Технология развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Технология развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
основной целью обучения иностранным языкам является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. В данной статье анализируется понятие коммуникативной компетенции, рассматриваются ее составляющие. Рассматривается метод проектов как эффективное средство развития коммуникативной компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Технология развития иноязычной коммуникативной компетенции
на уроках английского языка
Е. А. Лахтина, обучающаяся 2 курса, группы 209-92м,
БУ ВО СурГУ, г. Сургут, РФ
Аннотация: основной целью обучения иностранным языкам является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. В данной статье анализируется понятие коммуникативной компетенции, рассматриваются ее составляющие. Рассматривается метод проектов как эффективное средство развития коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, методы обучения, иностранный язык, метод проектов.
В современном мире знание иностранного языка приобретает новый смысл. Это обусловлено расширением международных экономических связей, увеличением числа предприятий, работающих с зарубежными партнерами, большим использованием на предприятиях импортного оборудования и зарубежных технологий. Таким образом, в настоящий период возрастает потребность в будущих специалистах со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность.
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций особенно важное значение имеет иноязычная коммуникативная компетенция. Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция заключается в умении общаться.
В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:
лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:
дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Следует отметить, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке – достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Существует множество технологий и методов развития коммуникативной компетенции. Наиболее подходящим считается -метод проектов.
По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности.
Проект – это 6 "П": проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио. Использование метода проектов при обучении позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира, средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
Метод проектов создает условия, при которых учащиеся обучаются групповому взаимодействию и приобретают коммуникативные умения, что важно для социализации учащихся, так как система отношений со сверстниками, стремление быть общественно значимым весьма ценны для школьников.
На уроках английского языка используются различные виды проектов:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
Информационные. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
Метод проектов — это эффективное средство развития учащегося, расширения языковых знаний. Это также реальная возможность средствами иностранного языка использовать знания, полученные на других предметах. Проект — это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении.
Список литературы
1.Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – Москва: Высшая школа, 1982. – 200 с.
2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностр. яз. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
3.Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 1991. — №2. — С. 3–10.