Просмотр содержимого документа
«Правила чтения в английском языке»
Английский алфавит
№
БУКВА
ТРАНСКРИПЦИЯ
№
БУКВА
ТРАНСКРИПЦИЯ
1.
A a
[ ei ]
14.
N n
[ en ]
2.
B b
[ bi: ]
15.
O o
[ əu ]
3.
C c
[ si: ]
16.
P p
[ pi: ]
4.
D d
[di: ]
17.
Q q
[ kju: ]
5.
E e
[ i: ]
18.
R r
[ a:(r) ]
6.
F f
[ ef ]
19.
S s
[ es ]
7.
G g
[ d3i: ]
20.
T t
[ ti: ]
8.
H h
[ eit∫ ]
21.
U u
[ ju: ]
9.
I i
[ ai ]
22.
V v
[ vi: ]
10.
J j
[ d3ei ]
23.
W w
['dΛblju:]
11.
K k
[ kei ]
24.
X x
[ eks ]
12.
L l
[ el ]
25.
Y y
[ wai ]
13.
M m
[ em ]
26.
Z z
[ zed ]
Чтение гласных букв
Алфавитное название буквы
В конце слова
гласная
согласная
гласная + r
гласная +re (+ согласная)
I
II
III
IV
А а [ ei ]
[ ei ] take
[ æ ] cat
[ a: ] car
[ εə ] care
O o [ əu ]
[ əu ] rose
[ ɔ ] dog
[ ɔ: ] for
[ ɔ: ] more
U u [ ju: ]
[ ju: ] use
[ Λ ] cup
[ ɜː ] fur
[ uə ] sure
E e [ i: ]
[ i: ] Pete
[ e ] pet
[ ɜː ] her
[ iə ] here
I i / Y y [ ai / wai ]
[ ai ] Mike [ ai ] fly
[ i ] pig [ i ] system
[ aiə ] tyre
A
[ei]
[æ]
[a:]
[εə]
plane [plein]
bag [bæg]
car [ka:]
care [kεə]
O
[əu]
[ɔ]
[ɔ:]
[ɔ:]
nose [nəuz]
box [bɔks]
sort [sɔ:t]
store [stɔ:]
U
[ju:]
[ʌ]
[ɜ:]
[juə]
tube [tju:b]
bus [bʌs]
turn [tɜ:n]
pure [puə]
E
[i:]
[e]
[ɜ:]
[iə]
Pete [pi:t]
pet [pet]
her [hɜ:]
here [hiə]
I
[ai]
[i]
[ɜ:]
[aiə]
pine [pain]
big [big]
girl [gɜ:l]
fire [faiə]
Y
[ai]
[i]
[ɜ:]
[aiə]
bye [bai]
Syd [sid]
myrtle [mɜ:tl]
tyre [taiə]
Чтение гласных буквосочетаний
Oo
[ ʊ ]
look, book, cook, good, foot
[ lʊk ] [ bʊk ] [ kʊk ] [ ɡʊd ] [ fʊt ]
[ uː ]
pool, school, Zoo, too
[ puːl ] [ skuːl ] [ zuː ] [ tuː ]
Ee
[ iː ]
see, bee, tree, three, meet
[ ˈsiː ] [ biː ] [ triː ] [ θriː ] [ miːt ]
ea Исключения:
[ iː ]
tea, meat, eat, read, speak
[ tiː ] [ miːt ] [ iːt ] [ riːd ] [ spiːk ]
[ e ]
bread, head, breakfast, healthy
[ bred ] [ hed ] [ ˈbrekfəst ] [ ˈhelθi ]
Ay
[ eɪ ]
away, play, say, may
[ əˈweɪ ] [ pleɪ ] [ ˈseɪ ] [ meɪ ]
Ey
grey, they
[ ɡreɪ ] [ ˈðeɪ ]
Чтение согласных буквосочетаний
Ck
[ k ]
black, stick
[ blæk ] [ stɪk ]
Ng
[ ŋ ]
sing, bring, ring, reading
[ sɪŋ ] [ brɪŋ ] [ rɪŋ ] [ ˈriːdɪŋ ]
Sh
[ ʃ ]
she, shop, fish
[ ʃi ] [ ʃɒp ] [ fɪʃ ]
Ph
[ f ]
phone, photograph
[ fəʊn ] [ ˈfəʊtəɡrɑːf ]
[ v ]
nephew
[ ˈnevjuː ]
Th
[ ð ]
this, that, the
[ ðɪs ] [ ðæt ] [ ði: ]
[ θ ]
thank, thick
[ θæŋk ] [ θɪk ]
[ t ]
Thames
[ ˈtemz ]
wh Исключение:
[ w ]
when, white, why
[ wen ] [ waɪt ] [ waɪ ]
[ h ]
who
[ huː ]
Kn
[ n ]
know, knife
[ nəʊ ] [ naɪf ]
Wr
[ r ]
write, wrong
[ ˈraɪt ] [ rɒŋ ]
Gh
[ f ]
enough
[ ɪˈnʌf ]
[ - ]
high
[ haɪ ]
Gn
[ n ]
sign
[ saɪn ]
Ss
[ s ]
possible
[ ˈpɒsəbəl ]
[ ʃ ]
pressure
[ ˈpreʃə ]
sc
[ sk ]
screen
[ skriːn ]
[ s ]
scene
[ siːn ]
nk
[ ŋk ]
think
[ ˈθɪŋk ]
ch
[ tʃ ]
chess
[ tʃes ]
[ k ]
chemistry
[ ˈkemɪstri ]
[ ʃ ]
machine
[ məˈʃiːn ]
tch
[ tʃ ]
match
[ mætʃ ]
qu
[ kw ]
question
[ ˈkwestʃən ]
Тип вопроса
Пример
Общий
Are you a booklover? – Тылюбителькниг? Do you read a book? – Тычитаешькнигу?
Специальный
Why are you a booklover? – Почемутылюбителькниг? When do you read a book? – Когдатычитаешькнигу?
Альтернативный
Are you a booklover or a nonreader? – Тылюбителькнигилинет? Do you read a book or a magazine? – Тычитаешькнигуилижурнал?
Разделительный
You are a booklover, aren’t you? – Ты любитель книг, не так ли? You don’t read a book, do you? – Ты не читаешь книгу, не так ли?
Вопрос к подлежащему
Who is a booklover? – Ктолюбителькниг? Who reads a book? – Кточитаеткнигу?
Потеря взрыва (Loss of Plosion)
Взрывные согласные [p, b, t, d, k, g] теряют свой взрыв перед взрывными согласными. Вместо этого появляется небольшая остановка в артикуляции и воспроизводится один взрыв. Оба согласных подчёркиваются одной чертой. Потеря взрыва также имеет место перед звуками [tʃ] и [dʒ].
Этот феномен может быть:
внутри слова;
на стыке слов.
Пример: act ['ækt], what time ['wɒt 'taɪm]
Носовой взрыв (Nasal Plosion)
На стыке взрывных согласных [p, b, t, d, k, g] с носовыми сонантами [m, n] происходит носовой взрыв. Оба согласных подчёркиваются одной чертой.
Этот феномен может быть:
внутри слова;
на стыке слов.
Пример: pardon ['pɑːdn], bad news ['bæd 'nju: z]
Боковой взрыв (Lateral Plosion)
Когда после взрывных согласных [p, b, t, d, k, g] стоит латеральный сонант [l], происходит боковой (латеральный) взрыв. Оба согласных подчёркиваются одной чертой.
Этот феномен может быть:
внутри слова;
на стыке слов.
Пример: simple ['sɪmpl], bad light ['bæd 'laɪt]
[править]Слитность (Fluency)
В английском языке одно слово не отделяется от другого паузой. Конец одного слова плавно перетекает в начало другого. Этот феномен называется слитность. Слитность имеет место, когда после согласной на конце одного слова следует гласная в начале следующего или между двумя гласными. Два звука, следующих друг за другом, соединяются вместе и произносятся слитно, бегло. Два звука соединяются снизу дугой.
Пример: I am an actor [aɪ əm ən æktə]
Уподобление (Assimilation)
Ассимиляция — это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием соседнего согласного.
Существует три типа уподобления:
Понаправлению (affecting the direction):
Регрессивная ассимиляция (Regressive Assimilation) — последующий звук влияет на предшествующий. Обозначается снизу дугообразной стрелочкой справа налево.
Апикально-альвеолярные согласные [t, d, n, l] становятся межзубными перед [θ, ð].
Пример: in the [ɪn ðə]
Артикуляция [t, d] перед [r] становится пост-альвеолярной.
Пример: try ['traɪ]
Прогрессивная ассимиляция (Progressive Assimilation) — предшествующий звук влияет на последующий. Обозначается снизу дугообразной стрелочкой слева направо.
[t] теряет свою аспирацию после [s].
Пример: stay [steɪː]
Двойная ассимиляция (Double Assimilation) — два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием. Обозначается снизу дугообразной двойной стрелочкой.
Согласный, идущий перед сонантом [w] произносятся с округлёнными и выдвинутыми вперёд губам, [w] тоже изменяет свои характеристики, например, оглушается под воздействием глухого [t].
Пример: twin [twɪn]
По месту образования преграды (affecting the place of obstruction):
Согласные [t, d, n, l] перед [θ, ð] становятся межзубными (регрессивная ассимиляция).
Пример: all these [ɔːl ðiːz]
Поработегуб (affecting the position of the lips):
Согласные [t, d, k, g, s] перед [w] становятся лабиолизованными (огубленными) (регрессивная или двойная ассимиляция).
Пример: quite [kwaɪt]
Ложная ассимиляция (Wrong Assimilation)
Этот фонетический феномен обычно присутствует на стыке глухого и звонкого согласного. Обозначается подчёркиванием двух согласных (по отдельности) двойными чертами. В русском языке мы привыкли оглушать звонкие согласные и озвончать глухие. С английскими звуками такое не происходит в следующих случаях:
[s, z] не изменяются перед [θ, ð]. Пример: is this [ɪzðɪs]
Сочетание звуков [f, v] и [w, θ, ð] не изменяет их характеристики. Пример: fifth [fɪfθ]
Звонкие согласные не оглушаются перед глухими. Пример: his cake [hɪzkeik]
Глухие согласные не озвончаются перед звонкими. Пример: aunt’s dress [ɑːntsdres]
Этот феномен может быть:
внутри слова;
на стыке слов.
Аспирация (Aspiration)
В ударной позиции согласные [p, t, k] произносятся с аспирацией (придыханием).
Пример: pie ['phaɪ]
Потеря аспирации (Loss of Aspiration)
В ударной позиции согласные [p, t, k] в комбинациях [s + p, s + t, s + k] произносятся без аспирации (придыхания).
Пример: start ['sthart]
Связующая «r» (Linking «r»)
Если слово заканчивается на букву «r», а следующее слово начинается с гласной, то связующее «r» произносится, чтобы связать слова.
Пример: for an hour [fɔː(r) ən aʊːə]
Редукция (Reduction)
Редукция — это исторический процесс ослабления и исчезновения гласных звуков. В неударных слогах гласные редуцируются, то есть длинные гласные звуки укорачиваются, а короткие могут быть заменены на звук [ə].
Кроме неударных слогов этот фонетический феномен обычно используется во вспомогательных словах, таких как местоимения, вспомогательные глаголы, модальные глаголы и т. д. в неударных позициях.
Пример: beautiful ['bjuːtəf(ə)l], we must do it at once ['wiː məst 'du: ɪt ət 'wʌns]
Если согласные [p, b, t, d, k, g] предшествуют сонантам [m, n, l], то образуется слог. Обозначается точкой внизу между двумя буквами.
Пример: darken ['dɑːk.n]
Ударение (Word Stress)
В английском языке ударение не фиксированное. Существует множество односложных слов с фиксированным ударением, также как и дву-, и многосложных слов. В двусложных словах, если они не являются производными, ударение обычно падает на первый слог.
Пример: table ['teɪbl]
В многосложных словах ударение может падать на разные слоги. Если вы не уверены насчёт правильности ударения, проконсультируйтесь со словарём.