kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология коммуникативного общения. Концепция работы учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения иностранным языкам много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным, являлся «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке. В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть таких результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология коммуникативного общения. Концепция работы учителя»



















Технология коммуникативного общения

Концепция работы

учителя английского языка

Никульшиной Галины Николаевны



























Методика обучения иностранным языкам много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным, являлся «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке.

В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть таких результатов.

Целевые ориентации:

  1. Овладение общением на изучаемом языке (умение говорить и понимать речь);

  2. Усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения;

  3. Усовершенствование иноязычного произношения;

  4. Овладение наиболее употребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума;

  5. Более глубокое освоение, узнавание и использование основных грамматических явлений изучаемого языка;

  6. Понимание в целом высказываний носителей изучаемого языка, понимание и выделение значимой для себя информации в простых звучащих текстах (например, на радио и телевидении);

  7. Ведение диалог (диалог – расспрос, диалог – обмен мнениями, суждениями, диалог – побуждение к действию, этикетный диалог), деловой беседы, дискуссии и т.п.

  8. Создание деловых сообщений, рассказов, рассуждений в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов, характеристика литературных героев и/или исторических личностей и событий.

  9. Чтение оригинальных текстов различных жанров (литературных, деловых, технических и т.п.)

Иностранный язык, в отличии от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.

Язык – средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.

Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

  1. Способами овладения;

  2. Плотностью информации в общении;

  3. Включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

  4. Совокупностью реализуемых функций;

Главные участники процесса обучения – учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

Принципы построения содержания

  1. Речевая направленность, обучение иностранным языком через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Путь «от грамматики к языку» порочен. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

  2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую и фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

  3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной мотивированности учебных ситуаций. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, понимают это, однако, различно. Описание ситуаций («У кассы», «На вокзале» и т.п.) не является ситуациями, оно не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации (система взаимоотношений людей как выразителей определенных ролей). Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

  4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

  5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой – нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе). Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, так как только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана положительная эмоциональная насыщенность, коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.

  6. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных; самореализация личности в группе.

  7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.


Особенности методики:

Упражнения. В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В упражнении, как солнце в капле воды, отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Е.И. Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.

Условно – речевые – это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени.

Речевые упражнения – пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.

Соотношение обоих типов упражнений подбирается индивидуально.

Ошибки. При партнерских отношениях учеников и учителя возникает вопрос, как исправлять их ошибки. Это зависит от вида работы.

Фонетические ошибки рекомендуется исправлять не одновременно, а взять какой-то один звук и отрабатывать его в течении 1-2 недель (другие искаженные звуки пока не замечать); затем так поступить со 2-м и 2-м звуком и т.д. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание класса, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ученика от речевой задачи. При высказывании в ситуации ошибки исправлять вообще нецелесообразно. Достаточно исправить лишь те, которые мешают пониманию.

Пространство общения. Методика «интерактивного интенсива» требует иной, отличной от традиционной, организации учебного пространства. Ребята сидят полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство и должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать «погружение» в данную языковую среду.

В зоне особого внимания оказалось обучение иностранным языкам в начальной школе, которое позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранных языков, развивать мышление, воображение, память и другие психологические функции учащихся, вовлеченные в процесс развития речи.

Одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранному языку является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям. На мой взгляд, использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся, помогает решать важные методические задачи.

Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, проявляя свои интеллектуальные способности, как в игре.

При подходе к обучению иностранным языкам с использованием игровых ситуаций находит воплощение идея системной интеграции. Для реализации этого подхода учителю необходимо овладеть приемами интеграции, т.е. соединение речи и: а) наглядных средств; б) пантомимы; в) музыки; г) положительных эмоций.

Возможны и различные комбинации из вышеназванных сочетаний.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз, и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры основана на реальной жизни.

Стихи и рифмовки используются для практики звуков, ритмов и ударения, иногда для тренировки грамматической и лексической модели или для заучивания отдельных слов.

Рифмовки часто имеют повторяющиеся слова или звуки, естественный ритм, в них есть элемент веселья и игры с языком. Дети на данной ступени обучения отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.

Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Также в этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик.

Каким образом работать с рифмовками?

Учащимся предлагается прослушать рифмовку и выполнить следующие задания:

  1. повторить рифмовку в определенном ритме;

  2. выявить знакомые и незнакомые слова;

  3. найти звуки, произнести их, написать транскрипцию;

  4. повторение и постепенное добавление слов из рифмовки с соответствующим звуком;

  5. проговорить рифмовку хором и индивидуально, корректируя ошибки в произношении;

  6. проговорить рифмовку самостоятельно;

  7. проиллюстрировать или драматизировать рифмовку.

Разученные рифмовки используются на последующих уроках на этапе Warming-Up – «Разминка».

Прием Rhyme Time помогает организовать соревнования между командами на лучшее произношение того или иного четверостишия, а также на лучшую иллюстрацию к рифме. Эта игра способствует постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных звуков и расширения лексического запаса учащихся начальной школы:

  1. Прыгнула с грядки

Прямо на порог

Зеленая красавица

Лягушка – frog.

  1. Держу что есть силы

В руках поводок,

Чтоб рядом ходила

Собака – a dog.

  1. Вот и тигр – вот a tiger,

А на нем полосатая майка.

  1. Повсюду опасности, справа и слева,

Подстерегают зайчишку – a hare.

Все дети любят стихи, им нравится их повторять снова и снова. Стихи облегчают запоминание слов, словосочетаний, речевых оборотов, помогают справиться с трудностями английской грамматики.

Разучивание стихотворений с учащимися и их разыгрывание по ролям в классе позволяет решить сразу две задачи: дополнительно поработать над произношениями учащихся и создать на уроке атмосферу непринужденности. Работая со стихами, мы можем скорректировать произношение на этапе формирования речевых навыков и умений.

Работа со стихами:

- стихотворение произносится учителем в определенном ритме и сопровождается действиями, иллюстрирующими содержание;

- учитель или диктор произносит стихотворение, дети повторяют движения за учителем;

- вычленяются новые слова, звуки, рифмующиеся слова;

- стихотворение повторяется, учащиеся иллюстрируют движения, произнося слова шепотом;

- стихотворение проигрывается хором, построчно, рядами, парами;

- учитель иллюстрирует движения, а дети комментируют движения;

- в качестве творческого задания предлагается нарисовать или драматизировать стихотворения.

Рассказывая стихотворения, рифмовки, используя песенки на английском языке, играя в различные игры, дети сравнивают эти произведения с известными им явлениями родной культуры, выявляя черты сходства и различия.

Игра может быть использована в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, ей можно отвести 20 – 25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводится в течение 3 – 5 минут и служит своеобразным приемом для повторения уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Игры помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной, способствует развитию языковых и коммуникативных умений, формированию речевых навыков, а также служат для психологической разрядке на уроке. Например, игра:

  1. «Мозаика»: Сгруппировать слова в предложения, согласно картинкам. Беру соответствующую теме картинку, разрезаю ее на 3, 4, 5 равных частей и на обратной стороне картинки пишу предложение The bear is the table. Дети стараются собрать предложение, если предложение правильно понято, картинка складывается.

  2. «Восстанови предложения»: Научиться восстанавливать предложение, соблюдая правильный порядок слов. Учащимся предлагаются предложения, где нарушен порядок слов. Прочитав все слова, составляющие предложение, дети, опираясь на полученные знания, восстанавливают его. Am, I, the, boy, tallest, class, my, in (I am the tallest boy in my class).

  3. «Витрина»: Сравнить рисунки, используя грамматические конструкции: there is/ are. Учащимся предлагается сравнить два рисунка, на которых изображена одна и та же витрина с продуктами. Необходимо найти различия между ними, назвать их, используя грамматическую конструкцию: there is/ are.

  4. «Рассеянный Карлсон»: Научиться использовать в речи отрицательные предложения в Present Simple. В гости к детям приходит Карлсон или Незнайка, который постоянно в чем-то ошибается. Задача детей исправить ошибки, научить Карлсона или Незнайку правильно говорить. Карлсон: Monkeys don’t like bananas. Ch: Monkeys like bananas.

  5. «Жмурки»: Научиться использовать глагол to be в вопросительных предложениях, а также в кратких ответах. Играют одновременно человек десять. Водящий постоянно спрашивает: «Where are you?», а все вразнобой, иногда меняя голоса, кричат: «I am here». Но вот водящий поймал «жертву».

It : Are you Lena?

Lena: Yes, I am (Лена стала водить).

It: Are you Misha?

Andrei: No I am not. (Лена продолжает водить) И т.д.








Заключение.

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности.

Коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся: система общей деятельности, система речевой деятельности, система речевого общения (коммуникации), система самого английского языка, система соотнесения родного и английского языков (их сознательно-сопоставляемый анализ), текст как система речевых продуктов, система структурно-речевых образований (диалог, монолог, разные типы речевых высказываний и сообщений).

В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология коммуникативного общения. Концепция работы учителя

Автор: Никульшина Галина Николаевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "статья на тему,«Формирование межличностного общения учащихся, развитие творческих навыков через языковые и речевые игры на уроках казахского языка»"
    ["seo_title"] => string(161) "statianatiemuformirovaniiemiezhlichnostnoghoobshchieniiauchashchikhsiarazvitiietvorchieskikhnavykovchierieziazykovyieiriechievyieighrynaurokakhkazakhskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "313683"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459522199"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Выступление по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(124) "vystuplieniie-po-tiemie-tiekhnologhiia-obuchieniie-v-sotrudnichiestvie-orghanizatsiia-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "305235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457886912"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Цифровые технологии на уроке английского языка в средней школе"
    ["seo_title"] => string(66) "tsifrovye_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka_v_srednei_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "614080"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1664457306"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства