с подвижной картой неба.Знать причины смены дня и ночи


6.

Движение и фазы Луны.Затмения Солнца и Луны

5.4.1

Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли

1.1

Знать основные фазы Луны, взаимное расположение Земли,Луны и Солнца в момент затмений


7.

Время и календарь

5.4

Древние часы. Введение понятий "местное время", "поясное время","зимнее время", "летнее время". Бытовое и научное понятие " местное время". Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь

1.1;1,2

Знать причины по которым необходимо введение часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.


8.

Развитие представлений о строении мира

5.4.3

Система мира Аристотеля. Геоцентрическая система мира Птолемея. Достоинства системы и ее ограничения.Гелиоцентрическая система мира Коперника. Преимущества и недостатки. Границы применимости. Подтверждение этой системы мира при развитии наблюдательной астрономии.

2.5.2

Высказывать убежденность в возможности познания системы мира.Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразнное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.


9.

Конфигурации планет. Синодический период

5.4

Конфигурация планет как различие положения Солнца и планеты относительно земного наблюдателя. Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет.

1.1;1.2;1.3

Воспроизводить определения терминов и понятий "конфигурация планет", "синодический и сидерический периоды обращения планет". Представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (таблицах,рисунках), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.


10.

Законы движения планет Солнечной системы

5.4.1

Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел.Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости.

1.1;1.2;1.3

Воспроизводить определения терминов и понятий "эллипс", "афелий", "перигелий", большая и малая полуось эллипса", "астрономическая единица", формулировать законы Кеплера.


11.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

5.4.1

Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции.

2.5.2

Высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет.Объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли. Знать что такое "горизонтальный параллакс"," угловые размеры объекта"


12.

Практическая работа с планом Солнечной системы

5.4

Определение расстояний до планет Солнечной системы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных " Школьного астрономического календаря". Графическое представление положения планет Солнечной системы с учетом масштаба и реального расположения небесных тел на момент проведения работы.

2.3

Определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе.


13.

Открытие и применение закона всемирного тяготения

5.4

Аналитическое доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Явление приливов как следствие частного проявления закона всемирного тяготения при взаимодейстии Земли и Луны.

2.5.2

Аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодополняемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования. Определять массы планет на основе (уточненного) закона Кеплера; оъбяснять причины возникновения приливов на земле и возмущений в движении тел Солнечной системы.


14.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

5.4.3

Общая характеристика орбит и космических скоростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. История исследования и современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами.

2.4

Характеризовать особенности движения ( время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел солнечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.


15.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

5.4.1

Современные методы изучения Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Гипотеза О.Ю.Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.

2.5.1

Формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел солнечной системы


16.

Земля и Луна - двойная планета

5.41

Определение основных критериев характеристики и сравнения планет. Характеристика Земли согласно выделенным критериям. Харктеристика Луны. Сравнительная характеристика атмосферы Луны и Земли и астрофизических и геологических следствий различия. Сравнительная характеристика рельефа, химического состава. обоснование системы "Земля-Луна" как уникальной двойной планеты Солнечной системы.

2.5.2

Характеризовать природу земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности(морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автомотическими аппаратами и астронавтами; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород.


17.

Две группы планет

5.4.3

Внутригрупповая общность планет земной группы и планет - гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому состав, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются.

2.1.1;2.3

Перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты,объяснять причины их сходства и различия.


18.

Природа планет земной группы

5.4.3

Основные характеристики планет земной группы, их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутников. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли.

2.3

Указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы;характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет.


19.

Урок - дискуссия " Парниковый эффект: польза или вред?"

5.4

Физические основы возникновения парникового эффекта.Его проявления на Венере и Марсе.Региональные особенности проявления факторов, способствующих возникновению антропогенного парникового эффекта. Основные направления снижения последствий парникового эффекта.

2.4

Объяснять механизм возникновения парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; характеризовать явление парникового эффекта, различные аспекты проблем, связанных с существованием парникового эффекта; пояснять роль парникового эффекта в сохранении природы Земли.


20.

Планеты гиганты, их спутники и кольца

5.4

Основные характеристики планет -гигантов ( физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет - гигантов и их особенности. Происхождение колец.

2.1.2

Указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет- гигантов;описывать характеристики каждой из планет; характеризовать источники энергии в недрах планет;описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; характеризовать строение и состав планет-гигантов.


21.

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

5.4

Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно- кометной опасности для Земли.

1.2;1.3

Определять понятие "планета", " малая планета", " астероид", "комета"; характеризовать малые тела Солнечной системы" описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.


22.

Метеоры, болиды, метеориты

5.4

Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болита и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами.

1.2;1.2;1.3

Определять понятия "метеор", "метеорит", "болид"; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.


23.

Солнце: его состав и внутреннее строение

5.41

Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца.

2.5.2

Объяснять физическую сущность источников энергии солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон- протонного цикла; объяснять строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.


24.

Солнечная активность и ее влияние на Землю

5.41

Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных частиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях.

2.5.1

Перечислять примеры проявления солнечной активности(солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.


25.

Физическая природа звезд

5.4.3

Метод годичного параллакса и границы его применимости. Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной.Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллаксом. Спектральные классы. Диаграмма "спектр-светимость". Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом излучения двойных систем. Модели звезд.

2.1.1

Характеризовать звезды как природный термоядерный реактор; определять понятие "светимость звезды"; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы"спектр-светимость"; давать определения понятий " звезда", "двойные звезды", " кратные звезды".


26.

Переменные и нестационарные звезды

5.4.3

Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Затменно- двойные системы. Цефеиды- нестационарные звезды. Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. Значение переменных и нестационарных звезд для науки.

2.1.1

Характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; Объяснять зависимость " период- светимость"; давать определение понятия " затменно-двойная звезда"; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд- вспышки новых.


27.

Эволюция звезд

5.4.3

Оценка времени свечения звезды с использованием физических законов и закономерностей. Начальные стадии эволюции звезд. Зависимость эволюции от массы звезды. Особенности эволюции в тесных двойных системах. Графическая интерпритация эволюции звезд в зависимости от физических параметров.

2.5.1;2.5.2

Объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд(белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд.


28.

Проверочная работа " Солнце и Солнечная система

5.4

Применение закономерностей,характеризующих тела Солнечной системы. Применение закономерностей, характеризующих диаграмму " спектр- светимость". Применение закономерностей для определения масс звезд системы. Использование элементов схемы, отражающей эволюцию звезд в зависимости от массы

2.6

Решать задачи, используя знания по темам" Строение Солнечной системы", "Природа тел Солнечной системы","Солнце и звезды".


29.

Наша Галактика

5.4.4

Строение Галактики. Состав. Вращение. Проблема скрытой массы.

2.5.2

Описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы.


30.

Наша Галактика

5.4.4

Состав межзвездной среды и его характеристика. Виды туманностей. Их взаимосвязь с процессом звездообразования. Характеристика излучения межзвездной среды. Научное значение исследования процессов в разряженной среде в гиганских масштабах. Обнаружение органических молекул в молекулярных облаках.

2.5.2

Характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; описывать методы обнаружения органических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирования звезд их холодных газопылевых облаков; определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых звезд.


31.

Другие звездные системы- галактики

5.4.4

Типы галактик и их характеристики. Взаимодействие галактик. Характеристика активности ядер галактик. Уникальные объекты Вселенной - квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Простанственная структура Вселенной.

2.5.2

Характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия "квазар", "радиогалактика"; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия" скопления"и "сверхскопления галактик".


32.

Космология начала 20 в.

5.4

"Красное смещение" в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы общей теории относительности А.Эйнштейна.Теория А.А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее подтверждение.

2.1.1

Формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; пояснять понятие "красное смещение" в спектрах галактик, используя для описания эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения вселенной; формулировать закон Хаббла.


33.

Основы современной космологии

5.4

Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г.А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение.

2.1.1

Фомулировать смысл гипотезы Г.А.Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать ее справедливость и приводить подтверждение; характеризовать понятие " реликтовое излучение"; описывать общие положения теории Большого взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления антитяготения.


34.

Урок - конференция "Одиноки ли мы во Вселенной?"

5.4

Ранние идеи существования внеземного разума. Биологические теории возникновения жизни. Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет.

2.5.2

Использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни


35.

Урок - конференция "Одиноки ли мы во Вселенной?"

5.4

Методы поиска планет, населенных разумной жизнью.

2.5.2

Использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование по астрономии

Автор: Мустафина Голлия Аббяссовна

Дата: 02.09.2019

Номер свидетельства: 518978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Учебно-тематическое планирование по астрономии 11 класс"
    ["seo_title"] => string(62) "uchiebno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_astronomii_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "432920"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1508250636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Календарно-тематическое планирование в 10 класс, профиль (учебник Тихомирова С.А. «Мнемозина») "
    ["seo_title"] => string(97) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-v-10-klass-profil-uchiebnik-tikhomirova-s-a-mniemozina"
    ["file_id"] => string(6) "114068"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411276187"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тематическое планирование по физике, 7 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-fizikie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100202"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402371652"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ "
    ["seo_title"] => string(53) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "115385"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411973655"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства