Мастер-класс "Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ модуль основы православной культуры. Фрагмент урока № 15 тема " Икона" Работа содержит как и групповую работу и индивидуальную. В презентаци теория методика работы с иллюстративным материалом на уроках основы религиозной культуры и светской этики.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОПК"»
Методика работы с иллюстративным материалом в рамках изучения курса ОРКСЭ
Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добытое многими годами жизни
В.М. Гаршин
Иллюстративный материал – одно из основных средств духовно нравственного воспитания младших школьников в рамках курса ОРКСЭ.
Иллюстрация – это произведения изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом.
Выполняется пером, карандашом, акварелью, в технике гравюры, литографии и пр.
Основные дидактические функции учебных иллюстраций
-Иллюстрация может работать как пояснение текста.
-Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрывать содержание учебного материала.
-Иллюстрация призвана помочь выразить смысл, компенсировать то, что трудно выразить словами
Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.
Иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, ее святыням.
Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:
развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
понимать и запоминать теоретические сведения;
раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
помогать осваивать практические навыки.
виды иллюстраций
Рисунки
Гравюры
Фотоснимки
Репродукции
Карты
Схемы
фотоколлаж
Приёмы
Соотнесение фраз текста или его фрагмента с иллюстрациями («Какой фрагмент текста подходит к этой иллюстрации?»);
Составление рассказа по рисунку;
Нахождение последовательности в иллюстрациях («Пронумеруй иллюстрации в соответствии с содержанием текста...»);
Составление вопросов к иллюстрации;
Сейчас мы с вами поработаем с некоторыми иллюстрациями.
(предлагается набор репродукций икон и несколько картин)
1. Разделите все изображения на 2 группы.
- Изображения какой группы вы бы поместили в храме? Почему?
Предлагаю вам разделиться на 2 группы
2. У вас на столе коробочки с разрезанными иллюстрациями: 1 группа собирает картину, 2 группа – икону.
3 . Соотнесите текст с иллюстрацией.
4. Выберите,отметьте слова и словосочетания, которые относятся к вашему изображению.
( зелёный колорит, неземное спокойствие, густые тени, золотой круг, пухленький малыш, дальний путь,святые лики, семейная сцена, невидящий взгляд, яркое солнце, цветок, спасение, ласковый взгляд, стрельчатое окно, печаль, мудрый, обида)
- Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и картиной?
5. Давайте попробуем сравнить икону и картину. Распределите вопросы в группе.
( 1 группа работает с картиной, 2 группа работает с иконой)
Вопросы 1 группе
Вопросы 2 группе
Где находится источник света?
Что такое нимб? Изображается ли нимб на картине?
Можем ли мы сказать, что перед нами обычная женщина?
Как изображён младенец на её руках?
1.Где находится источник света?
2.Что такое нимб? Как он изображается на иконе?
3.Можем ли мы сказать что перед нами обычная женщина?
4.Как изображён младенец на её руках?
Параллельно отвечаем на вопросы, чтобы увидеть различия между картиной и иконой.
Подводя итог всему сказанному какой можем сделать вывод?( что картина – это художественный образ, а икона – святой образ.)
Какую картину или икону проиллюстрировали бы вы, если были художником?
Я думаю, что на следующем уроке мы организуем выставку ваших произведений.