Предмет «Истоки», 2 класс
Урок по теме «Труд земной. Мастера-плотники»
Задачи:
Обучающая:
Познакомиться с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. Познакомиться с украшениями русской избы.
Развивающая:
Развивать качество коллективной работы, умения работать в группе. Воспитывающая:
Воспитывать уважение к труду плотника, чувство гордости за русских мастеров по дереву, за свою малую родину.
Ход урока:
1. Подготовительный этап. Присоединение.
- Я очень рада видеть вас снова на нашем уроке «Истоки». Мне приятно представить вам наших гостей. Это учителя из других школ города. Думаю, что мы с радостью поделимся нашими мыслями и чувствами друг с другом и с гостями.
2. Вводная беседа.
- Какую большую тему мы изучаем с вами на уроках «Истоки»? (Труд земной)
Мы уже познакомились с трудом пахаря, ткачих - рукодельниц, умельцев- кузнецов. А о чём сегодня поведём разговор, вы узнаете, отгадав загадку: «Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется», (топор)
Кто из вас знает, в каком ремесле топор является главным инструментом? (плотницком).
Значит, сегодня на уроке мы с вами поведём разговор о мастерах - плотниках. Познакомимся с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным.
3. Основной этап.
- Вы сказали, что основным инструментом плотника во все времена был и остаётся топор. Давайте же поразмышляем над пословицами:
Думает плотник с топором.
Топор - всему голова.
Топор уму - разуму учит.
- В давние времена в крестьянских семьях плотницкому мастерству обучали мальчиков с раннего возраста. И осваивалось это мастерство, ребята, с топорища (учитель показывает топор). Первый экзамен, который сдавал подросток - смастерить топорище и насадить топор. Бралась сухая берёзовая плашка и начиналась работа. Не сразу получалось, иной несколько плашек изведёт, прежде чем хорошее топорище сделает. А потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел, да осколком топорище зачистить. Да наточить топор на мокром точиле. Дети прикасаются к топорищу и оценивают работу рук, отполировавших дерево.
(Этот топор помнит руки моего отца. В нашем роду все мужчины умеют с ним обращаться. Дед, вернувшись домой с войны, построил добротный дом. А ведь на войне, ребята, он оставил руку, был инвалидом. Но сила духа, упорство, стремление к лучшей жизни помогли ему. И ни смотря ни на что вырос на пригорке новый дом, где вскоре родилась моя мама. Мой папа тоже был известным в посёлке мастером. Он всё умел делать, любое дело спорилось в его руках. И дачу выстроил, и теплицы, и баньку срубил. А главное, мужа моего этому ремеслу научил. А теперь и Олег частенько за топор берётся. Бабушке на даче что- то поправить старается. А это значит, что долго ещё будет работать этот трудяга и помогать нашей семье.)
Сейчас давайте откроем учебники и ближе познакомимся с трудом мастеров- плотников. (стр. 65-69)
1. Заранее подготовленные дети читают текст учебника. После чтения учитель задаёт вопросы:
• - Что строили из дерева?(Демонстрация фотографий из книги «Музей деревянного зодчества»)
• - Как рубили дом?
• Почему предпочитали деревянные дома?
2. А сейчас мы с вами поиграем, и заодно постараемся раскрыть секрет ремесла мастеров-плотников. Я буду перечислять качества, категории, а вы хлопните в ладоши, если услышите характеристику, соответствующую образу мастера- плотника.
Слова для выбора: трудолюбие, опыт, лень, ответственность, хитрость, доброта, злость, смекалка, зависть, хитрость, любовь.
После игры дети отвечают на вопросы:
• Почему мастер не должен быть злым?
• Что такое зависть и почему она не нужна мастеру?
• Зачем плотнику нужна любовь?
• Что он может любить в работе?
• К чему относится с любовью?
- Вслушайтесь: доброта, любовь, красота. Значит, плотник трудится душой, как и любой другой мастер.
3. В субботу мы с вами ходили на прогулку по улицам нашего посёлка. Внимательно рассматривали деревянные дома и их украшения. Расскажите,какие дома вам особенно понравились и почему. (Вспомнить старые, покосившиеся на улице Красносельской. Именно с неё начался наш посёлок. Эти дома в отличие от современного частного сектора не похожи друг на друга. С резными наличниками, причелинами, высоким крыльцом. В них и сейчас чувствуется характер мастера, его душа.)
4. Давайте откроем рабочие тетради на стр. 15-16 и рассмотрим, чем украшали в давние времена дома мастера-плотники.
Русская изба - замечательное архитектурное сооружение. Крестьяне старались строить дом не только прочно, но и красиво.
На крыше очень часто красуется вырезанный из дерева конь-охлупень, он словно охраняет дом, несёт в него красоту, мир, достаток. Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причелины, от слова «чело» - лоб.
От причелин и конька спускаются резные полотенца. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.
Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.
Карниз, или лобовая доска над наличниками - резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.
Тёплый цвет дерева, стен, избы, ажурные украшения - всё говорит о том, как красива русская изба, мир человека, его малая вселенная.
I
4. Тренинг «Мастера-плотники» (развивающий).
Работа в четвёрке «Инструменты плотника» (тет. Стр. 17)
Задание: Учащимся предлагается из предложенных инструментов выбрать плотницкие.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
Вы уже знаете, что плотники работают не в одиночку, а трудятся группой, артелью. Каждая четвёрка - артель. В ней есть лидер - самый опытный плотник. Артель приглашается для строительства дома. Мастерам - плотникам необходимо собрать плотницкий инструмент.
Время - 5 минут.
2. Работа в четвёрке.
Время - 7 минут.
3. Выступление групп. Экспертная оценка.
Заслушать по очереди каждую группу. Экспертную оценку даёт учитель: «На самом деле должно быть так.»
4. Рефлексия. Итог работы.
• Какие качества необходимы артели плотников, чтобы у них получилось хорошее изделие?
• А что помогло вам в работе артели? (умение договориться, умение уважать собеседника, умение прислушиваться к чужому мнению.)
• Легко ли было работать в группе? Легко ли было договариваться друг с другом?
• К чьему мнению вы прислушивались?
5. Итог урока.
- Сегодня мы познакомились с трудом плотников, их инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. В завершении нашего урока послушайте стихотворение Дмитрия Блынского в исполнении Никиты Фёдорова:
В грубые передники одеты,
У кого в деревне не спроси,
Вечно наши прадеды и деды —
Плотниками были на Руси.
Не на них ли с малолетства глядя,
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами Значатся в округе до сих пор.
Сколько обтесали они брёвен,
Вот они встают передо мной,
Друг за другом положить их в ровень - Был бы опоясан шар земной.
На земле стоят дома и хаты,
Где б я ни был, я как дома в них:
Может здесь стучал топор когда то Одного из родичей моих?
Детям предлагается ответить на вопросы:
• Есть ли в вашем роду люди, связанные с плотницким мастерством?
(Раньше на Руси плотницкое дело было делом каждого. Основными умениями обладали все. Различались лишь уровнем мастерства: срубить избу мог почти каждый мужчина. Каких- то особых секретов здесь не таили. Но выстроить храм, терем, мельницу и сделать это на высоком художественном уровне могли немногие.
Показ фотографий из книги «Музей деревянного зодчества»)
• Что доброго дал вам сегодняшний урок?
Ресурсный круг (в круге стоят дети центральной колонки, остальные слушают на месте)
-Наши прадеды завещали нам строить свою жизнь без зла и вражды. Что для этого мы можем сделать? Как выполнить завет?
Дети передавая по кругу бумажный топор высказываются: «Совершать добрые поступки», «Любить близких», «Помогать старшим» и т.д.
-Я благодарю вас за работу и желаю мира и согласия в ваших домах и в ваших душах.