kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иллюстративная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Командам предлагается ответить на три вопроса. За каждый верный ответ команды получают по 1 баллу. Максимальная оценка конкурса – 3 балла.

Вопросы:

● Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полет Юрий Гагарин?

● Когда был совершен этот легендарный полет? Назвать дату.

● Сколько минут длился полет?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иллюстративная работа»

Методика работы  с иллюстративным материалом  в начальной школе

Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе

Основные понятия Иллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство. Выполняется пером, карандашом, акварелью, в технике гравюры, литографии и пр.

Основные понятия

Иллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство.

Выполняется пером, карандашом, акварелью, в технике гравюры, литографии и пр.

Иллюстрация –

Иллюстрация –

  • изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст;
  • пример, поясняющий что-либо для наглядного и убедительного объяснения.
Иллюстрация –

Иллюстрация –

  • визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и т.п.), поясняющие или дополняющие какой-либо текст…
  • визуальное средство обучения, поясняющее или дополняющее какой-либо текст…
Иллюстрация (или фотография) – неподвижное (статичное) реалистическое изображение объекта, основная дидактическая функция которой – формирование наглядных представлений. В обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов (портрет исторического лица, события, природного явления).

Иллюстрация (или фотография) – неподвижное (статичное) реалистическое изображение объекта, основная дидактическая функция которой – формирование наглядных представлений.

В обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов (портрет исторического лица, события, природного явления).

Иллюстративный материал – цветное или черно-белое изображение, которое специфическими, только ему присущими средствами, находясь в тесном взаимодействии с другими структурными компонентами, реализует научно-педагогические и дидактические принципы, заложенные в учебнике.

Иллюстративный материал – цветное или черно-белое изображение, которое специфическими, только ему присущими средствами, находясь в тесном взаимодействии с другими структурными компонентами, реализует научно-педагогические и дидактические принципы, заложенные в учебнике.

Дидактическая функция наглядности – расширение чувственного опыта. В этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие. Дидактическая функция наглядности
  • Дидактическая функция наглядности – расширение чувственного опыта.

В этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие.

  • Дидактическая функция наглядности – раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений.

В этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.

Основные дидактические функции учебных иллюстраций

Основные дидактические функции учебных иллюстраций

  • Иллюстрация может работать как пояснение текста.
  • Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрывать содержание учебного материала.
  • Иллюстрация призвана помочь выразить смысл, компенсировать то, что трудно выразить словами.
Основные дидактические функции учебных иллюстраций

Основные дидактические функции учебных иллюстраций

  • Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.
  • Иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, ее святыням.
Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:

Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:

  • развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
  • понимать и запоминать теоретические сведения;
  • раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
  • помогать осваивать практические навыки.
Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусства

Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусства

  • способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;
  • раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;
  • усиливают познавательные и воспитательные функции текста.
Выбор вида (типа) иллюстраций определяется:

Выбор вида (типа) иллюстраций определяется:

  • содержанием учебного материала;
  • доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;
  • необходимостью использования научно-обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;
  • психологическими особенностями восприятия иллюстраций.
Требования к иллюстрациям  в учебнике

Требования к иллюстрациям в учебнике

  • информационная насыщенность;
  • подписи к иллюстрациям должны выполнять информационную и дидактическую функции;
  • иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа).
Классификация ведущих иллюстративных материалов

Классификация ведущих иллюстративных материалов

  • I иллюстративный модуль – ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и др.;
  • II иллюстративный модуль – ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и т.д.;
  • III иллюстративный модуль – деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы.
Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстраций Таблицы дают педагогу возможность: - организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;

Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстраций

  • Таблицы дают педагогу возможность:

- организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;

  • обеспечить длительный показ информации;
  • облегчить возвращение к ранее пройденному и продемонстрировать перспективу в изучении материала;
  • систематизировать, обобщать ранее изученное.
Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.  Фотографии
  • Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.
  • Фотографии позволяют:
  • отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи;
  • показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях.
Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся. Рисунки-схемы юмористического характера
  • Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся.
  • Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное мышление, придают характер неравнодушного отношения к изучаемой теории.
Механизмы восприятия

Механизмы восприятия

  • Идентификация (способность понимать, отождествляя себя с объектом).
  • Рефлексия (способность понимать через самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний).
  • Эмпатия (способность понимать путем эмоционального сопереживания и сочувствия).
  • Стереотипизация (восприятие и оценка объекта путем распространения на него обобщенных характеристик).
Параметры понимания Полнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого объема информации и определяется как отношение понятых человеком моментов, связей, отношений между ними ко всем имеющимся в объекте понимания таким элементам и связям. Полное непонимание, частичное понимание, полное понимание.

Параметры понимания

  • Полнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого объема информации и определяется как отношение понятых человеком моментов, связей, отношений между ними ко всем имеющимся в объекте понимания таким элементам и связям.

Полное непонимание,

частичное понимание, полное понимание.

Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого. Обычно связывают с пониманием законов, принципов, правил, мыслей, афоризмов, т.е. с тем, что может иметь глубокий смысл. Отчетливость понимания
  • Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого.

Обычно связывают с пониманием законов, принципов, правил, мыслей, афоризмов, т.е. с тем, что может иметь глубокий смысл.

  • Отчетливость понимания – степень осмысления свойств, связей и отношений воспринимаемого объекта.
Обоснованность понимания
  • Обоснованность понимания – осознание оснований, которые обусловливают уверенность в правильности понимания.

Эти основания уверенности формируются комплексом аргументов, которые человек использует для доказательства собственных гипотез в ходе процесса понимания.

Компоненты восприятия и оценки художественного произведения:

Компоненты восприятия и оценки художественного произведения:

  • первичное восприятие;
  • эмоциональная окраска первичного восприятия;
  • анализ сюжета и образ первичного понимания произведения;
  • анализ изобразительно-выразительных средств, использованных автором произведения;
  • восприятие и анализ символического ряда;
позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «дополнительный персонаж» и т.д.; создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов произведения; соотнесение воспринятого в пространстве произведения с собственным опытом, воспоминаниями; осознание личностного смысла произведения; выработка оценочного суждения.
  • позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «дополнительный персонаж» и т.д.;
  • создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов произведения;
  • соотнесение воспринятого в пространстве произведения с собственным опытом, воспоминаниями;
  • осознание личностного смысла произведения;
  • выработка оценочного суждения.
Три аспекта художественного восприятия ребенка

Три аспекта художественного восприятия ребенка

  • Познавательный – обеспечивается эрудицией ребенка и связан с усвоением информации об искусстве.
  • Чувственный – определяется эмоциональной отзывчивостью, чувством формы и структуры произведения в их совокупности с содержанием.
  • Нравственно-волевой (аффективный) – связан с сопереживанием явлению искусства в его целостности.
Условия, при которых создается ситуация общения с искусством

Условия, при которых создается ситуация общения с искусством

  • Спонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников.
  • Информативность.
  • Фасцинация (очарование партнера).
Методы формирования личностного смысла произведения искусства

Методы формирования личностного смысла произведения искусства

  • Выявление ценностных приоритетов эпохи.
  • Анализ духовно-нравственной позиции автора.
  • Ассоциативное соотнесение художественного образа с жизненной ситуацией, позицией личности.
  • Сопоставление художественных образов разных видов искусства по принципу сходства и различия ценностных установок.
Личностный смысл формируется также при условиях:

Личностный смысл формируется также при условиях:

  • ассоциативности соотнесения воспринятого художественного образа с другими ценностями художественной культуры;
  • ассоциативности соотнесения воспринятого художественного образа с теми установками, которые сложились у человека в жизни, с его духовно-нравственными идеалами;
формирования умений оценивать не только художественный текст, но и свою внутреннюю позицию, свое отношение к его содержанию.
  • формирования умений оценивать не только художественный текст, но и свою внутреннюю позицию, свое отношение к его содержанию.

То, что личностно значимо, не может быть отторгнуто.

Спасибо за внимание!  Удачи в работе Вам, Вашим учителям и их детям!

Спасибо за внимание!

Удачи в работе Вам,

Вашим учителям и их детям!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Иллюстративная работа

Автор: Лазарова Людмила Владимировна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
    ["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "252208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447343468"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Методика работы с иллюстративным материалом"
    ["seo_title"] => string(46) "mietodika_raboty_s_illiustrativnym_matierialom"
    ["file_id"] => string(6) "354752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478112897"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Мастер-класс "Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОПК""
    ["seo_title"] => string(75) "mastier-klass-mietodika-raboty-s-illiustrativnym-matierialom-na-urokakh-opk"
    ["file_id"] => string(6) "167103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423050023"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по ОБЖ 5 класс по ПДД внеклассная работа"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapoobzh5klasspopddvnieklassnaiarabota"
    ["file_id"] => string(6) "268964"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450719021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства