kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение аудированию на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные приёмы и методы обучения аудированию на уроках английского языка

В программе по иностранным языкам аудирование определяется как умение воспринимать на слух иноязычный текст, понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие умений:

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
  • выбирать главные факты;
  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
  • игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;
  • определять своё отношение к фактам, извлекать из аудиотекста необходимую информацию;

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов до 2 минут.

В реальном общении  приходится много слушать. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся понимать звучащую речь.

Мы сталкиваемся с аудированием в различных ситуациях общения:

  • различные объявления;
  • новости радио и телевидения;
  • различные инструкции и поручения;
  • лекции;
  • рассказы собеседников;
  • выступления актёров;
  • собеседника по телефону

Цели обучения аудированию следующие:

  • понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том числе незнакомых языковых средств;
  • понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание;
  • сформировать определённые навыки;
  • развивать определённые учебные умения;
  • научить понимать смысл однократного высказывания;
  • развивать слуховую память;
  • научить выделять главное в потоке информации;
  • запоминать речевой материал

Как отечественные, так и зарубежные методисты предлагают разбить работу над текстом на три этапа :

  • до прослушивания,
  • во время прослушивания,
  • после прослушивания.

Первый этап до прослушивания включает обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания. Правильность ответа можно определить только после прослушивания, но можно используя догадку предположить, о чём будет текст. Упражнения и вопросы не только запрашивают информацию сколько несут её. Знакомясь с ними и обсуждая ответы учащиеся слышат те слова, которые будут затем использованы в тексте.

На этом этапе используются следующие виды работы:

  1. Введение новых слов, их объяснение.
  2. Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.
  3. Отработка техники чтения на материале наиболее трудных в звуковом предъявлении предложений из аудиотекста.
  4. Работа с наиболее сложными грамматическими структурами в предложениях из текста, их узнавание, диффереренцировка, установление взаимодействия исходной формы с актуальной в конкретном предложении.
  5. Тематическая группировка слов из аудиотекста.
  6. Структурная группировка слов (корневые, производные, сложные, фразеологизмы).
  7. Постановка всевозможных вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) к наиболее сложным в языковом отношении предложениям аудиотекста.
  8. Поиск ответов на предтекстовые вопросы.
  9. Формулирование основной мысли (идеи).
  10. Подбор заглавия к тексту.
  11. Определение правильности (неправильности) утверждений.
  12. Выбор правильного ответа на вопрос из ряда данных.

Второй этап – догадка по заголовку/новым словам /возможным иллюстрациям.

Третий этап – это краткое изложение темы, введение в проблематику текста.

Следующий этап – это этап слушания текста (while listening). Задания могут быть такого плана:

1. Прослушать текст и вставить пропущенные слова.

2. Закончить предложения.

3. Прослушать текст и сказать что в нем говорилось.

4. Найти определения к  следующим словам.

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. Можно также предложить следующие виды работы:

  • Подбор к абзацу заглавия.
  • Воспроизведение контекста ключевого слова.
  • Перефразирование.
  • Ответы на вопросы.
  • Нахождение с опорой на русский эквивалент иноязычных фрагментов текста.
  • Повторное прослушивание текста или его фрагментов.
  • Анализ употреблённых языковых средств.
  • Вычленение отдельных фраз по определённому признаку.

Аудирование включено в ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.

Рассмотрим задания из раздела аудирование  для ЕГЭ. Раздел содержит 9 заданий, из которых первое и второе на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из 3 предложенных. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела - 20 баллов. Рекомендуемое время выполнения заданий этого раздела – 30 минут.

Рекомендации для выполнения заданий по аудированию:

  1. Используйте паузу для просмотра вопросов к заданию.
  2. Игнорируйте трудные слова и незнакомые вам выражения.
  3. Вопросы обычно перефразируют текст, так что, отвечая на них, ищите в тексте не точное повторение слов и фраз из вопросов, а их синонимы.
  4. Если во время первого прослушивания не можете выбрать ответ на какой-либо вопрос, не застревайте на нём слушайте текст дальше, и отвечайте на другие вопросы.
  5. Во время второго прослушивания сконцентрируйте внимание на той информации, которая была вами пропущена при первом прослушивании. Ваша задача – проверить правильность первоначальных ответов и дать ответы.
  6. Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если вы не уверены в его правильности.

В книге «ЕГЭ. Письменная часть» авторы Соловова Е.Н., Конобеев А.В. рассматривается алгоритм выполнения заданий по аудированию.

До прослушивания аудиозаписи.

  • Просмотрите утверждения в задании. Постарайтесь определить, какой темой/ситуацией/проблемой будут определены все высказывания. Выполните тренировочное упражнение 1.
  • Определите  основной смысл каждого утверждения. Работайте с каждым утверждением. Для этого:
  •  выделите ключевые слова в утверждении;
  • Коротко передайте основную мысль утверждения на русском или английском языке так, как вы её понимаете, используя другие слова/ассоциативные связи.
  • Посмотрите на утверждения. Попробуйте предугадать, о чем могут быть тексты, основное содержание которых выражено таким способом.
  • Во время прослушивания аудиозаписи.
  • Во время прослушивания текста запишите ключевые слова каждого высказывания.

Записи можно делать на любом языке. Во время тренировки, даже если вы не поняли текст, лучше не слушайте его второй раз. Приучайте себя к необходимости понимать задание с первого прослушивания и по памяти обосновывать свой выбор. Для самопроверки лучше обратиться к печатным текстам аудиозаписей. После этого можно послушать высказывание следя за текстами.

После прослушивания аудиозаписи.

  • Заполните бланк ответов. Проверьте себя: докажите обоснованность принятого решения, цитируя текст. На этапе тренировки в случае затруднения лучше обращаться к тексту аудиозаписи, чем слушать запись повторно. На экзамене запись прозвучит 2 раза.

Обобщая всё вышесказанное, обучению аудирования на уроках английского языка с учётом требований ФГОС необходимо уделять особое внимание. Аудирование составляет основу общения. Оно помогает человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, изложить свой ответ собеседнику, что и является основой устной речи.

Аудирование можно отнести к развивающему обучению. Процесс восприятия речи  на слух предусматривает запоминание различных видов текстов, что улучшает память и расширяет кругозор, развивает умение слушать  и понимать услышанное, воспитывает внимательность к собеседнику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение аудированию на уроках английского языка»

Современные приёмы и методы обучения аудированию на уроках английского языка

В программе по иностранным языкам аудирование определяется как умение воспринимать на слух иноязычный текст, понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста . При этом предусматривается развитие умений:

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

  • выбирать главные факты;

  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;

  • игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;

  • определять своё отношение к фактам, извлекать из аудиотекста необходимую информацию;

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов до 2 минут.

В реальном общении  приходится много слушать. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся понимать звучащую речь.

Мы сталкиваемся с аудированием в различных ситуациях общения:

  • различные объявления;

  • новости радио и телевидения;

  • различные инструкции и поручения;

  • лекции;

  • рассказы собеседников;

  • выступления актёров;

  • собеседника по телефону

Цели обучения аудированию следующие:

  • понимание высказывания собеседника в различных ситуациях общения, в том числе незнакомых языковых средств;

  • понимание учебных и аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание;

  • сформировать определённые навыки;

  • развивать определённые учебные умения;

  • научить понимать смысл однократного высказывания;

  • развивать слуховую память;

  • научить выделять главное в потоке информации;

  • запоминать речевой материал

Как отечественные, так и зарубежные методисты предлагают разбить работу над текстом на три этапа :

  • до прослушивания,

  • во время прослушивания,

  • после прослушивания.

Первый этап до прослушивания включает обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания. Правильность ответа можно определить только после прослушивания, но можно используя догадку предположить, о чём будет текст. Упражнения и вопросы не только запрашивают информацию сколько несут её. Знакомясь с ними и обсуждая ответы учащиеся слышат те слова, которые будут затем использованы в тексте.

На этом этапе используются следующие виды работы:

  1. Введение новых слов, их объяснение.

  2. Контроль понимания новых слов в предложениях из аудиотекста с использованием визуальной наглядности.

  3. Отработка техники чтения на материале наиболее трудных в звуковом предъявлении предложений из аудиотекста.

  4. Работа с наиболее сложными грамматическими структурами в предложениях из текста, их узнавание, диффереренцировка, установление взаимодействия исходной формы с актуальной в конкретном предложении.

  5. Тематическая группировка слов из аудиотекста.

  6. Структурная группировка слов (корневые, производные, сложные, фразеологизмы).

  7. Постановка всевозможных вопросов (общих, специальных, альтернативных и разделительных) к наиболее сложным в языковом отношении предложениям аудиотекста.

  8. Поиск ответов на предтекстовые вопросы.

  9. Формулирование основной мысли (идеи).

  10. Подбор заглавия к тексту.

  11. Определение правильности (неправильности) утверждений.

  12. Выбор правильного ответа на вопрос из ряда данных.

Второй этап – догадка по заголовку/новым словам /возможным иллюстрациям.

Третий этап – это краткое изложение темы, введение в проблематику текста.

Следующий этап – это этап слушания текста (while listening). Задания могут быть такого плана:

1. Прослушать текст и вставить пропущенные слова.

2. Закончить предложения.

3. Прослушать текст и сказать что в нем говорилось.

4. Найти определения к  следующим словам.

Текстовый этап включает прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. Можно также предложить следующие виды работы:

  • Подбор к абзацу заглавия.

  • Воспроизведение контекста ключевого слова.

  • Перефразирование.

  • Ответы на вопросы.

  • Нахождение с опорой на русский эквивалент иноязычных фрагментов текста.

  • Повторное прослушивание текста или его фрагментов.

  • Анализ употреблённых языковых средств.

  • Вычленение отдельных фраз по определённому признаку.

Аудирование включено в ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.

Рассмотрим задания из раздела аудирование  для ЕГЭ. Раздел содержит 9 заданий, из которых первое и второе на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из 3 предложенных. Максимум за успешное выполнение всех заданий раздела - 20 баллов. Рекомендуемое время выполнения заданий этого раздела – 30 минут.

Рекомендации для выполнения заданий по аудированию:

  1. Используйте паузу для просмотра вопросов к заданию.

  2. Игнорируйте трудные слова и незнакомые вам выражения.

  3. Вопросы обычно перефразируют текст, так что, отвечая на них, ищите в тексте не точное повторение слов и фраз из вопросов, а их синонимы.

  4. Если во время первого прослушивания не можете выбрать ответ на какой-либо вопрос, не застревайте на нём слушайте текст дальше, и отвечайте на другие вопросы.

  5. Во время второго прослушивания сконцентрируйте внимание на той информации, которая была вами пропущена при первом прослушивании. Ваша задача – проверить правильность первоначальных ответов и дать ответы.

  6. Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если вы не уверены в его правильности.

В книге «ЕГЭ. Письменная часть» авторы Соловова Е.Н., Конобеев А.В. рассматривается алгоритм выполнения заданий по аудированию .

До прослушивания аудиозаписи.

  • Просмотрите утверждения в задании. Постарайтесь определить, какой темой/ситуацией/проблемой будут определены все высказывания. Выполните тренировочное упражнение 1.

  • Определите  основной смысл каждого утверждения. Работайте с каждым утверждением. Для этого:

  •  выделите ключевые слова в утверждении;

  • Коротко передайте основную мысль утверждения на русском или английском языке так, как вы её понимаете, используя другие слова/ассоциативные связи.

  • Посмотрите на утверждения. Попробуйте предугадать, о чем могут быть тексты, основное содержание которых выражено таким способом.

  • Во время прослушивания аудиозаписи.

  • Во время прослушивания текста запишите ключевые слова каждого высказывания.

Записи можно делать на любом языке. Во время тренировки, даже если вы не поняли текст, лучше не слушайте его второй раз. Приучайте себя к необходимости понимать задание с первого прослушивания и по памяти обосновывать свой выбор. Для самопроверки лучше обратиться к печатным текстам аудиозаписей. После этого можно послушать высказывание следя за текстами.

После прослушивания аудиозаписи.

  • Заполните бланк ответов. Проверьте себя: докажите обоснованность принятого решения, цитируя текст. На этапе тренировки в случае затруднения лучше обращаться к тексту аудиозаписи, чем слушать запись повторно. На экзамене запись прозвучит 2 раза.

Обобщая всё вышесказанное, обучению аудирования на уроках английского языка с учётом требований ФГОС необходимо уделять особое внимание. Аудирование составляет основу общения. Оно помогает человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, изложить свой ответ собеседнику, что и является основой устной речи.

Аудирование можно отнести к развивающему обучению. Процесс восприятия речи  на слух предусматривает запоминание различных видов текстов, что улучшает память и расширяет кругозор, развивает умение слушать  и понимать услышанное, воспитывает внимательность к собеседнику.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение аудированию на уроках английского языка

Автор: Понетайкина Галина Васильевна

Дата: 20.09.2023

Номер свидетельства: 636931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Активные формы и методы обучения на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(64) "aktivnye_formy_i_metody_obucheniia_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "615122"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665937992"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока английского языка по теме "Экология. Загрязнение воздуха" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-ekologhiia-zaghriaznieniie-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "135732"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416967050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Анализ урока  английского языка в 11 классе по теме: «Magic world of cinema» ( УМК В.П.Кузовлева и др). "
    ["seo_title"] => string(102) "analiz-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-11-klassie-po-tiemie-magic-world-of-cinema-umk-v-p-kuzovlieva-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "110328"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405923439"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Игры ролевые  на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(47) "ighry-rolievyie-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150750"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420553247"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Роль игры на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(40) "rol-ighry-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150753"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420553503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства