В данной статье говорится об использовании активных методов работы на занятиях английского языка, формировании лингвистической компетенции. Описывается детальная работа с текстом, обучение лексике на уроках английского языка и виды лексических упражнений, использование новых информационных и мультимедийных технологий, активные методы в обучении грамматике. Отмечается, что учителя должны создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения иностранному языку»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: В данной статье говорится об использовании активных методов работы на занятиях английского языка, формировании лингвистической компетенции. Описывается детальная работа с текстом, обучение лексике на уроках английского языка и виды лексических упражнений, использование новых информационных и мультимедийных технологий, активные методы в обучении грамматике. Отмечается, что учителя должны создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Ключевые слова: методы, обучение, иностранный язык, формирование лингвистической компетенции.
Одной из главных задач школы является сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными его участниками. Учителя обязаны создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить своё творчество, свою активность. В задачи учителя английского языка входят постановка произношения и обучение грамматике, ликвидация психологического и языкового барьера, препятствующего общению. В основе обучения лежит планомерное и гармоничное развитие устной и письменной речи, аудирования и чтения. Учителю приходится постоянно быть в поисках новых методов и более интересных путей обучения языку.
Хотелось бы остановиться на некоторых моментах в работе с текстом. Как известно, чтение является одним из четырех основных видов речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Но далеко не секрет, что сегодня ученики не любят читать. И тут перед учителем возникает вопрос: как сделать чтение текста на уроках иностранного языка занимательным и интересным? К счастью, современные учебники располагают такими интересными текстами, которые захватывают любознательного ученика. Это касается и учебника «Forward», авторы М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд.
Работа с текстом очень интересна и увлекательна, если ее правильно построить. Необходимо проводить детальную работу с текстом при изучении любой темы на всех этапах изучения иностранного языка. Так, урок-знакомство с достопримечательностями Великобритании в 4 классе может превратиться в экскурсию по Лондону. Для более детального изучения предлагается текст «Capital city». Урок будет более эффективным, если его начать с вопроса «Look at the picture. What is it?». А на картине всемирно известный символ Британии – Биг Бен. Любой ученик, изучающий иностранный язык, сразу узнает эту башню с часами. До работы с текстом прошу учеников рассказать о том, что они знают об этой достопримечательности. Будет вообще замечательно, если кто-то побывал в Лондоне (в нынешнее время это не исключено) и поделится своими впечатлениями. Демонстрирую ученикам на экране некоторые места Лондона, например, Тауэрский мост, здание парламента, Трафальгарскую площадь, вид на реку Темзу и т.д. Стараюсь показать, что в России тоже имеются достопримечательности не хуже этих, а возможно и лучше. Ни один текст не обходится без работы над лексикой и здесь закладывается основа словарного запаса для общения с собеседником. Для этого в учебнике имеется ряд упражнений для ознакомления, закрепления и дальнейшего использования новой лексики. Ученики отвечают на вопросы, выделяют ключевые слова, если необходимо, переводят их, составляют предложения и т.д. Все современные учебники оснащены аудиодисками после проделанной работы над текстом, прослушав его, ученики легко понимают содержание текста. В конце урока ученикам предлагается кинофрагмент о Лондоне. Кинофрагменты считаются любимым и знакомым средством наглядности. Это средство имеет большие дидактические возможности, оно может применяться при решении разных методических задач. Все фильмы идут со звуковым сопровождением, оказывая на учащихся зрительное и слуховое воздействие. В качестве домашнего задания ученики составляют свой небольшой рассказ об интересных местах своей страны или города.
Одной из важнейших задач обучения иностранному языку является формирование лингвистической компетенции, т.е. обучение лексике на уроках английского языка. Рифмовки, песни, содержащие новые слова, используются мною для лучшего запоминания слов. Я применяю специальные приемы запоминания слов, как проговаривание хором и индивидуально до тех пор, пока у ученика не отложится хотя бы «звуковая оболочка», иначе он никогда не будет узнавать это слово. При слуховом восприятии ребенок активно, сознательно усваивает лексический материал. Упражнения в построении словосочетаний являются следующим видом тренировочных лексических упражнений. Для развития речи построение сочетаний – это важнейший промежуточный шаг, любое слово сочетается с каким-либо словом для получения словосочетаний. Хочу привести некоторые виды лексических упражнений, применяемых мною на практике:
1) назовите изображенные на картинке предметы,
2) образуйте разные предложения с выделенным словом,
3) употребите в данном предложении синоним к выделенному слову и т.д.
В последнее время предлагаются новые методики и приемы обучения лексике. Сейчас в школах используются компьютеры и Интернет, применяются новые информационные и мультимедийные технологии. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход при обучении иностранному языку. Для этой цели на компьютере разрабатываются специальные программы. Использование компьютера помогает учащимся формировать графический образ слова одновременно с его звуковым образом. Как показал опыт, работа с лексикой в компьютере имеет много преимуществ: учащиеся быстрее и увереннее выполняют такие упражнения, как перевод с русского на английский язык и наоборот, описание тематических картинок, составление рассказов по ключевым словам, ответы на вопросы учителя. Существенным является и тот факт, что при работе с компьютером можно быстро провести в группе соревнование на знание лексики. При этом особенно важным является то, что выставляет оценки компьютер, объективный и безошибочный судья. Если в наличии имеется только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и закреплении лексики. Индивидуально используя раздаточный материал, такой как карточки, можно осуществлять контроль тематической лексики. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы. Если лексические задания увлекательны и интересны, то изучаемый лексический материал хорошо запоминается. А это, в свою очередь, способствует позитивному отношению к изучению английского языка.
Как уже было сказано, главной целью обучения иностранному языку является свободное общение. Свободное общение включает в себя грамотную устную речь. Грамотная устная речь подразумевает знание грамматики – это значит знать форму, значение, употребление и речевую функцию грамматического явления. Овладение грамматикой языка предполагает грамматически правильное оформление устных высказываний. К начальному этапу в обучении грамматики относятся: узнавание грамматической конструкции, умение отличать одни грамматические конструкции от других, определение структуры простого предложения и порядок слов в английском предложении, определение структуры сложного предложения, умение вычленять границы придаточного предложения и оборотов. Поле для обучения грамматике очень обширное.
На мой взгляд, ученикам особенно трудно даются видовременные формы глаголов. Некоторые из них не могут различить ту или иную глагольную форму даже после долгого изучения, поэтому на доске я записываю все формы изучаемого грамматического явления: отрицательную, вопросительную и утвердительную формы; сравнивая форму данной структуры с частично похожей формой другой, пытаюсь привязать грамматическую форму к конкретному речевому контексту в целях лучшего запоминания.
Обучение является наиболее эффективным, когда осуществляется на основе текста или диалога, взятого из учебника. Именно в них представлены коммуникативная ситуация и иноязычный материал (грамматический), который является и средством общения, и в то же время – объектом усвоения и овладения учащимися грамматических и лексических единиц. В отрыве от лексики изучать грамматику нельзя потому, что только в такой паре наилучшим образом усваивается грамматика в любом иностранном языке. Считаю, что особая методическая ценность диалога состоит в том, что грамматический материал в нем представлен в такой форме, в какой он обычно используется в устно-речевом общении на иностранном языке.
В заключение статьи хотелось бы отметить, что ученики действительно с радостью берутся за дело, когда им это интересно, когда они играют, работают в парах, двигаются. Повышается мотивация учащихся, нет необходимости наводить тишину в классе, ведь всем интересно. Тема урока запоминается и усваивается гораздо легче посредством игры, песни, аутентичных текстов и диалогов, нежели путем заучивания и монотонной передачи материала.
Литература
1. Бим, И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей/ И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1. – С.24-28.
2. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе/ Е.И.Пассов. – М.: Книга, 2001. – 212 с.