Грамматические тесты на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации учащихся.
Грамматические тесты на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации учащихся.
Следует признать, что в эпоху XXI века среди языков, изучаемых в России, на первое место по международной значимости выдвигается английский язык. Он же, собственно, является основным языком культурного общения и для других народов.
Одним из существенных элементов в наше время является создание положительной мотивации у учащихся к обучению, в том числе и к обучению английскому языку. Значимость мотивации для разработки современной психологии преподавания связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Грамматические тесты на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации учащихся. »
Грамматические тесты на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации учащихся.
Следует признать, что в эпоху XXI века среди языков, изучаемых в России, на первое место по международной значимости выдвигается английский язык. Он же, собственно, является основным языком культурного общения и для других народов.
Одним из существенных элементов в наше время является создание положительной мотивации у учащихся к обучению, в том числе и к обучению английскому языку. Значимость мотивации для разработки современной психологии преподавания связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности и так далее); в-четвертых, субъективными особенностями педагога, и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. По словам А.К.Марковой, при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить главные мотивы, но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, она подчеркивает иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Изучение и формирование учителем мотивации учения школьников происходит по этапам. Изучение учащихся производится для того, чтобы психологически обоснованно планировать учебно-воспитательную работу, правильно оценивать её эффективность, поддерживать отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса и своими помощниками. Знание ребенка, его психологическое изучение не только необходимый элемент педагогической культуры, но и средство облегчения работы самого учителя.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
· содержание учебного материала;
· организация учебной деятельности;
· коллективные формы учебной деятельности;
· оценка учебной деятельности.
1) Содержание учебного материала выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач, тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного возраста потребности.
2) Организация учебной деятельности. А.К.Маркова отмечает, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должны состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.
3) Коллективная (групповая) форма деятельности. Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная, особенность подросткового возраста. Групповая форма "втягивает” в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказываться выполнять свою часть работы. Кроме того подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
4) Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое выставление отметок приводит к тому, что получение хороших отметок становиться самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности на отметку. Это приводит к угасанию мотива учебной деятельности и деформации развития личности у учащихся.
То, что касается мотивации для изучения английского языка, большинство детей называют общение на языке, т.е. коммуникативность. Коммуникативность – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык, в частности и английский. Неформальные беседы с учащимися и специальные социологические опросы показали, что независимо от возраста и социального статуса все они осознанно и единодушно формируют свои потребности как чисто коммуникативные, а именно: говорить на английском языке с другом, коллегой, читать для расширения кругозора, с профессиональной целью для удовольствия, писать иностранному другу, коллеге. Однако, несмотря на столь явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении английским языком в атмосфере родного языка он (язык) предстаёт как искусственное средство общения. Он никак не может конкурировать в этом смысле с родным языком.
А также, после изучения психолого-педагогической и методической литературы стало ясно, чтобы пробудить интерес к изучению английского языка нужно:
· свести к минимуму временной разрыв в работе над языковым материалом;
· выстроить работу над изучением языка таким образом, чтобы учащиеся видели перспективу его применения;
· специальными приемами способствовать концентрации внимания учащихся.
Какие же задания может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? На наш взгляд, важно начинать с укрепления чувства "открытости” к воздействиям, то есть обучаемости в широком смысле этого слова. Например, группа заданий таких, как ситуации выбора для укрепления и осознания мотивов. Ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они способствуют умению школьника принять решение, умение взвесить все "за” и "против” сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций. Например: сделать что-то для себя или для других, выполнить творческое или репродуктивное занятие. Ситуации выбора желательно применять, многократно меняя их и используя часто встречающиеся в жизни ситуации реального нравственного выбора.
Тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики, с помощью которого результаты планируемого и определяемого развития учебного процесса могут быть максимально объективны.
При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированными целями обучения, образования и развития. Важнейшими критериями диагностических тестов являются:
1) Валидность, которая означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста.
2) Надежность характеризующаяся стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя.
3) Объективность, т.е. независимость проверки знаний от учителя.
При подготовке материала для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:
· нельзя включать ответы, направленность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;
· направленные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;
· правильные ответы среди всех предлагаемых должны размещаться в случайном порядке;
· вопросы не должны повторять формулировку ученика;
· ответы на одни вопросы должны быть показателем для ответов на другие;
· вопросы не должны содержать "ловушек”.
Один из вариантов тестирования может быть следующим:
Complete the sentences using the correct form of the verbs in brackets.
Do you mind ........................... (get) off the phone? I need to make a call.
Sam avoids ........................... (shop) at the corner shop, because it’s a bit expensive.
George has offered ........................... (take) the dog for a walk while I’m busy with the chores.
They are tired of ........................... (live) in the dirty, noisy city, so they’ve decided to move to the countryside.
Danny wants ........................... (become) an astronaut when he grows up.
I don’t remember ........................... (turn) off the lights upstairs, can you please check?
Mark’s parents never let him ..................... (stay) out late on weeknights.
John has been working all morning, but he’s stopped ........................... (have) some lunch.
Why don't we leave a bit later tomorrow? I can’t stand ........................... (wake) up early!
Sarah made her sister ........................... (promise) never to take her things again.
You must ........................... (tidy) up your own room, I’m not your slave, you know!
Тесты являются не только "наиболее экономичной формой контроля”, но и наиболее объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
Тестовые задания на уроках английского языка оказывают положительное влияние на учащихся, а также позволяют учителю получить полные и точные данные об уровне усвоения языкового материала учащимися.
При подборе и использовании нетрадиционного тестирования должны учитываться индивидуальные, возрастные особенности учащихся и, в соответствии с уровнем их подготовки и степенью усвоения им программного материала задания должны подбираться так, чтобы каждый ученик имел успех в осуществлении своей деятельности и обретал чувство уверенности в своих силах, что обеспечивает повышение мотивации школьников к успешному выполнению предложенных учителем заданий, а следовательно является одним из способов повышения мотивации.
При организации проведении тестирования необходимо создавать благоприятный психологический климат для общения и речевого партнерства между учителем и учащимися, и учениками друг с другом, что располагает детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать, писать на изучаемом языке и делать это с удовольствием. Для этого необходимо подчеркивать успехи и достижения учащихся в изучении иностранного языка, вселять в них уверенность, что они могут понять, сказать на изучаемом языке.
Таким образом, деятельность учащихся на уроке мотивируется достигнутыми успехами, что стимулирует их познавательную и эмоциональную активность. У них появляется потребность понять высказывание воспринимаемое на слух или при чтении, повторить грамматический материал, сказать или написать что-либо.
Я считаю, что тестирование может использоваться, как один из способов повышения мотивации не только на уроках иностранного языка, в частности английского, но и на других предметах учебного цикла.