kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Из опыта работы с одаренными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что успехи в развитии любого ребенка связаны с особенностями его развития в семье и обучения в школе. Наилучший успех в обучении и развитии может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа соответствует интеллектуальным и творческим потребностям и возможностям детей. Именно поэтому и возникает проблема обучения одаренных детей в массовой школе, т.к. их интеллектуальные запросы и возможности отличаются от тех, на которые рассчитана традиционная программа обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Из опыта работы с одаренными детьми"»

Тихомирова Анна Викторовна МАОУ г. Владимира «СОШ № 2»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Известно, что успехи в развитии любого ребенка связаны с особенностями его развития в семье и обучения в школе. Наилучший успех в обучении и развитии может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа соответствует интеллектуальным и творческим потребностям и возможностям детей. Именно поэтому и возникает проблема обучения одаренных детей в массовой школе, т.к. их интеллектуальные запросы и возможности отличаются от тех, на которые рассчитана традиционная программа обучения.


При работе с одаренными детьми я стараюсь придерживаться следующих требований:


В содержании обучения это:

  • - Изучение глобальных, широких тем и проблем;

  • - Интеграция тем, относящихся к разным областям знаний;

  • - Изучение вопросов не имеющего единственно-правильного ответа, суждения.


В области задач и методов обучения это:

  • - Поощрение углубленного изучения тем, выбираемых самим ребенком;

  • - Обеспечение самостоятельности в учении;

  • - Поощрение создания работ, с использованием разнообразных способов и форм;

  • - Развитие самооценки, поощрение оценивания работ самими учащимися.


После выявления одаренных детей (для этого существует множество специальных методик), но в тоже время учитель, как правило, видит одаренных по своему предмету детей, первым этапом в моей работе с таким ребенком является выработка индивидуальной стратегии обучения через:

  1. целеполагание;

  2. планирование совместной деятельности на и вне уроков.


Выбор и постановка цели в основном определяется самим ребенком: участие в языковых конкурсах, олимпиадах, поступление на языковой факультет, достижения оптимального для ребенка уровня владении языком.

Какова бы ни была цель, данная содеятельность, направлена на развитие лингвистических способностей, личности ребенка с учетом его индивидуальных качеств, мотивов, интересов.

Следующим этапом является планирование совместной деятельности:

- ликвидация пробелов в знаниях по определенным грамматическим темам с использованием дополнительной литературы (например, Сергей Цебаковский «Кто боится английской грамматики?»)

- работа над коммуникативно важным речевыми образцами, необходимыми для естественного речевого общения (J. Freitas “Survival English ”).

- создание ситуаций естественного речевого общения: обсуждение прочитанных книг, просмотренных за последнее время фильмов и передач, мировых новостей, ситуаций из жизни класса, школы.

- тренировка навыков аудирования с голоса и с использованием диска.


Определяются:

  • этапы работы;

  • сроки их прохождения;

  • планируются они для совместной работы с учителем или отводятся на самостоятельное изучение;

  • в классе будет проводиться данная работа или на дополнительных занятиях;

  • определяется время дополнительных занятий и консультаций;

  • определяются формы контроля (грамматический тест, зачет по говорению или аудированию и т.д.)


Работа по индивидуальной стратегии обучения организует учеников, развивает самостоятельность и в дальнейшем они сами могут планировать свою деятельность, определяют цель, самостоятельно составляют индивидуальный план работы.


Что касается форм и методов организации обучения иностранному языку одаренных детей, нужны такие формы, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия и, кроме того, позволяли бы ребенку самовыразиться.


Лучше всего для этой цели подходит метод проектов, т. к. он позволяет:

- осуществить дифференцированный подход в обучении;

- сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы;

- реализовать многообразные формы проекта и оформления конечного результата;

- проявить свой творческий потенциал;

- повысить самооценку;

- использовать иностранный язык как инструмент познания.


Одним из проектов, который был предложен ученикам 11 класса, являлась работа “My personal heritage”, ее выполнение предполагало обращение к родителям за помощью, работу со словарем и дополнительной литературой, что способствует развитию навыков и умений поиска нужной информации, развитие творческого мышления. Работы получились интересные, творческие. В ходе общения с родителями о своем генеалогическом древе узнавали много нового о своих семьях.


Другой современной технологией, которую я использую во внеурочной работе с одаренными детьми, являются ИКТ (информационные и коммуникационные технологии). В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения одаренный ребенок сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний, а учитель выступает активным помощником.

Я считаю, что в работе с одаренным ребенком наиболее эффективным методом является использование электронного учебника, который позволяет и самостоятельно изучать и повторять пройденный материал, развивать разговорные навыки и навыки аудирования, учиться грамотно употреблять грамматические конструкции и разговорные клише, осваивать навыки работы с большими массивами информации, улучшить навыки работы с компьютером.

В своей работе я использую электронное пособие, как “Bridge to English” (углубленный курс английского языка), который позволяет расширить лексику одаренного ребенка по темам:

          • география и природа

          • животные

          • город и деревня

          • погода и климат

          • разговор по телефону

          • дела дома и на работе

          • профессии и должности

          • бытовые проблемы

          • телевидение

          • кино, театр

          • увлечения и свободное время

          • общественные места и услуги

          • правила поведения

          • производство и продажа

          • автомобили

          • технический прогресс и т.д.


Повторить наиболее сложные грамматические темы:

  • косвенная речь

  • неличные формы глагола

  • модальные глаголы

  • изъявительное наклонение

  • страдательный залог и т.д.


Для отработки лексики используется очень динамичное упражнение «Тир», в котором требуется написать нужное слова за определенный отрезок времени и «выстрелить». Для закрепления грамматики служит мозаика. Есть возможность составлять с компьютером диалог, читать отрывки из оригинальных английских текстов, писать диктанты и изложения и тренировать произношение с помощью аудиотренажера. Такой интерактивный контроль с системой реакций на неправильные ответы (подсказки, гиперссылки на справочную часть пособия) позволяет анализировать уровень усвоения тем.

Другой не менее интересной и полезной для одаренных детей формой работы является самостоятельное проведение ими уроков в рамках дня дублера, приуроченного к праздникам День Учителя и Международный Женский День. Принципиально важно предоставление «дублеру» возможности самостоятельного подбора материала для урока и форм работы с классом. Ученик, дублировавший меня, вводил новый грамматический материал в 9-ых классах, организовал работу с текстом в 6 классе и со стихотворением в 5 классе. Уроки прошли динамично, сумев организовать работу в классе и заинтересовать ею учеников, «дублер» отлично справился со своей непростой задачей.


Одной из любимых форм работы с одаренным детьми являются внеклассные мероприятия, особенно Неделя иностранных языков, традиционно проводимая в нашей школе в последнюю предканикулярную неделю и феврале. Одаренные и просто заинтересованные дети принимают в мероприятиях активное участие. Особенно привлекают старшеклассников выходы в начальное звено с конкурсами, постановками и исценировками. Ребята участвуют в разработке многих конкурсов и викторин.


Но работа с одаренными детьми сводится не только к индивидуальной и творческий работе. Важно правильно организовать работу таких учеников в классе на уроках. Я пытаюсь создать ребенку так называемую систему «развивающего дискомфорта», особенно это важно при работе с детьми с завышенной самооценкой. Одаренный ребенок должен испытывать напряжение при обучении: я даю на уроках большую нагрузку, трудные домашние задания (не обязательные большие по объему). Неуспех должен в такой же мере сопровождать жизнь одаренного ребенка, как и привычный успех. Этому способствует и определенная система в предъявлении классных и домашних заданий. Я полагаю, нельзя, чтобы одаренные дети всегда справлялись с заданиями полностью, в таком случае они теряют свой развивающий эффект. Когда он получает задание превышающее достигнутый им уровень знаний, ребенок ощущает необходимость саморазвития. В таких ситуациях самооценка одаренного школьника может временно падать, но если ситуация находится под контролем учителя, то она не будет являться негативной для развития ребенка.


В конце учебного года проводится рефлексия, анализируется, что получилось, что не получилось, над чем необходимо работать. Так я прослеживаю динамику развития ученика, корректирую план дальнейшей индивидуальной работы.


Таким образом, чтобы занятия с ребенком в классе и во внеурочной деятельности развивали ум и способности ребенка, необходима познавательная потребность, именно она выступает катализатором развития одаренности. А для того, чтобы познавательная потребность не становилась в своем развитии, а сохранялась и развивалась, необходимо применение продуманной системы форм и методов работы с одаренными детьми.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Из опыта работы с одаренными детьми"

Автор: Тихомирова Анна Викторовна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-dietskoi-odariennosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-obobshchieniie-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "219487"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434216349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Работа с одаренными детьми на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(53) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "155015"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421234606"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(75) "nauchno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-rabotie-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "124585"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414746064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Из опыта работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(37) "iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "105527"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402860226"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Работа с одаренными детьми (из опыта работы) презентация"
    ["seo_title"] => string(60) "rabota_s_odariennymi_diet_mi_iz_opyta_raboty_priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "363722"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480401135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства