ВНЕДРЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Резюме
В данной статье рассматриваются пути повышения качества обучения иностранному языку путем использования средств информационной технологии обучения. Использование средств информационной технологии при обучении иностранному языку является сильным средством мотивации его изучения и ведет к более быстрому и качественному усвоению языкового материала, обеспечивая при этом дополнительные условия для активизации познавательной деятельности и личностного роста обучающихся.
В наше время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире. Владение информационно-коммуникационными технологиями расширяет возможности в совершенствовании языковой компетенции и умений межкультурной коммуникации.
Использование информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволяет обучающимся получить представление о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране и в мире, способствует успешной социальной адаптации.
Неотъемлемой частью современного языкового образования является применение средств информационных технологий. На занятиях иностранного языка очень важно дать обучающимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях стран изучаемого предмета. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования информационно-коммуникативной методики: представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности через средства информационных технологий.
Использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых, а так же развитию не только самомотивации, когда фильм интересен сам по себе, но и мотивации, которая достигается тем, что обучающийся может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.
Достоинством видеоряда является сила впечатления и эмоционального воздействия на обучающихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование обучающимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно не только при систематической демонстрации видеофильмов, но и при методически организованной.
Показ видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, обучающимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительной, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запоминания страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на обучающихся (способность управлять вниманием каждого обучающегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на обучающихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции обучающихся.
Следующим средством информационной технологии, используемым на уроках иностранного языка, является компьютер. Современный компьютер имеет великолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков. Однако для того, чтобы все эти возможности могли быть реализованными в массовом учебном процессе, необходима фундаментальная научная, а затем научно-методическая проработка самой концепции образования в эпоху компьютеров, глубинное переосмысление ролей и функций каждого из субъектов педагогического процесса.[1, с.224]
Педагог может уже сейчас переложить на компьютер значительную часть своей работы. Однако именно в этом предложении и кроется одна из самых существенных ошибок. Речь должна идти не о том, чтобы просто передать свои функции машине, а о том, чтобы освободить время и силы преподавателя для выполнения задач более высокого, специфически "человеческого" уровня, где компьютер пока бессилен. Иными словами, в условиях компьютеризации коренным образом изменяются функции и обучающегося, и преподавателя. Обучающийся в значительной мере привыкает к самостоятельной работе и начинает приобретать большую часть фактических знаний собственным трудом. Преподаватель же берет на себя задачи более сложные:
- сформировать стойкий познавательный интерес как самый действенный стимул для всей дальнейшей учебы;
- помочь обучающимся в определении направления их личных интересов;
- сформировать представление о ПК прежде всего как об инструменте познания мира и научить навыкам рациональной работы за ПК;
- поднять обучение на более высокий уровень обобщения как внутри отдельных учебных дисциплин, так и во всей их совокупности;
- уделять максимум внимания интеллектуальному и духовному развитию обучающихся, опираясь, прежде всего, на авторитет изучаемых дисциплин;
- всемерно развивать и формировать мышление обучающихся, укреплять самостоятельность и творческую основу мышления.
Преследуя основную цель изучения иностранного языка в профессиональном учебном заведении – формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает обучение общению и развитие способности к межкультурной коммуникации – нельзя не упомянуть о функционировании глобальной сети Интернет.
Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы на занятии иностранного языка, для самостоятельной исследовательской работы. Также имеются неограниченные возможности для подготовки докладов, рефератов и презентаций, для проектно-ориентированной деятельности обучающихся. Такая деятельность способствует раскрытию творческого потенциала обучающихся, проявлению их исследовательских способностей, фантазии, креативности, активности, самостоятельности.
Использование информационных компьютерных технологий эффективно способствует развитию и формированию навыков самостоятельного получения знаний, навыков работы с электронными пособиями, словарями, энциклопедиями, умению правильно оформлять письменную документацию, обучению элементам компьютерного дизайна, а так же навыкам развития устной речи и аудирования. Интерес обучающихся к предмету расширяется при помощи разнообразных средств компьютерных технологий.
Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к образовательным учреждениям.
Литература:
Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. Л.А. Зайцева. – М.: Просвещение, 2003. – с. 253.