kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологии интерактивного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://Применение технологии интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода приведет к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологии интерактивного обучения»

Понятие технологии интерактивного обучения

Основатель гуманитарной психологии Карл Рэнсом Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно». Кто из учителей на том или ином этапе профессионального развития не осознавал ту же проблему?

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие ученика в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством учителя в самостоятельной деятельности.

К.Р. Роджерс утверждал, что результаты обучения-воздействия «либо не являются важными, либо вообще вредны». Мой личный профессиональный опыт свидетельствует: педагог, использующий в своей работе традиционные методы обучения, может рассчитывать только на то, что обучение будет результативным лишь для 10-30% его учеников. Только когда человек получает знания, участвуя в реальной деятельности, он усваивает их на 80-90%. И все же, несмотря на то, что образование реформируется каждые 10-15 лет, несмотря на то, что требования к результатам школьного образования кардинально меняются, в школе по-прежнему торжествует знаниевый подход к обучению. Возникает противоречие между традиционными методами и приемами обучения и деятельностной парадигмой современного образования. Противоречие между социальным заказом общества и результатом традиционного образования.

Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, на мой взгляд, наиболее полно обеспечивает тот результат качественного образования, которого ждет от школы современное общество: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Применение технологии интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода приведет к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.

Методологически теория интерактивного обучения тесно связана с теорией гуманно-личностного обучения, развивающего обучения, а также с теорией проблемного обучения. Научной основой интерактивного обучения можно считать теорию педагогической интеракции (от англ. interaction — взаимодействие). Интерактивное обучение – это обучение, видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Эффективность такого обучения достигается при соблюдении главных принципов:

  • принцип партнерства — обучение на основе взаимодействия и взаимообогащения новой информацией и новым опытом;

  • принцип деятельности — обучение через опыт, создание условий для исследования границ применения полученных знаний;

  • принцип ценностно-смыслового подхода — направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов;

  • принцип свободного выбора — право выбора ученику пре­доставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собствен­ную точку зрения; 

  • принцип проблемности — участие субъектов обучения в решении новых для них познавательных и практических проблем;

  • принцип рефлективности — самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Признаки и инструменты интерактивного взаимодействия

Часто учителя, использующие различные мультимедийные средства, убеждены, что они реализуют именно интерактивный подход к обучению. Но это вовсе не означает, что любое занятие с применением новационных технических средств обучения интерактивно. Средства – это предметы. Они играют сопутствующую роль. Но почему-то в российском образовании в последнее время использование интерактивных средств на уроке становится чуть ли не главным признаком успешности образовательного процесса.

В интерактивном обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного равноправного общения всех учащихся. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. В процессе поиска решения проблемы при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Здесь важно, чтобы были усвоены нормы поведения на таком уроке.

Важнейшая особенность интерактивного обучения в том, что учебно-воспитательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. Опыт показал, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество значительно повышает эффективность обучения.

В группе решаются следующие задачи:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

  • снижение уровня тревожности, страха неуспешности;

  • взаимообучение;

  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Рассматривая актуальность группового взаимодействия, я бы отметила следующее:

1. Большинство современных задач для плодотворного решения требуют объединения усилий нескольких человек, поэтому ученик должен научиться работать в микросообществах.

2. Малая численность участников в большей мере способствует самовыражению личности учащегося.

3. Групповое взаимодействие предоставляет ученикам возможность непосредственного обмена результатами труда, что создает благоприятные условия для активного включения обучающихся в учебный процесс.

Одним из признаков интерактивного обучения является проявление одновременно физической активности (передвижение по аудитории, осуществление записей и т.д.), социальной активности (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.).

Нормы поведения в группе:

  1. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники.

  2. Каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.

  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.

  4. Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял…?»), только после этого делаются выводы.

  5. Критикуются идеи, а не личности.

  6. Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Если на традиционном уроке мы часто слышим фразу учителя: «Не разговаривай, ты мешаешь!», то в условиях интерактивного обучения, напротив, главными признаками хорошего урока являются диалог и полилог.

Исключительной особенностью интерактивного урока, в отличие от традиционного, я считаю значимость заключительного этапа – рефлексии. Новый подход к объектно-субъектным отношениям на уроке требует пересмотра привычной системы оценки деятельности обучающихся. Внимание смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки детей я использую как часть учебного процесса, тем самым совершенствуя мыслительный процесс обучающихся.

Учитель, решивший применять в своей практике технологию интерактивного обучения в системе, должен осознавать трудности, с которыми ему придется столкнуться.

  1. Интерактивное обучение требует много времени на подготовку к занятиям.

  2. Интерактивность в обучении требует от педагога особых личностных качеств: искренности, толерантности, позитивного отношения к ученику, способности к эмпатии. К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку».

  3. Результат такого обучения проявляется далеко не сразу: если мы ставим целью формирование личности ученика, то выявление результата имеет отсроченный характер.

Можно отметить универсальность большинства приемов технологии интерактивного обучения, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс интеракции на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и т.д.), а не только на узко предметные цели. Интерактивное обучение можно начинать даже с младшими школьниками: учить взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, никогда не рано. Предлагаемые мною методы работы могут также пополнить воспитательную копилку классного руководителя.


Сущностные характеристики интерактивных методов

Дискуссионные методы и приемы

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

  • Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.

  • Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.

  • Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.

  • Развитие умения работать в группе.

  • Развитие умения выступать публично.

Круглый стол

Обсуждение проб­лемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией. Это удобный формат для проведения дискуссий или обмена мнениями, который организуется для небольшого количества людей. Его цель - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон

Сократовская дискуссия

Тактической целью является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс. То есть такая дискуссия – это раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссию делает это с помощью последовательно задаваемых системных вопросов. Следующим шагом становится преодоление противоречий с целью поиска истины.

Панельная дискуссия

Наме­ченная проблема обсуждается перво­начально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.

Форум

Эта форма сходна с пре­дыдущей. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои пози­ции, а вступает в обмен мнениями с ау­диторией.

Симпозиум

Форма, предполагаю­щая выступление с заранее подготов­ленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному (или спорному) сюжету. После заслушива­ния сообщений аудитория задает до­кладчикам вопросы.

Дебаты

Заявляются две различ­ные, а часто противоположные, точки зрения - каждую выдвигает и отстаива­ет одна из групп учащихся.

«Займи позицию»

Метод является разновидностью предыдущего.

Основан на использовании учителем двух и более выводов на одну тему, которые имеют схожие черты. Это дает возможность учащимся высказывать собственную точку зрения по данному вопросу и в конце урока оценить усвоение темы. Можно произвольно выбрать из состава класса несколько участников и дать возможность обосновать свою позицию. После высказываний разных точек зрения, нужно уточнить, не изменил ли кто-нибудь свое мнение, а если изменил, то обязательно обосновать причины.

Подиум-дискуссия

Правила: 1) вопрос, вынесенный на обсуждение не должен иметь однозначного ответа; 2) тему дискуссии заранее знают только ведущий, оппоненты и эксперты; 3) роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы у них было время на подготовку; в ролях оппонентов важно не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой не согласен (это тоже толерантность), выстраивать цепь доводов; 4) в игре участвуют – 2 сторонника противоположных точек зрения, независимые эксперты; 5) оценивается не содержание выступлений и не «хорошо-плохо», а стратегия ведения дискуссии оппонентами и аудиторией; 6) каждому из участников предоставляется право задать вопросы оппонентам, экспертам, а потом – «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение; 7) итоги дискуссии подводят независимые эксперты.

Аквариум

Группа детей по выбору учителя садятся в центр круга, образуя «аквариум с рыбками». Они демонстрируют выполнение какого-то задания в группе. Остальные дети внимательно следят за работой «рыбок», но не вмешиваются, им мешает «стекло». Только по завершению работы в «аквариуме»  наблюдавшим разрешается высказаться.

Метод-ПРЕСС

Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Этапы метода:

  • Высказываем свое мнение: «Я считаю...»

  • Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»

  • Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «...Например...»

  • Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...»

Игровые методы и приемы

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

  • Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культур­ного выражения.

  • Обеспечение ученику возможности включаться в кол­лективную деятельность и общение.

Ролевая игра

Учащимся предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание. Учитель распределяет роли, участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией.

Драматизация

Члены группы получают определенные роли на основе какой-то истории. Каждый герой драмы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует собственное представление о роли. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).

Деловая игра

Деловая игра имитирует реальную жизнь. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Суд

Моделирует­ся ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных зако­ном сторон. Каждый участник должен вести себя так, как того требует отведенная ему должность, «адвокат»- защищать, «судья» – вести заседание и выносить приговор, «свидетели»-свидетельствовать и т.д.  

Плюс-минус

Вариант 1. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д. Вариант 3. Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя. Вариант 4.

Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Методы и приемы организации мыследеятельности

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

  • Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

  • Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.

  • Развитие умения работать в группе.

  • Развитие способности продуцировать множество решений.

  • Развитие умения выступать публично.

  • Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.

Мозговой штурм

Метод дает возможность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии, принимая все, даже абсурдные. После этого происходит обсуждение и оценивание интересных идей.

Обратный мозговой штурм

Преследует цель поиска и устранения возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример: изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества?

Метод Дельфи

Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.

Мыслерешето

В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.

Дерево ответов (дерево решений)

На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева учитель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме.

Обучение в парах

Алгоритм действия:

1. Обучающимся предлагаются задания, задаётся вопрос. Даётся 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов или решений.

2. Обучающиеся (или педагог) решают, кто будет выражать мысли первым и обсуждают свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.

3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.

Интерактивная лекция

Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, которая достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия.

Пресс-конференция

Ученики самостоятельно индивидуально или в группах готовят вопросы по теме обсуждения. В роли отвечающего выступает один из учеников по желанию или по предложению учителя.

Незаконченное предложение

Педагог предлагает обучающимся записать в тетради начало фразы (в соответствии с темой занятия, например, «Основная мысль этого произведения заключается в следующем:….»). Фразу необходимо завершить в течение 2 мин, раскрыв свой смысл, и записав в тетрадь. По истечении 2 мин, педагог предлагает 2 – 3 обучающимся выполнять функции экспертной группы: кратко зафиксировать все неповторяющиеся смыслы-варианты и по ходу обобщить их, выделив то общее, что их объединяет.

Чтение с пометками

Перед прочтением ученики получают установку: делать по ходу чтения определенные отметки в тексте, заранее согласованные (например: ! стоит обсудить, ? не все понятно, нужно задать вопрос; + согласен; – не согласен и др.)

Цепочка признаков

1-й ученик называет объект и его признак («у белки» – падеж);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него» – часть речи);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я» – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Отсроченная отгадка

1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Я беру тебя с собой

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Да-нет

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Шаг за шагом

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Жокей и лошадь

Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Согласен - не согласен

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений: согласен – «+», не согласен – «-».

Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

До – после

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Спринт

Предлагается команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. 1 вариант. Вся команда выполняет общее задание («Найдите ошибки в тексте»). 2 вариант. Члены команды выполняют однотипные задания по цепочке, передавая друг другу эстафету.

Ложная альтернатива

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4: 11 или 12? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Послушать-обсудить-договориться

Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем каждый показывает их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов нужно отобрать 3 и огласить их классу.

Пинг-понг

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением. Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Особенно полезно при изучении объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д.).

Зигзаг

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах - 5 человек.

Силовой прием

Может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события.

Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:

Сегодняшняя ситуация

Желательная ситуация



Противодействующие факторы

Действия по уничтожению или ослаблению



Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться)

Действия по усилению




Генераторы-критики

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

Методы организации творческой деятельности

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.

  • Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

  • Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.

Метод символического видения

Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. 

Ассоциативные ряды

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. 1 вариант. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд. 2 вариант. Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Сравнение версий

Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д. 

Если бы…

Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится. 

Ключевые слова

Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. 

Метод вживания

Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Конструирование вопросов

Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Можно предложить вопросительные слова, которые ученик должен использовать при конструировании вопросов.

Фантастическая добавка

Перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Связи

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Идеал

Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. Выбирается самое сильное решение проблемы. Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Методы и приемы рефлексии

Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.

  • Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.

  • Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.

  • Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.

Ключевое слово

Ученикам предлагается на маленьких листочках написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Потом учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого учителем или кем-то из учеников проводится краткий анализ полученных результатов.

Цветные поля

Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Применим при написании диктанта с грамматическим заданием, выполнении работы над ошибками и т.д.

Телеграмма

Предельно кратко написать самое важное, что получил от урока, с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Флажок

Прием позволяет зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими детьми. Флажок перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Рефлексивный экран

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Расскажу дома, что …

Синквейн

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющих содержание синквейна;

2-я строка –2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Хокку

ХОККУ жанр японской поэзии, нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5). Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный.

Диаманта

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными 1 и 7;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пять пальцев

Ученику нужно перечислить, загибая по очереди пальцы, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?

Корзина мнений

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Ступени

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка

 Плюс – минус – интересно

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "?” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Экспертная комиссия

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.


Фасилитация – ведущая компетентность современного педагога

В интерактивном обучении меняется роль учителя: он организует сотрудничество, налаживает взаимодействие субъектов обучения, объединяет в пары, группы, координирует работу в парах, группах. Он принимает на себя функцию фасилитатора. Задача фасилитатора вооружение участников не ЗУНами, а инструментами для успешной работы.

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Когда учитель оставляет «учительский» тон, проявляет неподдельный интерес, ученики готовы откликнуться, совместно участвовать в поиске. Только учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Новый уровень задач требует  от  учителя  в  некоторой  степени  «эталонных»  личностных  характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность (от лат. attrahere привлекать естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию), толерантность (от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей).

Главные принципы, которыми руководствуется учитель-фасилитатор, можно обозначить таким образом:

  1. Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

  1. Стараюсь быть гибким, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

  2. Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готов к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.


18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологии интерактивного обучения

Автор: Мешкова Евгения Павловна

Дата: 22.11.2018

Номер свидетельства: 487025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Мастер-класс «Использование приемов технологии интерактивного обучения при проведении занятия во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_ispolzovanie_priemov_tekhnologii_interaktivnogo_obucheniia_pri_prov"
    ["file_id"] => string(6) "569509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610101943"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Технологии интерактивного обучения"
    ["seo_title"] => string(42) "tiekhnologhii_intieraktivnogho_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "450350"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516116481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок математики «Деление и дроби» по технологии интерактивного обучения "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-matiematiki-dielieniie-i-drobi-po-tiekhnologhii-intieraktivnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108228"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403617408"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Применение  технологии интерактивного   обучения на уроках физики» "
    ["seo_title"] => string(74) "primienieniie-tiekhnologhii-intieraktivnogho-obuchieniia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "149290"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420106819"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок с использованием технологий интерактивного обучения по теме "Компьютерная графика""
    ["seo_title"] => string(89) "uroksispolzovaniiemtiekhnologhiiintieraktivnoghoobuchieniiapotiemiekompiutiernaiaghrafika"
    ["file_id"] => string(6) "333959"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465555504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства