kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по астрономии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы курса астрономии для 11 класса. Базовый уровень. /Автор Е.К. Страут-М.Дрофа, 2017год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ И.Ю.Титова

Приказ № …… от «……» августа 2017 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии для 11 класса

уровень базовый


срок реализации 2017 – 2018 учебный год





Рабочая программа составлена на основе

Программы курса астрономии

для 11 класса. Базовый уровень. /Автор Е.К. Страут-М.Дрофа, 2017год.




Разработчик программы: Кузнецова Т.Н.

учитель физики первой квалификационной категории







УТВЕРЖДЕНА СОГЛАСОВАНА:

педагогическим советом Зам.директора по УВР

МБОУ СОШ №1 МО «Барышский район» ___________ Е.В.Филина

протокол № …. от «…..» августа 2017 г «……» ………….. 2017 года







Пояснительная записка

к рабочей программе по изучению астрономии

в 11-х классах общеобразовательных организаций физико-математического и социально-экономического профиля


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы курса астрономии для 11 класса. Базовый уровень. /Автор Е.К. Страут-М.Дрофа, 2017год.


Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

  2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241, приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74.

  3. Приказа Минобрнауки России от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

  4. Программы курса астрономии для 11 класса. Базовый уровень. /Автор Е.К. Страут-М.Дрофа, 2017год.

  5. Образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

  6. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2017 – 2018 учебный год



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Учебник (авторы: Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут.М.Дрофа-2017 год)


  1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие (автор М. А. Кунаш)-М.Дрофа-2017год



Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.


Изучение курса рассчитано на 35 часов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:


    • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей


  • достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное


  • компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;


в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к слу-жению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гор-дости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государ-

ственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традици-ям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;


в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;


    • в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог


  • другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;



в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее со временному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых до-стижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;



    • в сфере отношений обучающихся к труду,


  • сфере социально-экономических отношений


уважение всех форм собственности, готовность


  • защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение

к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образова-тельной деятельности и жизненных ситуациях;


  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;


  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;


  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


  • определять несколько путей достижения поставленной цели;


  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;


  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;


  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.


Познавательные универсальные учебные дей-ствия


Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельносхематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;


  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;


  • искать и находить обобщенные способы решения задач;


  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;


  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;


  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;


  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учите-лем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).



Коммуникативные универсальные учебные действия


Выпускник научится:


    • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);


    • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды


  • разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);


    • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных


  • письменных) языковых средств;


    • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;


    • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);


    • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;


    • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знако-мой, так и перед незнакомой аудиторией;


    • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


    • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;


    • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.


Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.


Астрономия, ее значение и связь с другими науками


Предметные результаты освоения темы позволяют:


— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;


— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.


Практические основы астрономии


Предметные результаты изучения данной темы позволяют:


— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);


— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;


— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных геогра-фических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;


— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.


Строение Солнечной системы


Предметные результаты освоения данной темы позволяют:


— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;


— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);


— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;


— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) за-кона Кеплера;


— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орби-там с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;


— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.


Природа тел Солнечной системы


Предметные результаты изучения темы позволяют:


— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;


— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоиды, метеоры, болиды, метеориты);


— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;


— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;


— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;


— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;


— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;


— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;


— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении

тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;


— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;


— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвраще-ния.



Солнце и звезды


Предметные результаты освоения темы позволяют:


— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);


— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;


— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;


— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;


— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;


— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;


— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;


— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;


— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;


— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;


— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;


— описывать этапы формирования и эволюции звезды;


— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии

эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.



Строение и эволюция Вселенной


Предметные результаты изучения темы позволяют:


— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);


— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);


— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;


— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);


— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;


— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;


— формулировать закон Хаббла; — определять расстояние до галактик на основе


закона Хаббла; по светимости сверхновых; — оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; — интерпретировать обнаружение реликтового


излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;


— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;


— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной


Предметные результаты позволяют:


— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.


Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:


1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;


2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,

подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;


3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.


В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:


  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;


  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипоте-зы, модель, метод сбора и метод анализа данных;


  • о том, чем отличаются исследования в гума-нитарных областях от исследований в естественных науках;


  • об истории науки;


  • о новейших разработках в области науки и технологий;


  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);


  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов.


  • Выпускник сможет:


    • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);


    • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;


    • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной


  • социальной жизни;


    • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;


    • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.


С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности

выпускник научится:


    • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;


    • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;


    • отслеживать и принимать во внимание тренды


  • тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;


    • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;


    • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

    • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;


    • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;


    • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;


    • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет


  • жизни других людей, сообществ);


    • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.


Практические основы астрономии


Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.



Строение Солнечной системы


Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.



Природа тел Солнечной системы


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты.


Солнце и звезды


Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.



Строение и эволюция Вселенной


Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.



Жизнь и разум во Вселенной


Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

1

Астрономия и ее связь с другими науками.

2




2

Практические основы астрономии.

5










3

Строение солнечной системы

7







4

Природа тел Солнечной системы

8







5

Солнце и звезды

6




6

Строение и эволюция Вселенной

5




7

Жизнь и разум во Вселенной

2
















































Оценка ответов учащихся

Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ СШ №6 г. Димитровграда Ульяновской области  бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Оценка тестовых работ учащихся

«5» - 85% - 100%

«4» - 65% - 84%

«3» - 41% - 64%

«2» - 21% - 40%

«1» - 0% - 20%

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  • Неумение выделять в ответе главное.

  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  • Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  • Неумение определить показания измерительного прибора.

  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  • Орфографические и пунктуационные ошибки

       




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по астрономии

Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна

Дата: 01.09.2017

Номер свидетельства: 427024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа «астрономия» посо 21"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_astronomiia_poso_21"
    ["file_id"] => string(6) "587039"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1632132987"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по астрономии 11 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_astronomii_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "477536"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536680100"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по астрономии для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-astronomii-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224913"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439286241"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по предмету "Астрономия""
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_po_predmetu_astronomiia"
    ["file_id"] => string(6) "619326"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1670313517"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа по астрономии"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_programma_po_astronomii"
    ["file_id"] => string(6) "494650"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1547124638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства