Просмотр содержимого документа
«Учебная ситуация на уроках английского языка в рамках ФГОС»
О. Ю. Канчурина
МБОУ «СОШ №6», г. Гая
Учебная ситуация на уроках английского языка
В настоящей в работе предлагаются различные ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативного навыка, умению использовать изученные лексические единицы в предложенных ситуациях и помогают активизировать деятельность учащихся на разных этапах обучения. Что же такое учебная ситуация и можно ли вообще обойтись без неё?
Если обратиться к стандартам ФГОС, то можно узнать, что учебная ситуация- это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, и преобразуют его.
Цель учебной ситуации на уроке: построение такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Для создания учебной ситуации в структуру урока вводятся элементы ручного труда. Для снятия трудностей в общении учитель работает над поделкой вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке, и, побуждая их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски. В ходе данной деятельности дети учатся вести диалог. Включаются задания на построение монологического высказывания с описанием своей поделки по образцу, предложенному учителем. Язык, который используют ученики для описания поделки, становится персонально важным для них, потому что теперь он имеет непосредственное отношение к их жизни.
Также создавать учебные ситуации помогают игры-тренинги, с распределением ролей. Такие учебные ситуации нужно проводить с детьми младшего школьного возраста, так как эти игры учат детей распределять роли в коллективе, смело высказывать свое мнение насчет каждого ученика. Именно в этих тренингах ученики будут испытывать трудности в составлении больших предложений, употреблении сложных слов, как раз здесь учитель и поможет им разобраться в трудностях.
Но нужно не забывать о том, что учебные ситуации на уроке должны строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УДД учащихся.
Учебной ситуацией может стать задание по составлению таблицы, графика, диаграммы, по содержанию прочитанного текста. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой совершает некоторые действия. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Виды учебных ситуаций:
Выбор
Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность
Неоднозначные решения ввиду недостатка данных
Неожиданность
Вызывает удивление необычностью, парадоксальностью.
Конфликт
Ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие
Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Для создания учебной ситуации в начале урока, можно использовать некоторые приемы:
прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...
Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:
Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.
Идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.
Включив заранее интерактивную доску, рассказывает о теме занятия, показывая на изображение героя, нуждающегося в помощи.
Children, do you know this man?
Right you are! He is Mr. Greenwood, a teacher. I’m a teacher too. Look! What a nice book I’ve got! But Mr. Greenwood doesn’t have such a book! He needs a book about the animals, living in his forest.
Could you help him?
Can you make a book?
Что бы мы могли сделать для оформления этой книги?
Думаю, у вас действительно это получится, и тогда к концу урока мы точно будем знать, какой будет эта книга для мистера Гринвуда.
Выслушивают учебную ситуацию учителя и мотивируются на занятие.
- Yes, we do. His name is Mr.Greenwood.
-Yes, of course.
- Yes, we can!
Ученики формулируют цели самостоятельно, исходя из предложенной учителем ситуации (что можно сделать, чтобы помочь мистеру Гринвуду).
- Мы сможем нарисовать разных животных и подписать их.
- Можно написать про то, где они живут.
- Мы ещё сможем рассказать, как они выглядят и чем они питаются.
.
Заключение
Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Учебная ситуация- вещь удивительная и встречающаяся в повседневной жизни: общение через Интернет со сверстниками, работа с компьютером. Учебная ситуация дает возможность творчески решать эту задачу. Использование таких ситуаций позволяет нам добиться от обучающихся применения своих знаний и умений, подвести ребят к определенному выводу и даже помочь вывести своеобразный алгоритм действий (например, при работе с изучаемыми грамматическими структурами).