Урок, каким ему быть в современной школе? Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как каждый урок особый. И как провести его успешно, заинтересовать суворовца, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?
Многие ученые и учителя, стараясь дать ответ на вопрос «Каким должен быть современный урок?»
Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный современный урок? Эта методическая разработка содержит теоретические и практические основы современного урока биологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок биологии»
Методическая разработка
Современныйурокбиологии
Автор:
Учитель биологии
Лазаренко Н. А.
Донецк – 2021
Современный урок биологии
План:
Введение
I. Функции современного урока биологии.
II. Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя.
2.1. Структура урока
2.2. Формы организации учебной деятельности.
2.3. Условия успешности современного урока биологии.
2.3.1. Формирование предметной компетентности.
2.3.2. Развитие познавательной активности.
2.3.3. Формирование информационной культуры.
2.4.4. Развитие мышления.
2.4.5. Развитие творческих способностей.
2.4.6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
III. Заключение
Используемая литература
Современный урок биологии
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
Введение
Урок, каким ему быть в современной школе? Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как каждый урок особый. И как провести его успешно, заинтересовать суворовца, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?
Многие ученые и учителя, стараясь дать ответ на вопрос «Каким должен быть современный урок?»
Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный современный урок? Эта методическая разработка содержит теоретические и практические основы современного урока биологии:
- функции современного урока
- структура урока и формы организации познавательной деятельности
- условия успешности современного урока
- требования к современному уроку биологии.
I. Функции современного урока биологии
Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование науроках естественноучного цикла – это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.
Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.
II.Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя
Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:
- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
2.1. Структура урока
Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
- организационный этап
- этап проверки домашнего задания
- этап актуализации субъектного опыта учащихся
- этап изучения новых знаний и способов деятельности
- этап первичной проверки понимания изученного
- этап закрепления изученного
- этап применения изученного
- этап обобщения и систематизации
- этап контроля и самоконтроля
- этап коррекции
- этап информации о домашнем задании
- этап подведения итогов занятия
- этап рефлексии
Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами
Но есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточная чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.
2.2. Формы организации учебной деятельности.
Существуют три формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Очень часто учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно (фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна – фактически оказываются включены в работу только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами. Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых (пары) и больших (4 -5 человек) группах. Конечно, эта форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых.
Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание соответствующее их подготовки, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у слабой группы. Необходимо учитывать взаимоотношения между суворовцами во взводе.
Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Наша учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания. Это вовсе не означает снижение значимости знаний, умений и навыков, а означает смещение акцентов. На современном уроке усвоение ЗУН происходит в развивающей среде. На уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, радости от процесса саморазвития и самопознания. Для этого необходимо создать ряд условий, которые позволят уроку биологии быть успешным, т.е. достичь целей биологического образования.
2.3. Условия успешности современного урока биологии
2.3.1. Формирование предметной компетентности
Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.
О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации.
Для этого можно предложить учащимся такие задания:
Урок в 6 классе.Обобщение темы «Ткани растений и животных»
Задание 1. Установление связи строения ткани и выполняемой функцией.
Задание 2. Применение знаний в новой ситуации:
Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных? Для работы можно использовать материалы слайда, иллюстрирующие внутреннее строение частей растения:
Урок в 6 классе по теме:«Обмен веществ и энергии».
Подумайте! На корнях гороха, сои и других бобовых обитают бактерии, которые помогают растениям усваивать атмосферный азот. Почему бобовые иногда называют «растительным мясом»? Каких органических веществ будет много в семенах бобовых?
Урок в 8 классе. «Строение и функции кожи. Гигиена кожи»
Используя материалы энциклопедии здоровья подготовьте памятку «Как сохранить волосы здоровыми».
Урок в 8 классе. «Первая помощь при кровотечениях».
Почему при артериальном кровотечении накладывают жгут, а при венозном кровотечении давящую повязку?
2.3.2. Развитие познавательной активности.
Для формирования познавательной активности большое значение имеют информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы наиболее эффективны, когда они используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления. Суворовец – активный участник событий на уроке. Учитель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности, создателем условий для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы.
В развивающем обучении усвоение учащимися всех понятий, ЗУН происходит в ходе решения учебных задач. Анализируя практическую задачу, суворовец определяет цель, способ действия и самоконтроля. В процессе решения учебной задачи формируются все компоненты учебной деятельности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.
Урок в 7 классе. «Особенности птиц, связанные с полетом». Познакомьтесь с информацией, представленной на схеме «Особенности птиц, связанные с полетом». Назовите изменения, которые произошли в дыхательной системе птиц по сравнению с пресмыкающимися. Как это связано с полетом?
Урок в 10 классе. «Биологические полимеры – белки»
Белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для организма?
Урок в 11 классе. «Наследственная генотипическая изменчивость».
Вопрос: Почему в природе очень редко встречаются 2 одинаковые особи любых видов организмов?
2.3.3. Формирование информационной культуры
С каждым днем в обществе повышаются требования к уровню владения информационными и коммуникационными технологиями. Среди очень широкого спектра профессий принципы работы с компьютером требуются повседневно, начиная с сотового телефона и заканчивая электронным справочником расписания поездов на вокзале. Все это говорит о том. Что необходимый уровень должен закладываться еще на стадии школьного образования.
Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Каждый педагог должен четко понимать, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование современных информационно-коммуникационных технологий. Если он будет применять не только в образовательном процессе, но и для повышения собственного уровня самообразования.
Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии.
Сегодня в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету.
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем, на мой взгляд, можно условно разделить на два блока, с точки зрения места их использования:
1. Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии
2. Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам комбинированного урока:
1) Контроль знаний
2) Объяснение нового материала
3) Закрепление изученного материала
1) Использование информационно-коммуникационных технологий для осуществления контроля знаний:
- компьютерное диагностическое и контрольное тестирование;
- биологический диктант;
- задания в мультимедийных пособиях по предмету;
- задания типа "Убери лишнее" и т.д.
2) Использование ИКТ при объяснении нового материала:
- использование готовых мультимедийных пособий;
(Например, такие пособия, как «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», «Многообразие животного мира» отличает хорошо продуманный, необходимый для урока, наглядный теоретический материал, а также огромный выбор тестов и проверочных заданий для закрепления пройденного материала).
- использование ресурсов предоставляемых компьютерной сетью Интернет
Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Грамотное использование ресурсов Интернет сможет обеспечить вас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.
- Использование мультимедийных презентаций
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, это дает возможность учителю проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока.
3) Использование ИКТ для закрепления знаний.
В качестве закрепления можно использовать мультимедийные пособия, беседу на основе выполненной на компьютере кодограммы урока. Кодограмма может быть распечатана и роздана детям для работы, а может воспроизводиться на экране с помощью мультимедийного проектора. Кодограмма содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрации, схемы, логические цепочки.
Другой блок применения информационно-коммуникационных технологий – это использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности:
- ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися;
- ИКТ при организации исследовательской деятельности;
- ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся.
К урокам биологии суворовцы 5-11 классов готовили много различных презентаций, например: «Животный мир материков», «Кровь», «Первая помощь при различных видах кровотечений», «Вселенная», и т.д.
Урок в 7 классе. Тема: Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическая значимость».
Для этого урока можно дать учащимся опережающее домашнее задание.
Подобное задание создает условия для развития умений отбирать информацию, преобразовывать, анализировать, работать в группе, использовать возможность самовыражения.
Форма организации деятельности – коллективное написание электронной книги «Мы и наши соседи». На первом этапе определяются группы по тематическим блокам книги. Обсуждается содержание страниц. На втором этапе учащиеся, работая в КМ-Школе, создают презентацию – несколько страниц книги. На третьем этапе происходит представление своей работы группами, коллективное обсуждение, предложения, коррекция.
2.3.4. Развитие мышления
Необходимо создавать условия для освоения суворовцами основных логических операций: выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Составление планов, схем помогают выделить главное из второстепенного, не просто прочитать, а понять и осмыслить текст, установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации материала.
Урок в 6 классе. Тема: «Скелет – опора организма».
Задание: Дополните опорную схему по теме «Функции белков».
Урок в 10 классе. Тема: «Пластический обмен».
Суворовцы заполняют таблицу:
Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
Признаки
ДНК
РНК
Количество цепей
Азотистые основания
Моносахариды
Функции
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.
Урок в 10 классе. Тема: «Оплодотворение».
Проблемный вопрос: Почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?
Эпиграфы также могут выступать в качестве проблемных вопросов к изучаемому разделу, поэтому стараюсь начинать изучение новой темы с эпиграфа и возвращаться к нему в конце темы. Эпиграфом урока: «Белки, их строение и функции» могут стать слова Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Урок начинается с данного эпиграфа и как вывод можно возвратиться к нему в конце урока.
2.4.5. Развитие творческих способностей.
Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:
- составление тестов суворовцами;
- составление вопросов;
- моделирование;
- составление вопросов творческого характера;
- составление вопросов с биологическими ошибками;
- составление кроссвордов, ребусов, загадок;
- ролевые игры.
1. Составление тестов учениками. Тест – это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. После изучения темы, учащимся предлагается составить 6-8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации. Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.
2. Составление вопросов.
Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных усилий, тем более что вопросы не должны дублировать те, что приведены в параграфе Они должны начинаться определенным образом.
Важно объяснить суворовцам, что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них, Проверку работы можно проводить несколькими способами: выборочно или всего класса в тетрадях; заслушивая вопросы нескольких учащихся; объявляя конкурс на лучший вопрос; в ходе работы в группах и соревновании между ними.
3. Моделирование.
Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков,
схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой.
Например: При изучении темы «Фенотипическая изменчивость» можно дать задание суворовцам сделать рисунок, отражающий изменения признаков растений, животных, в связи с различной средой их обитания.
При изучении темы «Бесполое размножение», «Строение белков» суворовцы самостоятельно могут создать схему опорного конспекта.
На уроках по темам: «Генетика», «Молекулярная генетика» они с удовольствием придумывают биологические задачи.
Для активизации познавательной деятельности суворовцев им предлагают найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон; подобрать материал о различных формах борьбы за существование; полезных и конкурентных взаимоотношениях между организмами; клонировании; достижениях клеточной и генной инженерии.
Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.
4. Составление вопросов творческого характера.
Задания на установление соответствия:
Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.
Характеристика организмов
Функциональная группа группа
A) синтезируют органические 1) продуценты вещества из неорганических
Б) используют готовые органические вещества 2) консументы
B) используют неорганические вещества почвы Г) растительноядные и плотоядные животные Д) аккумулируют солнечную энергию
Е) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу
продуценты
консументы
А
Б
В
Г
Д
Е
5. Составление рассказа с биологическими ошибками.
Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок.
Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов.
Рудименты – это признаки, обычно не встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
Примеры рудиментов: обильный волосяной покров на теле, многососковость у человека.
Примеры атавизмов: аппендикс, полулунная складка в уголке глаза.
У человека имеется несколько десятков слаборазвитых, бесполезных для него рудиментарных органов.
Составление кроссвордов, ребусов, загадок. Например при изучении темы: «Селекция растений, животных и микроорганизмов», суворовцами был предложен следующий кроссворд.
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова
Ключевое слово по вертикали:
Наука о наследственности и изменчивости организмов.
По горизонтали: 1. Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками; 2. Процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению; 3. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обусловливающий развитие определенного признака; 4. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания; 5. Совокупность генов, которую организм получает от родителей. 6. Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом; 7. Одна из важнейших областей практического использования закономерностей, исследуемых генетиками, которая по словам Н.И. Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека; 8. Наследственное изменение генотипа.
7. Ролевые игры.
Урок в 6 классе. Тема: «Органы и системы органов животных».
Задание: Подготовить рассказ «Спор органов о том, кто из них главнее».
Суворовцы имеют разнообразные инструменты для создания собственных творческих работ. Урок в 6 классе «Органы и системы органов животных», фрагмент урока или задание на самоподготовку может быть следующим:
Подберите информацию об органах какого-либо животного в творческой форме ролевой игры (отчет о путешествии, интервью, подслушанный разговор, спор органов о том, кто из них главнее) - подготовьте презентацию.
2.4.6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
В реальной жизни человек в основном общается в малых группах – на работе, дома в семье, с друзьями. Поэтому на первый план выходят умение принимать на себя разные социальные роли, умение общаться и выполнять что-то совместно с другими, принимать совместные решения – ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека. Работая в группе или коллективе, проводя мини-исследования или реализуя проекты, школьники учатся принимать на себя разные социальные роли, общаться и выполнять работу совместно с другими, принимать совместные решения – это позволяет эффективно решать учебные задачи. В этом случае ребенок – полноценный участник различных форм работы, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, – это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников. Эти умения помогут школьникам и за пределами школы, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.
Необходимо применение разных форм общения, основанных на групповых технологиях, позволяющих выработать коллективное решение и обсудить результаты деятельности. Это развивает способность слышать другого, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу. Сами эти решения и результаты особенно ценятся школьниками как итоги общения и взаимодействия.
Организация самостоятельной групповой работы. Используются натуральные объекты и медиаобъекты КМ-Школы для организации групповой работы на сравнение опорных образований различных животных, выявление преимуществ и недостатков каждого. Для управления самостоятельной работой используются дидактические материалы – опорные слова, вопросы, таблица и т.д.
Урок в 6 классе. Тема: «Скелет — опора организма»
Задание: 1) Рассмотрите предложенные объекты, прочитайте текст слайда (учебника).
Рис. Сравнение опорных систем
2) Заполните сравнительную таблицу (перечисляются вопросы для сравнения: какими типами тканей образован скелет? Из каких веществ состоят? Какими свойствами обладают? И т.д.).
3) Для того чтобы сформулировать вывод, ответьте на вопросы: что общего у рассмотренных опорных структур? Какие функции выполняют? Какие свойства обеспечивают выполнение этих функций?
4) Сформулируйте вывод, используя опорные слова: Все эти образования выполняют __________ и __________ функции, поэтому они__________. Я думаю, что лучшим образованием является __________, потому что__________.
Групповая работа по учебно-тематическим картам с учебной литературой.
На уроках биологии можно использовать учебно-тематические карты для работы с учебником.
В учебно-тематической карте ставится определенная цель для самостоятельного изучения темы.
В заключение урока суворовцы делают выводы по всем заданиям и выборочно сдают рабочие тетради на проверку. Пример использования учебно-тематической карты при изучении темы: «Белки, их строение и функции».
Белки, их строение и функции
Номер учебного элемента
Учебные материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0
Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции.
Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ- 1
Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.
I. Выполните следующие задания:
1 . Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.
Прочитайте текст учебника Д.К .Беляева §3стр. 14
2. Выполните формулу аминокислоты в общем виде. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала R?
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 14
3. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?
См. учебник Биология 10 класс Т.В. Иванова §4 стр. 13
4. Найдите в предложенном полипептиде пептидные
(амидные) связи:
СООН–NH2 – CY–С–N=СН
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр.18
II. Обсуждение результата работы
УЭ- 2
Цель: изучить структурную организацию белковой
молекулы и ее свойства I. Выполните следующие задания:
1 .Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ... структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО- и — NH- группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали - это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида - ... структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы - ..., который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс»
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 18,19
2. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое?
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 20
II. Обсуждение результата работы.
УЭ -3
Цель: изучить биологические функции белков.
I. Выполните следующие задания:
1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:
Типы белков
Функции
Примеры
1. структурные
2. ферменты
3. гормоны
4. сократительные
5. транспортные
6. защитные 7. запасные
См. учебник
Д.К .Беляева §4,
стр. 20 - 22
II Подведение итогов работы
III. Заключение
В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Основной формой обучения и воспитания является урок".
«Урок – это основная «клеточка» учебного процесса, где отражается если не вся, то большая часть педагогики» (М.Н.Скаткин).
Урок в современной школе должен отвечать требованиям:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
3. Установление межпредметных и внутрипредметных связей, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
4. Мотивация и активизация всех сфер личности.
5. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
6. Эффективное использование средств обучения.
7. Связи с жизнью, личным опытом учащихся, производственной деятельностью.
8. Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Ключевые позиции современного урока:
Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учащийся: учится сам, учит других.
Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.
На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество.
Литература
1. Бабанский Ю.К.Рациональная организация учебной деятельности. – М.: знание, 1981
2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980
3. Махмутов М. И. Современный урок. – М.: Педагогика. 1985.
4. Марина А. В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы. //Биология в школе, № 6 2007.
5. Мирзоев с. С. Ативизация познавательного интереса учащихся. //Биология в школе, № 6 2007.
6. Мухина и. Д. Деятельностный подход при обучении биологии. //Биология в школе № 6 2007.
7. Пакулава В.М. Особенности современного урока биологии. //Биология в школе № 8, 2005.
8. Петунин О. В. Активизация познавательного интереса учащихся. //Биология в школе № 6 2007.
9. Смелова В. Г. Метод проектов в современной школе. //Биология в школе № 6 2007.
10. Петрова О.Г. Каким должен быть современный урок биологии. //Биология в школе, № 7, 2010.