Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе
Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе
В соответствии с ФГОС на уроках английского языка я использую системно- деятельностный подход. В условиях такого подхода каждое упражнение можно изменять так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе»
Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе
учитель английского языка,
Соловьева Марина Владимировна
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас
В соответствии с ФГОС на уроках английского языка я использую системно - деятельностный подход. Ребенок не только получает знания от учителя, а учится сам их добывать: планирует, оценивает работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно изменять так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс УУД: познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Формирование личностных УУД - это рассказ о себе, своей семье, диалог со сверстниками и учителем, знакомство с традициями и обычаями страны изучаемого языка.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:
-Игры в процессе обучения.
-Инсценировок сказок.
-Разыгрывания диалогов.
-Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
-Тестовых заданий для самоконтроля.
Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; логические; действия постановки и решения проблем.
Работа с текстами, обучение чтению:
Умение выделять главное.
Умение строить высказывания с опорой на картинки.
Понимание содержания текста.
Составление оригинального текста на основе плана.
Работа с грамматическим и лексическим материалом.
Учить анализировать.
Заполни таблицу.
Использование ребусов и кроссвордов в качестве домашнего задания.
Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
На уроках я часто использую игру «Узнай слово» при чтении художественной литературы на английском языке. Упражнение хорошо использовать в третьих – пятых классах.
Детям дается одинаковый кусочек текста, в котором содержится 7-10 незнакомых слов. Каждый ученик просматривает текст и догадывается из контекста о значении незнакомых слов. Если слово незнакомое, его надо выписать в тетрадь. У каждого ребенка получается столбик незнакомых слов в словаре, дети дома эти слова потом заучивают. Потом я всех детей делю на команды по 4-5человек. На стол обратной стороной кладу билетики с цифрами 1,2,3, или картинками разных видов, и так далее. Каждая команда выбирает себе капитана. После этого команда обсуждает списки своих незнакомых слов. Если в команде кто-то догадался о значении слова, то, вся команда записывает перевод этого слова себе в тетрадь. Затем капитан каждой команды у доски записывает в столбик список неизвестных слов. Очень важно перед началом каждого этапа игры четко оговаривать, сколько времени дается на каждый этап. Та команда, которая догадалась о значения слова получает плюс 1 балл. Если же ни одна команда не может назвать перевод слова, то получают минус 1 балл.
На первый взгляд, упражнение направлено на узнавание и запоминание лексики, на формирование предметных результатов. Однако в процессе игры дети должны распределить социальные роли и выделить ориентацию в межличностных отношениях. Во время игры дети терпимее друг к другу, забывают о личных неприязнях. Это развивает и формирует личностные УУД. Кроме личностных УУД данная игра формирует и развивает регулятивные УУД, так как в процессе его выполнения ребенок планирует, контролирует, а так же оценивает свои действия. Игра развивает и познавательные УУД, так как речевая догадка предполагает анализ текста, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД развиваются, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Ученики для успешной работы учитывают позиции других членов команды, умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Данное упражнение помогает развивать эти навыки. Во время игры детям легче усваивать новый материал. Любой этап игры ведет к формированию и развитию УУД. Большую роль в достижении данного результата играет использование деятельностного подхода, так как почти всю игру дети проводят сами. Учитель только помогает.
По многим тема при введении лексики я использую игру в «лото». Дети с удовольствием играют в эту игру не только в начальной, но и в средней школе. Лото я делаю сама. Одна из карточек «лото» по теме «Распорядок дня» приведен на рис.1. Пример карточки по теме «Что ты делаешь, чтобы помочь своей семье?» приведен на рис.2.
Карточки обязательно отличаются картинками. Всего их 16 для каждого комплекта. Ни одна карточка не повторяется. Имеется комплект карточек с лексическими единицами для каждой картинки. Игра начинается сначала с показом напечатанного слова. С появлением электронной доски на этапе запоминания письменного образа слова эта игра стала более интересней. Сейчас ведущий (ребенок) использует генератор слов, а не вытаскивает карточку. Письменный образ слова виден на доске, ведущий (ребенок) должен его прочитать. На следующем этапе ученик просто вытаскивает карточку, и читает слово или фразу, затем переводит.
Из приведенных примеров упражнений видно, что при реализации системно - деятельностного подхода на уроках английского языка в начальной школе происходит формирование и развитие универсальных учебных действий при выполнении практически любого упражнения.
« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный».
Монтень
Рис.1
Одна из карточек «лото» по теме «Распорядок дня»
Рис.2
Пример карточки «лото» по теме
«Что ты делаешь, чтобы помочь своей семье?»
Литература
Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2009.Асмолов А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя.– М: Просвещение, 2010.
Борзова Е.В. Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам. //ИЯШ. №7-2013. – С.17.
Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки самооценки учащегося в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. - 2000.- №5.
Загребина И. В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе// Начальная школа. – 2007. – №10.
Федеральный государственный образовательный стандарт – ориентир современного школьного образования //ИЯШ №11 – 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2013.
Фундаментальное ядро содержания начального общего образования/ М-во образования и науки РФ. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.