Просмотр содержимого документа
«Обучение аудированию»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшнее свое выступление хочу посвятить проблеме обучения аудированию на начальном этапе, так как четкой методики по развитию данного умения практически нет. Связи с новой поставленной задачей перед учителями иностранного языка: подготовки к ГИЯ и ЕГЭ именно данный вид речевой деятельности, как замечено экспертами вызывает наибольшую сложность данных экзаменов для учащихся. Следует отметить и тот факт, что такие виды речевой деятельности как чтение, письмо и говорение в курсе начальной формируются, а аудирование нет, в том числе и на родном языке.
Проблема заключается, в том, что в начальной школе в ходе использование аудиокурса к УМК больше направлено на формирование фонетического навыка: учащиеся повторяют иностранные слова за диктором. А уже в пятом классе мы сталкиваемся с прослушиванием монологов, диалогов и даже полилогов и далее предлагается задание. Соответственно и начинают возникать проблемы. Мною было отмечено, что учащиеся, которые более или менее справились с таким заданием являются аудиалами, а что же делать с визуалами и кинестетиками? Не стоит забывать, что аудиозапись прослушивается лишь дважды, к тому же это иностранная речь! Учащиеся выхватывают из контекста знакомое слово, видят его в предложенных вариантах задания и делают ошибку, так чаще всего эти ключевые слова заменяются синонимами.
Традиционно учитель дает возможность прослушать аудиозапись дважды, выполнить задание, а затем работает со скриптом (текстом прослушанной записи- работа над ошибками), однако данную процедуру, по моему мнению, не эффективно проводить на начальном этапе.
К данной процедуре я готовлюсь тщательно, из скрипта выписываю ключевые слова со всеми вариантами его перевода и предлагаю развить языковую догадку ( предположить какое из предложенных вариантов перевода данного слова будет использоваться в контексте, а затем совместно проверяем). Затем выстраиваю синонимичный ряд, таким образом, формирую и лексический навык, как известно лексическая составляющая данных экзаменов доминирует. Более того вижу целесообразным предлагать учащимся и антонимичный ряд, так как в случае использования антонима а отрицательной конструкции, он становится синонимом ключевому слову. В связи с тем, что запись воспринимается на слух можно предложить и соответствующие омофоны к ключевому слову.
На начальном этапе предлагаю учащимся прослушанную запись фиксировать на листе в виде рисунка ( нарисовать ситуацию, либо предлагаю набор конструктор ( перед этим предлагаю по картинкам догадаться, о чем может пойти речь, данный навык достаточно хорошо бывает сформирован у выпускников нач.школы, так как они достаточно часто выполняют типичные задания- очень эффективен для визуалов и кинестетиков), потом показываю сою версию и рассказываю. Если отмечаю, что большая часть учащихся группы визуалы, то ставлю видеокурс, без звука предлагаю просмотреть и догаться о чем может идти речь, а потом включаю звук, и также даю возможность прослушать дважды. Данный прием можно использовать в рамках учебных занятий в рамках ФГОС, ученики сами добывают знания, а потом только работают со скриптом. В ходе работы со скриптом, считают целесообразным использовать синквейн (очень активно используется в нач. школе), предложить подобрать к ключевым словам несколько прилагательных, глаголов, составить предложение и совместно прийти к пословице или к поговорке, что очень полезно для написания эссе на экзамене. Таким образом, расширяю вокобуляр учащихся.
Недостатком данного приема, считаю, большую затратность по времени, однако эффективность его неоспорима, более того, вместо использования одного вида речевой деятельности, есть возможность представить все 4, как и должно быть на уроке иностранного языка.