Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
астрономия | 11 | Солнце, состав и внутреннее строение. |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия | 11 | Б.А.Воронцов - Вельяминов, Е.К.Страут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Характеризовать физическое состояние вещества Солнца и источники его энергии. Описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности. Объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен. Описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю. | Извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; выполнять познавательные и практические задания (в том числе с использованием средств ИКТ). | Формировать навыки самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; формировать умение взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной деятельности. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер с проектором и колонками или интерактивная доска (ИД), у учащихся - персональные средства доступа в сеть Интернет (планшеты, смартфоны, телефоны, ноутбуки). | ЭФУ «Астрономия.11» Б.А.Воронцов - Вельяминов, Е.К.Страут http://astrogalaxy.ru/042a_Sun.html (коллекция материалов о Солнце портала «Астрогалактика») https://vk.com/doc13786033_450711078?hash=3875b2f35021ab6467&dl=cace658ff565438c23 (инфографика «Солнце») Google – Документы (шаблон документа создан учителем заранее, доступ открыт для просмотра и редактирования всем, у кого есть ссылка), ссылка на шаблон создана учителем в виде QR-кода |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Целеполагание | Мотивация учащихся. Постановка «своих» целей и задач учащимися. | Аудиозапись фрагмента песни В.Цоя: «…А над городом плывут облака, закрывая небесный свет. А над городом - желтый дым, городу две тысячи лет, Прожитых под светом Звезды по имени Солнце...», компьютер, ИД | Включает для прослушивания фрагмент песни В.Цоя «Звезда по имени Солнце», называет тему урока, предлагает классу сформулировать цель урока. | Формулируют цель с использованием опорных глаголов (проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить) | 3 мин |
Орг. момент | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи | Таблички с наименованием групп (или бейджи), бумага для записей, маркеры | Для достижения поставленных учащимися целей предлагает создать тематические группы: «астрономы» (солнечный телескоп, условия наблюдения Солнца, основные характеристики Солнца); «энергетики» (термоядерная реакция, протон-протонный цикл, солнечная постоянная, закон Стефана- Больцмана); «активисты» (солнечная активность, её проявления, периодичность, влияние на жизнь Земли); «специалисты по строению Солнца» - (строение и химический состав Солнца, строение атмосферы Солнца). Предлагает взять за основу вопросы учебника (с.143) и (или) предложенные в Google-документе «Солнце» https://docs.google.com/document/d/1xyl-MEgbpyj625UnZysI-45uLZBLkSjO2kDRwPY7uSo/edit?usp=sharing | Конкретизируют перечень вопросов, распределяют их между собой, готовят учебники, планшеты. | 5 мин |
Продуктивная самостоятельная деятельность | Осознание необходимости новых знаний. Осознание проблемы («Я не знаю…»). Определение цели («Я хочу узнать»). Планирование действий по достижению результатов («Я должен определить и выполнить действия…»). Успешность действий с предметным содержанием («Я узнал…», «Я установил…», «Я знаю, как…» и т.п.) | Персональные средства доступа в сеть Интернет (планшеты, смартфоны, телефоны, ноутбуки), либо ПК (если урок проводится в компьютерном кабинете). Учебник и(или) ЭФУ «Астрономия.11 класс». Б.А.Воронцов - Вельяминов, Е.К.Страут (с.130-143) | Предлагает открыть Google-документ «Солнце», используя QR-код, и заполнить его. Разрешается добавлять вопросы, но удалять нельзя. (Содержание документа см. в приложении) Консультирует учащихся по заполнению Google-документа, помогает в случае затруднений с выбором источника информации, просматривает заполнение документа в динамике, фиксирует степень включенности в работу каждого учащегося | Работают с интернет-источниками, обсуждают варианты ответов, вносят ответы на вопросы, редактируют Google-документ Задают уточняющие вопросы учителю и друг другу, помогают друг другу в случае затруднений | 22 мин |
Контроль (самоконтроль с элементами рефлексии) | Выявление уровня овладения новым знанием, способом действий при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач. | ИД с выходом в интернет | Выводит на экран полученный документ, предлагает дать самооценку работы каждой группы | Представитель каждой группы (спикер) кратко оценивает работу группы по примерному плану: Ответили на все (не на все) вопросы Добавили (не добавили) свои вопросы Наиболее активно работали ученики… Нашли (не нашли) доп. информацию | 6 мин |
Домашнее задание | Представление о возможностях для дальнейшего исследования темы, перспективах развития (творческий подход к решению задач и т.п.). | ИД с выходом в интернет | Объявляет задание на дом: §21 прочитать, уметь отвечать на вопросы Google-документа «Солнце», дополнить документ «интересными фактами» (по желанию), сделать (по желанию) «астрономический анализ» стихотворения Ш.Петефи «Семейная жизнь Солнца» (http://individual-academy.ru/2017/09/14/шандор-петефи-семейная-жизнь-солнца/ ) | Фиксируют д/з (тетрадь, дневник) | 2 мин |
Рефлексия | Выводы обучающихся о достигнутых результатах, способах действий и условиях их достижения. | ИД с выходом в интернет, листочки бумаги для рефлексии | Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке по пятиступенчатой шкале (шкала выводится на экран): 1) Я ничего не достиг на уроке 2) Я понял не все, мне нужно подумать, изучить материал самостоятельно 3) Я в целом понял всё, но у меня были затруднения 4) Я всё понял, но не всё успел записать 5) Я всё понял, всё успел сделать | Учащиеся оценивают свою деятельность, указав соответствующую цифру на листочке бумаги. Листочки сдают учителю. | 2 мин |
Приложение. Шаблон для коллективного конспекта урока (google- документ)