Просмотр содержимого документа
«Виды исследовательской деятельности на уроках иностранного языка»
Виды исследовательской деятельности на уроках иностранного языка.»
Метод проектов.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы ( технологию). Разработка должна завершиться реальным практическим результатом. Чтобы добиться этого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. В методе проектов заложена суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения .
Освоение проектного метода направлено на введение обучающихся в различные типы деятельности: конструкторскую, организационно-управленческую и, безусловно, исследовательскую. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе творческого решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые отвечают за успехи каждого члена группы, в сотрудничестве занимаются поиском оптимального решения поставленных пред ними задач. Проект от лат. "projektus” означает буквально "выброшенный вперед”. И, действительно, проектная деятельность позволяет получить стимул для развития познавательных интересов учащихся. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом развивается способность ученика анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество. По классификации проекты можно разделить следующим образом:
Исследовательский: требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования.
Творческий: предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально поработанной структуры совместной деятельности учеников, которая развивается подчиняясь конечному результату.
Информационный(ознакомительно-ориентировочный) : предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Требует хорошо продуманной структуры : цель проекта(предмет информационного поиска), способы обработки информации( анализ, аргументированные выводы), результат информационного поиска( статья, доклад, реферат, презентация).
Предметно-ориентировочный: предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников.
Специфика международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке. Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.
Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся .
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов.
Основные задачи метода проектов:
1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом. 2. Формировать активную самостоятельность учащихся. 3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия. 4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.
Основные принципы проектной работы:
1.Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы). 2.Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить; рассуждая , акцентировать внимание на содержании высказывания). 3.Когнитивный (сознательный) подход к грамматике. 4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных условий эффективности обучения. 5.Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях). 6.Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать уровню обученности ребёнка).
Этапы проектной работы:
1 этап – планирование работы 2 этап – выполнение проекта 3 этап – презентация проекта. 4 этап – оценка и контроль.
Проект представляет собой работу, в которую вложено много усилий и труда. Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации; развивает у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Проектный метод можно использовать при работе над любой темой.
Таким образом , проект - первый научный труд учащегося и навыки , полученные в работе над ним, помогают, по мнению детей, успешно справляться с другими видами работ, уверенно чувствовать себя на семинарах, конференциях, не боятся публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию, а работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
Метод кейс-технологий.
Формирование исследовательских личностных навыков через применение кейс-технологий. В переводе с английского языка Case означает: 1. Портфель, чемодан, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы студентов); 2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться студентами). Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Разумеется, кейс-метод используют и при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда школьникам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.