Просмотр содержимого документа
«Технология работы с текстом на уроках английского языка.»
Технология работы с текстом на уроках английского языка
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности. В основе его лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков - говорения, и письма. Навыки восприятия письменной речи важны еще и потому, что в повседневной жизни мы часто имеем дело с письменными образцами - чтение книг, периодических изданий, работа в Интернете и т.д. Кроме того, чтение повышает культуру человека, развивает личность.
Чтение на уроках английского языка очень важно.
Оно способствует:
v расширению лексического словарного запаса
v умению понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)
v закреплению различных разделов
грамматики
v совершенствованию речевых навыков
В ходе чтения и работы с текстами формируются Универсальные Учебные Действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. Существует три этапа работы с текстом: 1.Предтекстовый (Pre-reading)
2.Текстовый (While-reading)
3.Послетекстовый (Post-reading)
Цели предтекстового этапа:
- определить/ сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
- создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Возможные упражнения:
1. По заголовку можно попросить учащихся определить:
- тематику текста;
- перечень поднимаемых в нем проблем;
- ключевые слова и выражения, ассоциации.
2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.
3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.
4. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.
5. Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Использование ассоциаций, связанных с именем автора
- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
- Кто будет главным героем (его профессия, национальность и так далее)?
- Где и в какое время может происходить действие?
8. Написать возможные вопросы по теме текста
Цели текстового этапа:
- Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.
- Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Возможные упражнения:
1. Найти ответы на предложенные вопросы.
2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.
3. Составить предложения по порядку
4.Найти соответствия.
5.Выполнить задание на множественный выбор
6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте .
8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.
9.Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.
10. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.
11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.
12. Прочитать отрывок и пересказать его.
13. Восполнить недостающую информацию.
Цели послетекстового этапа:
- Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Возможные упражнения:
Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.
Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
Доказать или охарактеризовать что-то
Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
Составить план текста, выделив его основные мысли.
Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно
Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно
Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.
Придумать новое название.
Драматизация целого текста или его отрывков
Далее приводится пример возможных вариантов заданий для разных этапов работы с текстом «Чай» на уроке английского языка в 4 классе.
Дотекстовый этап и задания (Pre-reading tasks)
Answer the questions:
Do you like tea?
Is tea hot or cold ?
When do you/your parents/friends drink tea?
What do you/your parents/friends usually drink tea with?
What kinds of tea do you know?
Vocabulary:
Match the words with definitions:
1.people
2.teatime
3.call
4.a glass
5.a lemon
a. we drink tea from it (not a cup)
b. a yellow fruit
c. children, men, women
d. drinking of tea
e. to give a name
Текстовый этап и задания(While-reading tasks)
Answer the questions:
1. Who likes tea?
2. How many cups of tea do English families have?
3.Do English people drink tea from glasses?
4. What tea is “Russian tea”?
Choose the right variant:
1.English people drink tea from...
a)glasses
b)cups
c)bottles
2.They like to have tea with...
a)milk
b)sweets
c)lemon
3.They call tea with lemon...
a)Russian
b)English
c)African
Say true or false:
1.English people don’t drink tea.
2.They have tea for breakfast, lunch, dinner, supper.
3.English people drink tea from cups.
4.They call tea with lemon “English tea”.
Complete the sentences:
tea lemon glasses call people teatime
1.Russian_________like tea.
2.They have ________for breakfast.
3.Some families have two cups of tea at _________.
4. English people don’t drink tea from ________.
5.They like to have tea with milk, not with ________.
6.They ______it “Russian tea”.
Послетекстовыйэтапизадания (Post-reading tasks)
1. What tea do you like – “English tea” or “Russian tea”?
2. What is new for you about tea? /What do you think is interesting about tea?
3. Retell the text
Answer the questions in written form:
Do you like tea?
Is tea hot or cold ?
When do you/your parents/friends drink tea?
What do you/your parents/friends usually drink tea with?