kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Труд земной. Мастера-плотники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Истоки», 2 класс

Урок по теме «Труд земной. Мастера-плотники»

Задачи:

Обучающая:

Познакомиться с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. Познакомиться с украшениями русской избы.

Развивающая:

Развивать качество коллективной работы, умения работать в группе. Воспитывающая:

Воспитывать уважение к труду плотника, чувство гордости за русских мастеров по дереву, за свою малую родину.

Ход урока:

1.            Подготовительный этап. Присоединение.

-              Я очень рада видеть вас снова на нашем уроке «Истоки». Мне приятно представить вам наших гостей. Это учителя из других школ города. Думаю, что мы с радостью поделимся нашими мыслями и чувствами друг с другом и с гостями.

2.            Вводная беседа.

-              Какую большую тему мы изучаем с вами на уроках «Истоки»? (Труд земной)

Мы уже познакомились с трудом пахаря, ткачих - рукодельниц, умельцев- кузнецов. А о чём сегодня поведём разговор, вы узнаете, отгадав загадку: «Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется», (топор)

Кто из вас знает, в каком ремесле топор является главным инструментом? (плотницком).

Значит, сегодня на уроке мы с вами поведём разговор о мастерах - плотниках. Познакомимся с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным.

3.            Основной этап.

-              Вы сказали, что основным инструментом плотника во все времена был и остаётся топор. Давайте же поразмышляем над пословицами:

Думает плотник с топором.

Топор - всему голова.

Топор уму - разуму учит.

-              В давние времена в крестьянских семьях плотницкому мастерству обучали мальчиков с раннего возраста. И осваивалось это мастерство, ребята, с топорища (учитель показывает топор). Первый экзамен, который сдавал подросток - смастерить топорище и насадить топор. Бралась сухая берёзовая плашка и начиналась работа. Не сразу получалось, иной несколько плашек изведёт, прежде чем хорошее топорище сделает. А потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел, да осколком топорище зачистить. Да наточить топор на мокром точиле. Дети прикасаются к топорищу и оценивают работу рук, отполировавших дерево.

(Этот топор помнит руки моего отца. В нашем роду все мужчины умеют с ним обращаться. Дед, вернувшись домой с войны, построил добротный дом. А ведь на войне, ребята, он оставил руку, был инвалидом. Но сила духа, упорство, стремление к лучшей жизни помогли ему. И ни смотря ни на что вырос на пригорке новый дом, где вскоре родилась моя мама. Мой папа тоже был известным в посёлке мастером. Он всё умел делать, любое дело спорилось в его руках. И дачу выстроил, и теплицы, и баньку срубил. А главное, мужа моего этому ремеслу научил. А теперь и Олег частенько за топор берётся. Бабушке на даче что- то поправить старается. А это значит, что долго ещё будет работать этот трудяга и помогать нашей семье.)

Сейчас давайте откроем учебники и ближе познакомимся с трудом мастеров- плотников. (стр. 65-69)

1.            Заранее подготовленные дети читают текст учебника. После чтения учитель задаёт вопросы:

•             - Что строили из дерева?(Демонстрация фотографий из книги «Музей деревянного зодчества»)

•             - Как рубили дом?

•             Почему предпочитали деревянные дома?

2.            А сейчас мы с вами поиграем, и заодно постараемся раскрыть секрет ремесла мастеров-плотников. Я буду перечислять качества, категории, а вы хлопните в ладоши, если услышите характеристику, соответствующую образу мастера- плотника.

Слова для выбора: трудолюбие, опыт, лень, ответственность, хитрость, доброта, злость, смекалка, зависть, хитрость, любовь.

После игры дети отвечают на вопросы:

•             Почему мастер не должен быть злым?

•             Что такое зависть и почему она не нужна мастеру?

•             Зачем плотнику нужна любовь?

•             Что он может любить в работе?

•             К чему относится с любовью?

- Вслушайтесь: доброта, любовь, красота. Значит, плотник трудится душой, как и любой другой мастер.

3.            В субботу мы с вами ходили на прогулку по улицам нашего посёлка. Внимательно рассматривали деревянные дома и их украшения. Расскажите,какие дома вам особенно понравились и почему. (Вспомнить старые, покосившиеся на улице Красносельской. Именно с неё начался наш посёлок. Эти дома в отличие от современного частного сектора не похожи друг на друга. С резными наличниками, причелинами, высоким крыльцом. В них и сейчас чувствуется характер мастера, его душа.)

4.            Давайте откроем рабочие тетради на стр. 15-16 и рассмотрим, чем украшали в давние времена дома мастера-плотники.

Русская изба - замечательное архитектурное сооружение. Крестьяне старались строить дом не только прочно, но и красиво.

На крыше очень часто красуется вырезанный из дерева конь-охлупень, он словно охраняет дом, несёт в него красоту, мир, достаток. Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причелины, от слова «чело» - лоб.

От причелин и конька спускаются резные полотенца. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.

Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.

Карниз, или лобовая доска над наличниками - резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.

Тёплый цвет дерева, стен, избы, ажурные украшения - всё говорит о том, как красива русская изба, мир человека, его малая вселенная.

I

4.            Тренинг «Мастера-плотники» (развивающий).

Работа в четвёрке «Инструменты плотника» (тет. Стр. 17)

Задание: Учащимся предлагается из предложенных инструментов выбрать плотницкие.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Вы уже знаете, что плотники работают не в одиночку, а трудятся группой, артелью. Каждая четвёрка - артель. В ней есть лидер - самый опытный плотник. Артель приглашается для строительства дома. Мастерам - плотникам необходимо собрать плотницкий инструмент.

Время - 5 минут.

2.            Работа в четвёрке.

Время - 7 минут.

3.            Выступление групп. Экспертная оценка.

Заслушать по очереди каждую группу. Экспертную оценку даёт учитель: «На самом деле должно быть так.»

4.            Рефлексия. Итог работы.

•             Какие качества необходимы артели плотников, чтобы у них получилось хорошее изделие?

•             А что помогло вам в работе артели? (умение договориться, умение уважать собеседника, умение прислушиваться к чужому мнению.)

•             Легко ли было работать в группе? Легко ли было договариваться друг с другом?

•             К чьему мнению вы прислушивались?

5.            Итог урока.

- Сегодня мы познакомились с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. В завершении нашего урока послушайте стихотворение Дмитрия Блынского в исполнении Никиты Фёдорова:

В грубые передники одеты,

У кого в деревне не спроси,

Вечно наши прадеды и деды —

Плотниками были на Руси.

Не на них ли с малолетства глядя,

В руки брали сыновья топор.

Потому и мастерами Значатся в округе до сих пор.

Сколько обтесали они брёвен,

Вот они встают передо мной,

Друг за другом положить их в ровень - Был бы опоясан шар земной.

На земле стоят дома и хаты,

Где б я ни был, я как дома в них:

Может здесь стучал топор когда то Одного из родичей моих?

Детям предлагается ответить на вопросы:

•             Есть ли в вашем роду люди, связанные с плотницким мастерством?

(Раньше на Руси плотницкое дело было делом каждого. Основными умениями обладали все. Различались лишь уровнем мастерства: срубить избу мог почти каждый мужчина. Каких- то особых секретов здесь не таили. Но выстроить храм, терем, мельницу и сделать это на высоком художественном уровне могли немногие.

Показ фотографий из книги «Музей деревянного зодчества»)

•             Что доброго дал вам сегодняшний урок?

Ресурсный круг (в круге стоят дети центральной колонки, остальные слушают на месте)

-Наши прадеды завещали нам строить свою жизнь без зла и вражды. Что для этого мы можем сделать? Как выполнить завет?

Дети передавая по кругу бумажный топор высказываются: «Совершать добрые поступки», «Любить близких», «Помогать старшим» и т.д.

-Я благодарю вас за работу и желаю мира и согласия в ваших домах и в ваших душах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Труд земной. Мастера-плотники »

Предмет «Истоки», 2 класс

Урок по теме «Труд земной. Мастера-плотники»

Задачи:

Обучающая:

Познакомиться с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. Познакомиться с украшениями русской избы.

Развивающая:

Развивать качество коллективной работы, умения работать в группе. Воспитывающая:

Воспитывать уважение к труду плотника, чувство гордости за русских мастеров по дереву, за свою малую родину.

Ход урока:

1. Подготовительный этап. Присоединение.

- Я очень рада видеть вас снова на нашем уроке «Истоки». Мне приятно представить вам наших гостей. Это учителя из других школ города. Думаю, что мы с радостью поделимся нашими мыслями и чувствами друг с другом и с гостями.

2. Вводная беседа.

- Какую большую тему мы изучаем с вами на уроках «Истоки»? (Труд земной)

Мы уже познакомились с трудом пахаря, ткачих - рукодельниц, умельцев- кузнецов. А о чём сегодня поведём разговор, вы узнаете, отгадав загадку: «Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется», (топор)

Кто из вас знает, в каком ремесле топор является главным инструментом? (плотницком).

Значит, сегодня на уроке мы с вами поведём разговор о мастерах - плотниках. Познакомимся с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным.

3. Основной этап.

- Вы сказали, что основным инструментом плотника во все времена был и остаётся топор. Давайте же поразмышляем над пословицами:



Думает плотник с топором.

Топор - всему голова.

Топор уму - разуму учит.



- В давние времена в крестьянских семьях плотницкому мастерству обучали мальчиков с раннего возраста. И осваивалось это мастерство, ребята, с топорища (учитель показывает топор). Первый экзамен, который сдавал подросток - смастерить топорище и насадить топор. Бралась сухая берёзовая плашка и начиналась работа. Не сразу получалось, иной несколько плашек изведёт, прежде чем хорошее топорище сделает. А потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел, да осколком топорище зачистить. Да наточить топор на мокром точиле. Дети прикасаются к топорищу и оценивают работу рук, отполировавших дерево.

(Этот топор помнит руки моего отца. В нашем роду все мужчины умеют с ним обращаться. Дед, вернувшись домой с войны, построил добротный дом. А ведь на войне, ребята, он оставил руку, был инвалидом. Но сила духа, упорство, стремление к лучшей жизни помогли ему. И ни смотря ни на что вырос на пригорке новый дом, где вскоре родилась моя мама. Мой папа тоже был известным в посёлке мастером. Он всё умел делать, любое дело спорилось в его руках. И дачу выстроил, и теплицы, и баньку срубил. А главное, мужа моего этому ремеслу научил. А теперь и Олег частенько за топор берётся. Бабушке на даче что- то поправить старается. А это значит, что долго ещё будет работать этот трудяга и помогать нашей семье.)

Сейчас давайте откроем учебники и ближе познакомимся с трудом мастеров- плотников. (стр. 65-69)

1. Заранее подготовленные дети читают текст учебника. После чтения учитель задаёт вопросы:

• - Что строили из дерева?(Демонстрация фотографий из книги «Музей деревянного зодчества»)

• - Как рубили дом?

• Почему предпочитали деревянные дома?

2. А сейчас мы с вами поиграем, и заодно постараемся раскрыть секрет ремесла мастеров-плотников. Я буду перечислять качества, категории, а вы хлопните в ладоши, если услышите характеристику, соответствующую образу мастера- плотника.

Слова для выбора: трудолюбие, опыт, лень, ответственность, хитрость, доброта, злость, смекалка, зависть, хитрость, любовь.

После игры дети отвечают на вопросы:

• Почему мастер не должен быть злым?

• Что такое зависть и почему она не нужна мастеру?

• Зачем плотнику нужна любовь?

• Что он может любить в работе?

• К чему относится с любовью?

- Вслушайтесь: доброта, любовь, красота. Значит, плотник трудится душой, как и любой другой мастер.

3. В субботу мы с вами ходили на прогулку по улицам нашего посёлка. Внимательно рассматривали деревянные дома и их украшения. Расскажите,какие дома вам особенно понравились и почему. (Вспомнить старые, покосившиеся на улице Красносельской. Именно с неё начался наш посёлок. Эти дома в отличие от современного частного сектора не похожи друг на друга. С резными наличниками, причелинами, высоким крыльцом. В них и сейчас чувствуется характер мастера, его душа.)

4. Давайте откроем рабочие тетради на стр. 15-16 и рассмотрим, чем украшали в давние времена дома мастера-плотники.

Русская изба - замечательное архитектурное сооружение. Крестьяне старались строить дом не только прочно, но и красиво.

На крыше очень часто красуется вырезанный из дерева конь-охлупень, он словно охраняет дом, несёт в него красоту, мир, достаток. Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причелины, от слова «чело» - лоб.

От причелин и конька спускаются резные полотенца. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.

Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.

Карниз, или лобовая доска над наличниками - резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.

Тёплый цвет дерева, стен, избы, ажурные украшения - всё говорит о том, как красива русская изба, мир человека, его малая вселенная.

I

4. Тренинг «Мастера-плотники» (развивающий).

Работа в четвёрке «Инструменты плотника» (тет. Стр. 17)

Задание: Учащимся предлагается из предложенных инструментов выбрать плотницкие.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Вы уже знаете, что плотники работают не в одиночку, а трудятся группой, артелью. Каждая четвёрка - артель. В ней есть лидер - самый опытный плотник. Артель приглашается для строительства дома. Мастерам - плотникам необходимо собрать плотницкий инструмент.

Время - 5 минут.

2. Работа в четвёрке.

Время - 7 минут.

3. Выступление групп. Экспертная оценка.

Заслушать по очереди каждую группу. Экспертную оценку даёт учитель: «На самом деле должно быть так...»

4. Рефлексия. Итог работы.

• Какие качества необходимы артели плотников, чтобы у них получилось хорошее изделие?

• А что помогло вам в работе артели? (умение договориться, умение уважать собеседника, умение прислушиваться к чужому мнению.)

• Легко ли было работать в группе? Легко ли было договариваться друг с другом?

• К чьему мнению вы прислушивались?

5. Итог урока.

- Сегодня мы познакомились с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. В завершении нашего урока послушайте стихотворение Дмитрия Блынского в исполнении Никиты Фёдорова:

В грубые передники одеты,

У кого в деревне не спроси,

Вечно наши прадеды и деды —

Плотниками были на Руси.

Не на них ли с малолетства глядя,

В руки брали сыновья топор.

Потому и мастерами Значатся в округе до сих пор.

Сколько обтесали они брёвен,

Вот они встают передо мной,

Друг за другом положить их в ровень - Был бы опоясан шар земной.

На земле стоят дома и хаты,

Где б я ни был, я как дома в них:

Может здесь стучал топор когда то Одного из родичей моих?

Детям предлагается ответить на вопросы:

• Есть ли в вашем роду люди, связанные с плотницким мастерством?

(Раньше на Руси плотницкое дело было делом каждого. Основными умениями обладали все. Различались лишь уровнем мастерства: срубить избу мог почти каждый мужчина. Каких- то особых секретов здесь не таили. Но выстроить храм, терем, мельницу и сделать это на высоком художественном уровне могли немногие.

Показ фотографий из книги «Музей деревянного зодчества»)

• Что доброго дал вам сегодняшний урок?

Ресурсный круг (в круге стоят дети центральной колонки, остальные слушают на месте)

-Наши прадеды завещали нам строить свою жизнь без зла и вражды. Что для этого мы можем сделать? Как выполнить завет?

Дети передавая по кругу бумажный топор высказываются: «Совершать добрые поступки», «Любить близких», «Помогать старшим» и т.д.

-Я благодарю вас за работу и желаю мира и согласия в ваших домах и в ваших душах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Труд земной. Мастера-плотники

Автор: Волкова Светлана Александровна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232051


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства