Ведущий: На прошлом занятии мы изучали звёзды и созвездия. Но как они держатся в космосе? Никуда не улетают, остаются на своих местах? У Вселенной много секретов, которые можно легко разгадать. Например, благодаря такой игре «Космический мячик». (Несколько детей берут по мячу). Поднимите мячики, а потом разожмите руки. Мячик сразу же упадёт на землю. (Дети выполняют упражнение). Не может же мячик висеть в воздухе, правда? Мячик обязательно должен на чём-нибудь держаться. Или на полу лежать, как у нас с вами. Или на воде плавать, или на нитке висеть.
На свете всё на чём-нибудь держится. А если ему держаться не на чем, - падает вниз.
А если воздушный шарик? Или пушинка? Они же не могут упасть вниз. Они могут даже полететь вверх. Почему? (Дети высказывают свои предположения). И пушинка, и шарик не могут упасть вниз потому, что они держаться на воздухе, как например, бумажный кораблик на воде в тазу. Попробуем слить воду из таза, как кораблик сразу же сядет на дно. Сейчас мы проведём этот опыт. (В таз наливается немного воды, опускается на воду бумажный кораблик, который держится на плаву. Потихоньку сливается вода, и кораблик оседает на дно. Дети активно участвуют в проведении опыта).
Ведущий: Так происходит и с воздухом. Если бы можно было с Земли убрать весь воздух, то сели бы на Землю все предметы, плавающие в воздухе. Упали бы вниз и воздушные шарики и пушинки. Не смогли бы летать птицы и самолёты. Ведь они тоже держаться в воздухе. И тем не менее ни один из вышеперечисленных предметов не улетает в космос. Как выдумаете, почему? (Дети высказывают предположения). Действует закон тяготения. Например, проведём интересный опыт.
Опыт «Бутылка, кольцо, монета»
Для опыта понадобится стеклянная бутылка, кольцо из картона диаметром примерно 14 см., шириной 3 см., монета (1 руб.), линейка. Поставить кольцо на горлышко бутылки, на кольцо положить монету. Резко выбить кольцо линейкой в сторону. Монета упадёт в бутылку.
Ведущий: А в космосе держаться не на чём. В космосе пусто. Земной шар не может там ни лежать, ни плавать. Как же такие тяжеленные Земля, Луна, Солнце и звёзды могут находиться в пустоте, ни на чём не держась? Почему земной шар не падает? (Дети строят предположения) Не падает? А кто вам это сказал? В том-то и дело, что Земля в космосе всё время падает. Куда? На Луну? Нет, Луна меньше Земли. На звёзды? Они слишком далеко. На Солнце? Конечно, на Солнце! Маленькое всегда падает на большое. Наша огромная Земля, по сравнению с Солнцем, совсем маленькая. Поэтому Земля падает на Солнце. Но ничего страшного не случится, и мы не упадём на Солнце. Потому что можно упасть мимо. Дело в том, что Земля не стоит на месте. Она летит в сторону, точно разбежалась, чтобы пролететь мимо Солнца и улететь куда-нибудь вдаль. Солнце тянет её к себе. Земля заворачивает к нему. Но заворачивает медленно. Поэтому не приближается к Солнцу, а только огибает его, летит вокруг него. Землю в космосе ничто не затормозит. Нет там встречного ветра, там вообще ничего нет. Земля когда-то полетела в сторону, и этого оказалось достаточно. С тех пор вот уже несколько миллиардов лет она кружится вокруг Солнца и остановиться не может. (Показать можно на примере. Глобус, лампа. Дети вращают глобус вокруг «солнца»).
Ведущий: А бывает и так, что солнце вдруг исчезает. На Земле становится темно. Пугаются и люди, и животные. Но ничего в этом страшного нет. Хотя древние люди очень пугались этого явления. Древние народы верили, что во время затмения Свирепый Дракон пожирает Солнце. Криками, звуками гонга, и колокольчиков, пением и игрой на музыкальных инструментах они пытались освободить светило от свирепого чудовища. Так в 1877 году в Турции перепуганные жители устроили стрельбу по небу, желая прогнать злого духа.Солнечные затмения – интереснейшие явления, знакомые человеку с древних времён. Они бывают сравнительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности, поэтому многим кажутся редкими.Солнечные затмения происходят в новолуния, когда Луна, двигаясь вокруг Земли, оказывается между Землёй и Солнцем и полностью или частично заслоняет его.Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце. А вы знаете, чем дальше расположен предмет, тем меньше он кажется. Вот поэтому видимые размеры Земли и Солнца одинаковые, и Луна может закрыть собой Солнце. (Продолжение предыдущего опыта. Между горящей лампой и глобусом можно вставить круглый предмет, который закроет «солнце».)
Ведущий: Много тайн хранит Вселенная. Сегодня мы раскрыли лишь несколько секретов Вселенной. Но саму Вселенную можно сделать даже у себя дома, проведя очень простой и интересный опыт.
Опыт «Лазерная Вселенная»
Опыт проводят в тёмной комнате. Понадобятся спички, стакан с водой, лазерная указка. Вынимаем 2 спички. Одну надломить и вставить головкой в коробок. Другой спичкой по капельке наливать воду на спичку, чтобы на конце появилась капля воды. Выключить свет. Направить на каплю лазерную указку, на стене отражается подводный мир, напоминающий Вселенную.
Список использованной литературы:
1. Левитан Е. П. Малышам о звёздах и планетах. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1986. – 128с., ил.
2. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – Издательство «Детская литература», 1978.
3. Клушанцев П. О чём рассказал телескоп. – Издательство «Детская литература», 1980.