kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебное превращение слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути перехода слов из одного языка в другой, изменения заимствованных слов в русском языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Волшебное превращение слов»

Междисциплинарный урок русского и английского языка

«Волшебное превращение слов»

Цели деятельности педагога

Сформировать у учащихся понятие о переходе и о путях перехода слов из одного языка в другой, об изменении заимствованных слов в русском языке; формирование умения анализировать языковые явления.

Содействовать правильному и обоснованному употреблению заимствованных слов в устной и письменной речи.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: 

• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. 

• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу. 

• Воспитание любви и уважения к родному языку.

Предметные: 

• Отличать исконно русские слова от иноязычных. 

• Разграничивать лексику языка, понимать значение слова.

• Уметь правильно оформлять предложение, используя значение слова.

Метапредметные: 

• Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу. 
• Контролировать и оценивать учебные свои действия в соответствии с учебной задачей.
• Развивать умение работать с текстом на уроке, извлекать нужную информацию.

• Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. 

• Развивать умение правильно и грамотно излагать мысли. 

методы и формы
обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html  http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

6 «А» класс.











Ход урока.



Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Учитель русского языка:

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Мы сюда пришли трудиться.



Учитель английского языка:

Какое у вас сейчас настроение? Подарите свои улыбки друг другу, чтобы хорошее настроение наполнило все вокруг. Мне нравится, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, в конце урока оно таким и останется.



Букет настроения”.

В начале урока у учащихся на столе лежат бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока вопрос: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. (Объявляется в начале уроке)



1.Организационный момент:



Учитель русского языка:

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но изучение начнём

И сами до всего дойдём. 



Учитель русского языка:

Сегодня у нас вновь необычный урок, урок-путешествие по страницам лексики нашего языка. СЛАЙД

Прежде чем отправиться в путь прослушайте стихотворение и определите тему нашего путешествия.



Ученик:

У торговцев, у послов

(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов,
Вот таких, как эти:
Ноу - хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
Брифинг, картридж,

Пейджер, триллер, дилер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему…



Учитель русского языка:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о заимствованных словах)

- Какова тема нашего урока нашего путешествия? СЛАЙД

(«Заимствованные слова, их путешествие и переселение в русский язык»)



Учитель английского языка:

- Да, не правда ли, ребята, это какие - то волшебные слова, которые мы сегодня попробуем разгадать и поработать с ними.



Учитель русского языка:

Какие цели мы поставим перед собой?

(цели определяют дети, а затем учитель корректирует и выставляет на слайд)



Слайд

- Определить пути проникновения слов из одного языка в другие.

- Познакомиться с наиболее распространенными заимствованиями, их значением, произношением.

- Формировать умения узнавать английские заимствования по некоторым словообразовательным элементам

- Воспитывать бережное отношение к русскому языку, прививать интерес к спортивным играм.



Учитель русского языка:



Эпиграфом к нашему уроку будут слова Белинского «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». СЛАЙД



Учитель английского языка:

Так как путешествие мы совершаем в страну языка, то сегодня на уроке мы будем находиться в роли ученых, занимающихся исследованием словарного состава языка. (Не забывайте основное правило работы в группе. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы всей группы. Каждая группа должна определить научного руководителя.)



Перед нами 3 пути дороги. По какой мы с вами пойдем? СЛАЙД

Поскольку мы выбрали путь приобретения знаний, начнем с повторения.





Блиц опрос.

Учитель русского языка:

1. Как называется словарный состав языка? ЛЕКСИКА

2. Какая наука изучает словарный состав языка? ЛЕКСИКОЛОГИЯ

3. Что такое лексическое значение слова?

4. Где можно найти сведения о лексическом значении слова?

5. Какие виды словарей известны?

6. Словарный запас одного человека? ЛЕКСИКОН

7. Слова, одинаковые  по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению? ОМОНИМЫ

8. Слова с противоположным лексическим значением? АНТОНИМЫ

9. Слова, обозначающие одно и то  же,  но с разными оттенками лексического значения? СИНОНИМЫ

10. Из каких языков к нам приходят новые слова?

11. Новые слова, возникающие в языке? НЕОЛОГИЗМЫ

12. Какие слова называются заимствованными и почему?

Учитель русского языка: С древних времен наша страна имела дело с другими государствами. Между народами возникали торговые, культурные и политические связи. Общаясь между собой, люди иногда заимствовали друг у друга предметы личного и домашнего обихода, орудие труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.д.

Например: из СЛАЙД

- ФРАНЦУЗСКОГО: балет, партер, пейзаж;

- ИТАЛЬЯНСКОГО: ария, серенада, баритон,



- НЕМЕЦКОГО: лагерь, солдат, браунинг, университет;

- АНГЛИЙСКОГО: футбол, скейтборд.



Учитель английского языка:



Но так как у нас сегодня русско-английское исследование, то к нам пожаловал гость из «Туманного Альбиона»

Открывается дверь, входит представитель Великобритании (ученик)



Я представитель Великобритании. Мою страну и Россию связывает долгая история дружбы и сотрудничества. Ещё при дворе Ивана Грозного английские послы пользовались почётом и уважением. Многие из них оставили ценные записи о событиях того времени.

Внедрение паровых машин, электричества, массовое увлечение физической культурой и спортом привели к появлению английских слов в русском языке. Например, спорт, футбол, прессинг, дизайн, департамент, дефицит.

Этот процесс продолжается и по сей день. Я предлагаю каждому из вас назвать записать несколько слов из английского языка, прочно вошедших в нашу речь.

Учитель английского языка:

Так что же что является причинами заимствований? СЛАЙД

Какие признаки имеют заимствованные слова? СЛАЙД



Памятка «Внешние признаки иноязычных слов»

  • Конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР (митинг, брифинг, супермен, таймер)

  • ​Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ (джемпер, джаз, джем, матч)

  • ​Разделительный мягкий знак (секьюрити)

  • ​Буквы Э/Е (риелтор, постер)

  • Непроверяемые гласные и согласные (провайдер, секонд-хенд)

Пример:

Из английского: -ДЖ-джемпер; -ИНГ-смокинг; МЕН-спортсмен.

Из немецкого: ШТ, ШП- в начале слова – шпингалет;

- МАН, БУРГ, МЕЙСТЕР –на конце слов- Оренбург, концертмейстер.

  • Начальные «а», «э».

  • Сочетания ке, хе, ге, пю, вю, мю, бю, кю.

  • Наличие в слове буквы ф.

  • Соседство двух или более гласных в корне.

  • Некоторые из иноязычных слов не склоняются (кино, пальто, кофе).

  • Гармония одинаковых гласных: атаман, караван, карандаш.

  • Двойные согласные не на стыке морфем




Учитель русского языка:

Работа в группах.

Да, ребята, мы часто произносим слова, и нам кажется, что все они русские, т.к. мы не обращаем внимания на их историю, а оказывается, что они волшебно преобразились.

Физминутка для глаз СЛАЙД



Учитель английского языка:

Перед вами бланки с заданием. Давайте попробуем преобразить слова, распределяя их по тематическим группам, записывая по-русски. Оцените свою работу (признаки заимствования мы знаем) СЛАЙД


mixer, printer, diving, remake, coffee machine, admistrator, shaker, designer, browser, bowling, businessman, security, toaster, scanner, biker, poster, music, notebook, farmer, time out, hit, blender, Internet, match, jazz


быт

компьютер

спорт

массовая культура

профессии

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.





















































СЛАЙД заполненной таблицы



Учитель английского языка:

Вы справились с заданиями, правильно распределив слова.

– Вызвал у вас трудности перевод и понимание данных слов? (нет, легко было догадаться о значении после произношения слова)

– Как вы думаете, в каких областях больше заимствований? Почему? (Быт, компьютер, спорт. А еще - культура и профессии)

– А теперь посмотрите на русские и английские слова и найдите сходство? (Слова звучат одинаково, даже если они записаны русскими буквами, поэтому легко понимаем, о чем идет речь.)

Учитель русского языка:

Без заимствованных слов сейчас невозможно представить речь современного человека. Однако значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправданно. Умение правильно использовать иностранные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку, к самому себе.

Перед вами следующее задание.

На экране (бланке с заданиями) вы видите предложения, которые вам нужно отредактировать. «Превратите» выделенные в предложениях слова, использование которых, по вашему мнению, неуместно, заменяя их русскими, предав предложению иное звучание.

Работа в паре. (1-7, 8-14)

  1. Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет. +

  2. Мама получила замечательный презент (подарок) на день рождения! -

  3. Мой брат любит слушать джаз. +

  4. После ланча (обеда) я вышла на улицу. +/-

  5. Мой бой-френд (друг) такой клевый (умный)! -

  6. Маме подарили миксер. +

  7. Раскованная походка и независимый взгляд – необходимое условие для тинейджера (подростка) начала 21 века. +/-

  8. В моей комнате много постеров (плакатов) с фотографиями суперстар (звезд кино, эстрады). –

  9. На авторадио каждый вечер можно услышать хиты 90-х.+

10. Сегодня на экраны кинотеатров выходит один из блокбастеров (фильм) года – “Аватар”.-

11. Спортсмены гордятся своим голкипером. (вратарь) -

12. Тамара готовится к кастингу (прослушивание)-

13. Джон имитировал сон. (притворялся)-

14. Путешественники остановились в мотеле.(в гостинице)



Проверьте правильность выполнения задания, за каждый правильный ответ, получаете один балл.

Учитель русского языка:

Мы убедились, что иностранные слова, можно заменить русским словом и СЛАЙД не зря Паустовский К.Г. говорил: «Нет ничего такого в жизни и сознании, что нельзя было бы передать русским словом ». Поэтому слова надо употреблять правильно. Ведь хороший вкус - главное условие правильного и уместного употребления иноязычных слов.



Выполняя предыдущее задание мы определили, что английские слова присутствуют во всех сферах жизни, но больше всего в спорте, которому в настоящий момент уделяется огромное внимание президентом РФ.

Учитель английского языка:

Спорт всегда играл важную роль в жизни людей. Англичане даже гордятся тем, что многие виды спорта возникли у них в стране, а потом распространились по всему миру.

Давайте тоже вспомним спортивные движения и немного отдохнем.



Музыкальная физминутка (на английском языке с движениями.) СЛАЙД



Учитель английского языка:

Какие национальные виды спорта вы знаете у англичан.



Учитель английского языка:

Национальными видами спорта считаются: футбол, крикет, скачки, бильярд.

По мере распространения этих игр, названия тоже приходили в другие языки.

Признаки заимствованных слов мы уже знаем и можем определить лексическое значение слова, попробуйте объяснить лексическое значение слов с помощью английского языка, запишите рядом английские слова, обозначающие эти понятия.

Подберите к английским заимствованиям русские синонимы. Данные слова относятся не только к теме «Спорт», но и к другим сферам.

При затруднении вы можете обратиться к словарям или воспользоваться Интернетом.

Работа в группах

Футбол – football (ступня, мяч)

Кроссворд – crossword (пересекать, слово)

Сноуборд – snowboard (снег, доска)
Тайм-аут – time out (время, вне)
Скейтборд – skateboard (коньки, доска)

Лайфхак – life hack (жизнь, воровство)

Ноутбук – notebook (записка, книга)

Голкипер – goalkeeper (ворота, охранять)

Ток-шоу – talk show (говорить, передача)

Фастфуд – fast food (быстрый, еда)

Учитель русского языка :

Сейчас мы объясняли значение слова, хотя при этом даже не задумывались, что эти слова иностранного происхождения, потому что они прочно вошли в нашу жизнь.

В русском языке много иностранных слов, которые уже прочно обосновались в речи и стали своими. Так что же дают в лексику внедрение иностранных слов. (Благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, а иноязычная лексика облегчает научные, культурные и политические связи.)



Учитель русского языка:

Так как мы сегодня являемся учеными, то каждой группе предстоит в своей творческой лаборатории разработать проект и представить его. Проект выполняете вместе, а представляет его научный руководитель вашей группы.

Ваша задача составьте словарик иностранных заимствованных слов.

За каждое слово - один балл.

СЛАЙД после представления проектов

Учитель русского языка :

Наше путешествие по страницам лексики подошло к концу, достигли мы поставленных целей. Мы приблизились к замку «Лексика» СЛАЙД и чтобы войти внутрь, надо еще многое узнать о волшебстве превращения слов.

Рефлексия деятельности на уроке: СЛАЙД

  • умею …

  • понимаю…

  • знаю…

А теперь определите свою деятельность с помощью цветочка, который лежит на столе. Обсудите в группе и решите, если вам понравился урок, узнали вы что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился урок – голубой. (вывод подводит один из учеников, определяя содержание урока в целом)

Оценки.

Общее количество баллов за все задания 29. Та команда, у которой количество баллов 27- 29 получает «5», 24-26 баллов – «4», менее 24 баллов – «3»

Д/з: СЛАЙД

1. Составить кроссворд с заимствованными словами по-английски.

2. Составить мини-текст с заимствованным(и) словом(словами)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Волшебное превращение слов

Автор: Ясонова Марина Николаевна

Дата: 02.11.2018

Номер свидетельства: 483326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Волшебные превращения слов" (обучение чтению) "
    ["seo_title"] => string(57) "volshiebnyie-prievrashchieniia-slov-obuchieniie-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "240971"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445163478"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "конспект-тренинг "
    ["seo_title"] => string(19) "konspiekt-trieningh"
    ["file_id"] => string(6) "238637"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444595388"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект занятия по развитию речи в средней группе "В гостях у Василисы""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-v-sriedniei-ghruppie-v-ghostiakh-u-vasilisy"
    ["file_id"] => string(6) "251827"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447306220"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Коррекционно-развивающая игра-занятие  "Школа маленьких волшебников" "
    ["seo_title"] => string(80) "korriektsionno-razvivaiushchaia-ighra-zaniatiie-shkola-malien-kikh-volshiebnikov"
    ["file_id"] => string(6) "245222"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446098911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства