kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование социокультурных материалов как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает значимость социокультурной компетенции при изучении иностранного языка на старшей ступени обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование социокультурных материалов как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции.»

Использование социокультурных материалов как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

В современной методике при разработке вопросов определения целей обучения, а также адекватного им содержания наиболее эффективными являются идеи обучения не просто иностранному языку, но и соответствующей культуре, частью которой является язык. В настоящее время разрабатываются подходы, предполагающие расширение границ коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам за счёт введения социокультурного компонента его содержания.

Изменения в определении роли и места культуры в учебном процессе, уточнение целей обучения иностранным языкам, делают необходимым более подробное рассмотрение вопроса отбора соответствующего содержания обучения. В качестве основных компонентов содержания обучения иностранному языку мы рассматриваем: систему знаний, систему познавательных и речемыслительных действий студентов на иностранном языке; систему отношений личности, совокупность личностных качеств учащегося.

На основе этих компонентов мы проводим отбор конкретного иноязычного учебного материала то есть :

- отбор тематики, лексики, соотносимой с данной тематикой и предназначенной для использования в речи;

- отбор сведений по грамматике, фонетике, орфографии, соотносимых с выделенным иноязычным материалом;

- отбор текстов для чтения и аудирования, отвечающих данной тематике и содержащих языковые явления, выделенные для активного усвоения.

В выборе тематического материала мы руководствуемся следующими критериями: образовательная и познавательная ценность; культурологическая и межкультурная значимость; адекватность возрасту и интересам учащихся; соответствие уровню обученности учащихся; аутентичность; разнообразие; презентативность.

Методически оправданным для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшей ступени обучения является использование аутентичных текстов, которые являются реальным продуктом носителей языка. Аутентичные тексты характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью языковых средств, то есть они иллюстрируют функционирование языка в форме, принятой в естественном социальном контексте. Аутентичные тексты отражают национальные особенности и традиции построения и функционирования текстов. Они насыщены безэквивалентной, коннотативной и фоновой лексикой, поэтому позволяют иллюстрировать использование данной лексики в естественной речи, отражают типичные ситуации её употребления и синтагматические связи. И, наконец, именно эти тексты представляют интерес с точки зрения заложенной в них национально – культурной и социально-психологической информации, которая может служить содержательной основой для развития умений выявлять, сопоставлять, интерпретировать сходства и различия родной и изучаемой культур.

В соответствии с требованием разнообразия учебные материалы должны представлять широкий выбор примеров различных типов речи, функциональных стилей и жанров, представляя разные сферы и ситуации коммуникации. В соответствии с требованием репрезентативности, учебные материалы должны ярко и чётко демонстрировать типичные свойства определённого типа, стиля и жанра.

На старшей ступени обучения иностранному языку представляется целесообразным использовать в качестве учебных материалов художественные и публицистические тексты, тексты рекламы и песен.

Художественный текст обладает многочисленными характеристиками, которые делают его использование в обучении иностранным языкам целесообразным. Наиболее важными и интересными мы считаем, опираясь на точку зрения И.Р.Гальперина, следующие: цельность, связность, информативность, ситуативность, диалогичность, наглядность, эмоциональность, эстетическая и воспитательная ценность. Работа с иноязычным текстом предполагает также глубокое понимание реалий, национальных традиций и обычаев, культурных ценностей народа.

Рекламные тексты относятся к наиболее широко представленным типам учебных материалов на всех ступенях обучения иностранному языку, отражая общую тенденцию к расширению использования в процессе обучения текстов, относящихся к сфере повседневной жизни, рассматриваемых как образцы речи повседневного общения.

Песни, рассматриваемые в качестве учебного материала, позволяют произвольно или целенаправленно знакомить учащихся с элементами общей и социальной культуры Великобритании, с социокультурными и лингвострановедческими особенностями страны. Использование песен стимулирует рост уровня мотивации студентов, что способствует успешному овладению культуроведческими, лингвострановедческими и социокультурными знаниями.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что включение социокультурного материала в содержание обучения иностранному языку, позволяет обеспечить успешное формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

Литература:

  1. Баграмова, Н.В. О принципах отбора и организации лингвострановедческого материала при обучении второму иностранному языку//Владимир: ВГПИ, 1988

  2. Верещагин, Е.М.,Костомаров, В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980

  3. Яковлева, Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку//Иностранные языки в школе.-2001-№6.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Денисенко Марина Александровна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по английскому языку УМК Spotlight 2 - 4 классы "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-umk-spotlight-2-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "102444"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402506261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 2 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-2-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248436"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446726141"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248713"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446755704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства