Просмотр содержимого документа
«Дидактическая структура урока»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА
-организованный момент;
-проверка домашнего задания;
-проверка умений и знаний учащихся для подготовки к новой теме;
-постановка цели занятия перед учащимися;
-организация восприятия и осмысления новой информации;
-первичная проверка понимания учебного материала;
-организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и тренировка в ее применении по образцу;
-творческое применение , освоение способов деятельности путем решения проблемных задач;
-обобщение изучаемого материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений;
-контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний;
-домашнее задание, подведение итогов урока
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
ЭТАП 1:
Объявление темы урока
Деятельность учащихся на уроке:
Формируют тему урока сами учащиеся, учитель подводит учащихся к определению темы.
Формируемые УУД : Познавательные, коммуникативные
ЭТАП 2 :
Определение целей и задач
Деятельность учащихся:
Определяют границы знания и незнания и формируют сами учащиеся, учитель создает проблемную ситуацию
Формируемые УУД:
Регулятивные (целеполагание), коммуникативные
ЭТАП 3:
Проектирование результатов урока
Деятельность учащихся:
Проектирование учащимися способов достижения намеченных целей, учитель помогает и советует
Формируемые УУД:
Регулятивные (проектирование)
ЭТАП 4:
Отбор содержания учебного материала
Деятельность учащихся:
Использование различных источников информации, представленных учителем, в том числе и субъектного опыта учеников
Формируемые УУД :
Познавательные, личностные
ЭТАП 5:
Практическая деятельность учащихся
Деятельность учащихся:
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются коллективные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности)
Формируемые УУД
Коммуникативные, познавательные, регулятивные (алгоритм работы в парах, группах)
ЭТАП 6:
Осуществление контроля
Деятельность учащихся:
Учащиеся осуществляют контроль (примеряются формы самоконтроля,
взаимоконтроля)
Формируемые УУД
Регулятивные ( контроль и самоконтроль), коммуникативные
ЭТАП 7:
Коррекция
Деятельность учащихся:
Учащиеся формулируют затруднения, проблемы и осуществляют коррекцию самостоятельно. Учитель помогает, консультирует, советует
Формируемые УУД:
Коммуникативные, регулятивные ( коррекция)
ЭТАП 8:
Оценочная деятельность
Деятельность учащихся:
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам ( самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) по определенным ранее нормам и критериям
Учащиеся могут выбирать задание из предположенных учителем с учетом индивидуальных возможностей
Формируемые УУД:
Познавательные, регулятивные
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД И ЕГО АНАЛИЗ
---Цель образовательной деятельности в свете ФГОС;
---характеристика урока в условиях модернизации образования;
---признаки образовательной технологии;
---педагогические технологии;
---понятие УУД;
---дидактическая структура урока;
---аспектный анализ урока с позиции формирования УУД.
ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
Заключается в том, что целью образовательной деятельности становится не предметный , а личностный результат
ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Изменения, происходящие с личностью ребенка в процессе обучения, а не сумма знаний накопленная им за время обучения в школе
ОСНОВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА—УРОК
---Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени
УРОК – КАК ОСНОВА ШКОЛЬНОЙ КЛАССНО – ПОУРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ?
В современных условиях процесс подготовки урока и подходы к его планированию должны базироваться на концепции государственных образовательных стандартов нового поколения.
Принципиальное отличие новой концепции от имеющейся ранее предметно ориентированной состоит в попытке реализации средствами стандарта личностной ориентации образования.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология , где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы) , процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА СООТВЕТСТВУЕТ ПРИЗНАКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1)Диагностичность описания цели – цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям;
2)Воспроизводимость педагогического процесса- предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности учащихся;
3)Воспроизводимость педагогических результатов
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПОСТРОЕН КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
--развивающее обучение;
--коллективная система обучения (КСО);
--технология решения исследовательских задач(ТРИЗ);
--исследовательские и проектные методы;
--технология –Дебаты,
--технология развития критического мышления;
--технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
--обучение в сотрудничестве;
--система инновационной оценки-«Портфолио»;
Инновационно - коммуникативные технологии;
--технологии интерактивного и дистанционного обучения;
--проблемное обучение;
--зачетная система обучения;
--эвристическое обучение (непрерывное открытие нового, основанное на поиске ответа путем анализа проблемных ситуаций);
--кейс-технология (имитационное моделирование с использованием практических ситуаций-кейсов);
--веб-квест ( интерактивная учебная деятельность, тип поиского-исследовательского задания с ориентацией на развитие познавательной деятельности учащихся. В которой основная часть информации добывается через ресурсы Интернет);
--коучинг (консультирование наставником ученика, связанное с решением определенных проблем
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗЛИЧАЮТСЯ
ПО ДЕКЛАРИРУЕМЫМ ЗАДАЧАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭТИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ФОРМИРОВАНИЕ УУД
ЦЕЛИ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Используемых технологий можно описать как формирование метапредметных результатов.
ЦЕЛЬ—достижение метапредметных результатов заявлена во ФГОС
ХАРАКТЕРИСТИКА этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ УУД В ГЛОССАРИИ ФГОС
УУД- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность ,социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД –умение обучающего решать задачи не только школьные (универсальные межпредметные), но и обычные жизненные задачи (планировать свою деятельность, представлять результат этой деятельности, вести диалог, правильно построить монологическую речь)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
--осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
--давать определение понятиям;
--устанавливать причинно-следственные связи;
--осуществить логические операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
--обобщать понятия
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД ( В РАМКАХ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА)
-историко-географический образ страны, включая представление о территории и границах, географических особенностях; знания основных исторических событий развития государственности и общества;
-знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
--ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
--основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
--способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
--совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность;
--способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
--формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
--учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
--устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
--аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
РЕФЛЕКСИЯ
--цель образовательной деятельности в свете ФГОС –личностный результат обучения;
--характеристика урока в условиях модернизации образования –структура современного урока соответствует признакам образовательной технологии, где цели и результаты урока связаны(воспроизводимы), процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом
Признаки образовательной технологии
-диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса- воспроизводимость педагогических результатов;
--педагогические технологии;
--понятие УУД- умение обучающего решить как универсальные межпредметные, так и жизненные задачи;
--дидактическая структура урока;
--аспектный анализ урока с позиции формирования УУД.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В КЛАССИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКЕ
УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ УРОКИ
НОВОГО МАТЕРИАЛА
УРОКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННЫЕ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УРОКИ
УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ И УРОК УЧЕТА И ОЦЕНКИ
СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО ЗНАНИЙ ,УМЕНИЙ И
МАТЕРИАЛА НАВЫКОВ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
--подготовка к уроку
--распределение времени на уроке
--деятельность учителя на уроке
--деятельность учащихся на уроке (определяется через формулировку заданий)
--отметка и оценка
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ,РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС ООО
Сценарный план урока, на 30-60%предоставляющий свободу учителю (использует методические рекомендации, рабочую программу, УМК, технологические карты, интернет-ресурсы,
материалы коллег. Формулировка целей – через деятельность
учащихся ,активное целеполагание.
ОБЪЯСНЕНИЕ-20-30%; ЗАКРЕПЛЕНИЕ-5-10%, ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧИТЕЛЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ-60-70%
Учитель организует деятельность учащихся : по поиску и обработке информации, по обобщению способов деятельности,
--оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося
--работа над развитием у учащихся способности и самооценке
--критериальное оценивание
УРОК КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Практические рекомендации по построению урока,
соответствующего ФГОС ООО
1)Урок как основа школьной классно-поурочной системы
2)Анализ урока с позиции целостной дидактической системы:
. анализ целеполагания урока;
. анализ содержания учебного материала урока;
. анализ использованных технологий обучения на уроке;
. анализ форм познавательной деятельности учащихся на уроке;
. анализ оценочной деятельности на уроке.
3)Методическая разработка уроков в формате технологических карт;
4)Самоанализ урока.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ УРОК
На 2 этапе урока осуществляются процессы изучения нового материала, совершенствование УУД, обобщение и систематизация нового опыта.
УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
. УРОК- ЛЕКЦИЯ
. УРОК- БЕСЕДА
.УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА
.УРОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ (ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА)
.УРОК СМЕШАННЫЙ (СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НА ОДНОМ УРОКЕ)
УРОКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
.УРОК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ;
.УРОК-ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА;
.УРОК-ЭКСКУРСИЯ
.СЕМИНАР
УРОКИ КОНТРОЛЬНЫЕ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ФОРМА ПРОВЕРКИ
.УСТНАЯ (ФРОНТАЛЬНЫЙ,ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ГРУППОВОЙ ОПРОС);
.ПИСЬМЕННАЯ;
.СМЕШАННАЯ
УРОК КАК ОСНОВА ШКОЛЬНОЙ КЛАССНО-ПОУРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕЛИ УРОКА ПРИНИМАЮТСЯ И ФОРМИРУЮТСЯ УЧАЩИМИСЯ;
УЧИТЕЛЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ ОБУЧАЕТ ДЕТЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РЕФЛЕКСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ОЦЕНИТЬ СВОЮ СПОСОБНОСТЬ НАХОДИТЬ ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
--Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
--Учитель эффективно ( адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
--На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;
--Учитель добывается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
--Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
--Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
--Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, обучает корректным формам выражения своей точки зрения;
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ СТАНДАРТА МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕН КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ , ГДЕ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА СВЯЗАНЫ (ВОСПРОИЗВОДИМЫ), ПРОЦЕСС ЗАВИСИТ ОТ ТИПА УРОКА И МЕТОДОВ, ВЫБРАННЫХ ПЕДАГОГОМ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ УРОКА СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАНДАРТУ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Рекомендация 1
Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить используя современные образовательные технологии.
Рекомендация 2
Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой формы обучения.
Рекомендация 3
НА УРОКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО!
Познавательную мотивацию учащихся можно активно стимулировать с помощью проблемных, частично поисковых и эвристических ситуаций, создаваемых на уроке.
Рекомендация 4
Методические разработки урока учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.
-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя. В ней должен быть списан процесс деятельности учащихся и учителя последовательно, максимально детально и конкретно, должны быть последовательно указаны все этапы урока, результаты урока четко фиксированы и соотносятся со всеми операциями и действиями, которые приводят к их достижению.
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современные образовательные технологии метапредметного характера в терминологии ФГОС становятся важнейшим ресурсом модернизации современного образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗЛИЧАЮТСЯ
ПО ДЕКЛАРИРУЕМЫМ ЗАДАЧАМ ПО ОРГАНИЦАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭТИХ ТЕХНОЛОГИЙ- ФОРМИРОВАНИЕ УУД
ЦЕЛИ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ используемых технологий можно списать на формирование метапредметных результатов.
ЦЕЛЬ-достижение метапредметных результатов заявлена во ФГОС.
ХАРАКТЕРИСТИКА этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
---достижение общей для группы цели;
---совместная работа всех членов группы над одной проблемой, темой, мини-проектом и т.д.;
---групповая заинтересованность в том, что каждый член группы освоил необходимую учебную информацию или выполнил мини-проект ,что инициирует взаимопомощь всех участников;
---успех работы всей группы – это результат успешной самостоятельной работы каждого члена группы;
---отдельные группы не соревнуются друг с другом;
---оценку получает команда;
---успех или неуспех группы зависит от удач или неудач каждого его члена;
---равные возможности для каждого ученика- каждый участник приносит группе очки.