применять теоретические знания на практике; формировать умение
ставить перед собой учебную задачу;
воспитательный аспект - формировать у учащихся серьезное отношение к предстоящим
экзаменам в форме ЕГЭ, нацеливать их на систематическую
подготовку к тестированию;
учебный аспект - развивать грамматические навыки чтения и говорения, практиковать
уч-ся в выполнении заданий раздела ЕГЭ по иностранному языку
«Лексика и грамматика» (повторить способы словообразования,
ознакомить с алгоритмом выполнения одного из заданий этого раздела –
восстановление пропущенного слова в связном тексте, практиковать уч-
ся в выполнении лексических упражнений по словообразованию).
ТИП УРОКА: урок-тренинг
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ: карточки с заданием по словообразованию, раздаточный
материал с текстами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Hello, I am glad to see you, boys and girls.
Who is absent?
1. Коммуникативно-мотивационное задание
Today we are going to prepare for the national exam. What must you do to pass it successfully? (We must learn, review, practice and use our knowledge). One of parts of the national exam is “English in Use”, that means our ability to form new words. Can you give an example of word-formation? A simple model: a teacher teaches. Can you continue? (an accountant accounts, a worker works, a businessman does his business, a swimmer swims, a pianist plays the piano).
2. Представлениеурока
And now we are going to review the ways of word-formation, practice a little and try to use our knowledge. All of you have files with tasks. If you follow the given directions the lesson will be a great success.
II. 1. Повторение различных способов словообразования
Name the ways of word-formation which you know. Суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный, изменение слова, конверсия, словосложение.
Define the ways of word-formation of the given words: presentation, impossible, unfair, unbearable, widen, incredibly, historical, security, sailor, strength, reread, pianist, helpfully, weekend, superstitious.
Fill in the table:
NOUN
ADJECTIVE
VERB
behavior
behaving
behave
information
informative
inform
height
high
-
strength
strong
strengthen
solution
solving
solve
addition
additional
add
specialty
special
specialize
help
helpful
help
suggestion
suggestive
suggest
invention
inventive
invent
Exchange your sheets of paper, correct the mistakes if it is necessary and give them to me.
(уч-ся проверяют работу соседа по парте и сдают листы учителю)
I think after these activities we can practice a little. If you have any questions you may ask now. No questions? Well.
2. Преобразование слов в тексте. Работа с классом фронтально.
Our next step is reading the directions how to do the following task. Read the task and
directions attentively.
a) Ознакомление с алгоритмом работы преобразования слов:
При выполнении задания следуйте логике, приведенной ниже:
Быстро прочитайте текст, чтобы понять, о чем он.
Для того, чтобы понять, к какой части речи относится пропущенное слово, следует обратить внимание на смысл остальных слов предложения.
Подумайте, как изменить слово, используя правила словообразования.
Сначала заполните пропуски словами, в которых вы уверены.
Подумайте о типичных суффиксах и префиксах, относящихся к той или иной части речи.
Помните, что некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу.
Прочитайте текст снова, чтобы убедиться, что вставленные слова делают текст осмысленным.
b) Комментарий выполнения задания: учащиеся при совместном выполнении задания отвечают на вопросы учителя
Follow the directions and then answer my questions
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенными номерами В11 – В16, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы В11 – В16.
B11
I think that spending hours on ______________________
WATCH
B12
TV is quite ________________________________ .
DEPRESS
B13
It can’t be good for children’s ______________________ .
IMAGINE
B14
When I was a small boy my mother read me ________________
UNFORGETTABLE
B15
stories. But my children can’t stand __________________
READ
B16
books. They’d rather play some _____________________ computer games instead. I wish I had had more time to tell my children stories when they were growing up.
IDIOT
B11 – какая часть речи может показывать действие как развивающийся процесс и сочетать
в себе грамматические особенности как глагола, так и существительного?
(герундий – WATCHING)
B12 – какая часть речи может быть частью составного именного сказуемого и следовать за
наречием? (прилагательное DEPRESSIVE)
B13 – какая часть речи может выступать в качестве предложного дополнения и
определяться притяжательным падежом имени существительного?
(существительное IMAGINATION)
B14 – какая часть речи, помимо существительного, притяжательного местоимения,
числительного, может выступать в качестве определения перед существительным?
(прилагательное UNFORGETTABLE).
B15 – какая часть речи используется после выражения can’tstand=не могу выносить?
(герундий READING)
B16 – какая часть речи определяет существительное и с которым согласуется
3. Преобразование слов в текстах №1-3. Работа в группах.
Организация работы. Работа с памяткой Примечания.
Контроль выполнения: группа уч-ся разделена на три подгруппы, у каждой из них свой собственный текст с таким же заданием к тексту, какое разбирали до этого. После работы в группах уч-ся представляют сделанную работу следующим образом: они задают наводящие вопросы другим группам, не знакомым с их текстом. Две остальные группы выполняют задание, а ответственная группа, подготовившая этот текст, следит за правильностью выполнения задания. Таким образом, над каждым из трех текстов будут работать все группы.
You will work in groups. Each group has its own text. The task is following: you do the exercise and prepare the questions for your friends to help them to cope with your task. You must check their work up. Be ready to answer their questions too. You will do it in turns. The chief of the group is responsible for your activity and gives the marks for the lesson.
ТЕКСТ 1
В11
Athens is being more and more _______________________
to tourists.
ATTRACT
B12
Although, the city is big and ___________________________,
can still find a lot of quiet places with a ___________________
ROMANCE
B15
atmosphere to enjoy a ___________________________
TASTE
B16
Greek meal and listen to _______________________________
music.
TRADITION
ТЕКСТ 2
B11
The first _________________________
IMPRESS
B12
I got on arriving at my native village was the heat, that was ________________________.
BEAR
B13
The people who were waiting to meet me at the railway station were all ______________________
CREDIBLE
B14
____________________ .
FRIEND
B15
My grandfather looked like my father whose hair had ________________________ started to grey.
RECENT
B16
The village itself which was a three hour journey from the railway station was ________________ stunning
SIMPLE
ТЕКСТ 3
B11
Many people are _____________________________
SUPERSTITION
B12
about ____________________________ things.
DIFFER
B13
One particular superstition is that number 13 is an _______________ number.
LUCK
B14
This is why some _____________________ do not have a 13th floor.
BUILD
B15
Another common superstition is to touch something ________________when they want to prevent anything bad from happening to them.
WOOD
B16
In the past people used to ask certain gods inside trees for their help and ____________________
PROTECT
4. Выполнение теста (индивидуальная работа)
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенными номерами В11 – В16, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы В11 – В16.
B11
B12
B13
B14
B15
B16
I always wanted to be a great _________________ .
I had the dreams of discovering a new drug that would save the lives of hundreds of people.
Unfortunately I was never very good at ______________ at school and the teacher used to be very cross with me.
After a while I decided I would become an inventor and design an amazing new ______________ which would become a household name.
My parents were encouraging but told me not to be so ____________ . A few weeks later I had a brilliant idea for a pen that would write upside down.
To my __________ a friend of mine pointed out that it was not a new ____________ .
SCIENCE
CHEMIST
PRODUCE
AMBITION
DISAPPOINT
DISCOVER
III. Заключение
1. Подведение итогов, рефлексия: оценивание учащимися своих знаний и умений.
I have two questions. The first: Do you have any problems now after activities we have done?
The second: What to do to cope with your problems? All together! (to learn, to review, to practice, to use).