kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: Развитие познавательной активности школьников на занятиях по английскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена сущность понятия познавательной  активности, ее виды и уровни, а также факторы, влияющие на ее развитие (психолого-педагогические условия, средства и методы развития познавательной активности). Обсуждается вопрос о возможности развития познавательной активности на уроках английского языка в школе. Освоение иностранного языка и развитие познавательной активности - процессы взаимосвязанные - об этом также говорится в работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Развитие познавательной активности школьников на занятиях по английскому языку.»

Развитие познавательной активности школьников на занятиях по английскому языку

М.С. Куликова

ГБОУ СОШ № 274 Кировский район

Санкт- Петербург


Человек познает окружающую действительность в процессе своей активной деятельности. Активное отношение к миру формируется в течение всей жизни, начиная с малых лет. И здесь большую роль играет развитие познавательной активности. Формирование и развитие познавательной активности способствует эффективному протеканию и развитию не только познавательной деятельности человека, но и дальнейшей активизации других видов деятельности: трудовой, общественной и т.д.

В настоящее время ведется поиск наиболее эффективных путей развития познавательной активности школьников. На наш взгляд, одним из средств развития познавательной активности может служить иностранный язык. Это обусловлено следующим. Освоение языка является проявлением познавательной деятельности, направленной на изучение и овладение данным языком, на приобщение к культуре страны изучаемого языка, что ведет к развитию личности. В основе этой познавательной деятельности лежит познавательный интерес, под которым понимается стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности, и имеющее своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлекс.(7) При этом чем больше будут использоваться на занятии активные методы, средства обучения, активные виды деятельности и прочее, тем эффективнее будет протекать процесс развития познавательной активности. С другой стороны, уровень овладения иностранным языком зависит от уровня развития познавательной активности, так как чем больше учащийся стремится к активному творческому освоению языка, чем выше будет результат.

Таким образом, можно заключить, что два процесса: овладение иностранным языком и развитие познавательной активности в ходе его освоения – взаимосвязаны.


Сущность понятия «познавательная активность»

В психолого-педагогической литературе пока нет однозначного определения познавательной активности.

Так, например, Низамов Р.А. рассматривает познавательную активность как инициативное действие личности, направленное на проникновение во внутреннюю сущность изучаемых явлений, процессов, объектов; возникающее на основе настойчивых действий личности, направленных на решение проблем, задач, творческих заданий, на мобилизацию внимания, психических процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, на поиск новых знаний. (7).

Правдин Ю.П. определяет познавательную активность следующим образом: « Познавательная активность - это интенсивный процесс учения, обусловленный потребностью и готовностью личности к интеллектуальной и профессиональной деятельности, обеспеченный оптимальным уровнем научности преподавания и доступности учения, утверждающий становление учащегося как субъекта обучения».(10).

Другие исследователи этого вопроса отмечают, что познавательная активность является сложным качеством личности, которое проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. (11).

В структуре познавательной активности выделяются два основных взаимосвязанных компонента:

А) мотивационный - познавательные и социально-этические мотивы, связанные с отношением личности к процессу познания;

Б) операционный – познавательная деятельность на основе уже имеющихся знаний, умений, навыков, отражающая уровень познавательной активности личности.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что под познавательной активностью понимается, с одной стороны, качество личности, выражающее степень участия ее в процессе познания, сущность которого состоит в выборочной актуализации уже освоенных знаний, способов деятельности, умений, навыков для дальнейшего расширения, углубления и практического применения знаний в лично и общественно значимых целях; с другой стороны, само деятельное состояние, характеризующееся стремлением проникнуть в сущность явления, найти новый способ решения проблемы; приложением умственных и физических сил для достижения поставленной цели.

Познавательная активность может проявляться в различных видах, в соответствии с которыми выделяются уровни познавательной активности.


Виды и уровни познавательной активности


Активность учащегося в процессе обучения может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной).

Признаки первого вида активности внешне ярко выражены: ученик деятелен, сосредоточен и т.п.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что она предполагает наличие признаков внешней активности. Кроме того, ей свойственны следующие специфические черты: напряженность умственных сил, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения); проявление устойчивого интереса к изучаемой проблеме; направленность мыслительных операций и внимания на понимание данного вопроса.

В учебной деятельности школьника также имеют место два взаимосвязанных вида активности: репродуктивная и творческая. Может быть также выделен промежуточный вид активности – частично-поисковая активность

Данным видам познавательной активности соответствуют определенные ее уровни. (10).

Так, первый уровень соответствует репродуктивной активности.

Критерием данного уровня активности может служить стремление учащегося понять изучаемое явление, наличие и потребности, и интереса к занятиям. Он активен, но вся его активная деятельность направлена на усвоение готовых знаний, выполнение задания способами, указанными педагогом. Процесс усвоения знаний протекает на низком уровне мыслительной активности. Характерным показателем первого уровня познавательной активности является отсутствие у учащегося интереса к углублению знаний, проявляющееся в недостатке вопросов типа «Почему?».

Здесь педагог использует объяснительно-иллюстративный метод преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую активность ученика.

Второй уровень – это частично-поисковая активность.

Она характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Критерием оценки сформированности этого уровня активности будет являться наличие вопросов типа «Почему?», умение объяснить самому природу возникновения явлений, их взаимосвязь, умение применить знания в измененной ситуации. В этих условиях ученик выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит преподаватель. Но поиски самостоятельных путей решения, проба не одного варианта, а нескольких отрывают учащегося от образца, предоставляют простор для размышления. Деятельность педагога здесь связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности школьников.

Третий уровень – уровень творческой активности.

Творческая активность - это сложное отношение человека к действительности,

Комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые, эмоциональные процессы. Этот уровень активности характеризуется стремлением не только проникнуть в глубь явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ, перенести знания и способы деятельности в условия до сих пор незнакомые. Критерием сформированности третьего уровня познавательной активности может служить интерес учащегося к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску

решения проблем, возникающих в процессе познавательной и практической деятельности. Характерная особенность этого уровня – проявление высоких волевых качеств, настойчивость в достижении цели и т.д.

Виды и уровни познавательной активности не изолированы друг от друга, они могут сосуществовать в деятельности обучаемого, поскольку педагогический процесс, организующий и направляющий эту деятельность, в одних случаях регламентирует задачи, пути их решения, а в других – предоставляет учащимся свободный выбор.

На развитие познавательной активности оказывает влияние ряд факторов.

Основные факторы развития познавательной активности


- психолого-педагогические условия, т.е. такая обстановка на занятии, в которой представлена совокупность психологических, педагогических факторов (среды, отношений, средств, др.), обеспечивающая возможность преподавателю организовать активную учебную деятельность учащегося.

Предлагается следующая классификация психолого - педагогических условий (11):

  1. Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач обучения.

  2. Педагогически правильное использование принципов дидактики.

  3. Обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной учебной атмосферы.

  4. Динамичность, разнообразие методов, приемов, средств обучения.

  5. Ориентирование школьников на систематическую самостоятельную работу над материалом во внеаудиторное время и правильная организация самостоятельной работы.

  6. Обеспечение регулярности, повышение эффективности контроля (особенно текущего) и оценки знаний, умений и навыков.

7) Использование системы психологических и педагогических стимуляторов учебной деятельности (поощрений, наказаний, требований преподавателя, любознательности, интереса к знаниям, стремления к их употреблению и т.д.).

- Средства развития познавательной активности

Задача формирования познавательной активности в учебном процессе решается при помощи различных средств: технических средств, вопросов, познавательных задач, творческих заданий и др.

Познавательные задачи

Познавательная задача – это система информации о каком- либо явлении, объекте, процессе, в которой или четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, она может быть найдена только на основе решения задачи, или сведения сформулированы таким образом, что между отдельными понятиями, положениями имеются несогласованность, противоречия, требующие поиска новых знаний, доказательства, преобразования, новых способов решения и т.п.(7).

Задание

Задание понимается как разновидность учебной работы, которая задана кому-нибудь и ограничена в объеме и сроках выполнения.

Среди заданий, способствующих развитию познавательной активности можно выделить следующие: решение познавательных задач, постановка экспериментов, подготовка творческих докладов, написание рефератов, конструирование и т. д.

Вопросы

Под вопросом понимается предложение, требующее ответа, объяснения, как положение невыясненное, вызывающее сомнение и требующее решения.(7).


- Методы и приемы учебного познания

Под методами учебного познания (учения) понимаются способы учебной работы, при помощи которых достигаются цель и задачи учебного процесса: овладение научными знаниями, формирование определенных умений, навыков, качеств.

Каждый метод состоит из комплекса приемов.

К основным методам учебного познания относятся следующие: слушание-осмысливание, наблюдение, эксперимент, упражнение, изучение учебников, пособий, первоисточников и других материалов, моделирование.

Слушание-осмысливание

Представляет собой сложную активную умственную деятельность.

Слушать-осмысливать – значит внимательно следить за ходом изложения материала, не терять логики мыслей выступающего. Осмысливать - значит разбираться в сущности всего того, что излагается на занятии, устанавливать свое отношение к нему.

Данный метод предполагает использование приемов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ведения записей.

Наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное и относительно длительное изучение предметов, явлений и процессов. В процессе наблюдения учащийся делает выводы, теоретически осмысливает факты, явления. Приемами наблюдения являются анализ, синтез, сравнение, ведение записей, протокола и т.д.

Различают следующие виды наблюдений:

А) непосредственное, т.е. без помощи приборов;

В) косвенное – с помощью современных технических средств.

Наблюдения могут проводиться в естественных и искусственных (лабораторных) условиях.

Эксперимент

Эксперимент – это активное вмешательство учащегося в процесс, явление, целенаправленное изучение исследуемых объектов; опыт, проводимый в специально созданных или естественных условиях.

Эксперимент предполагает анализ хода и результатов изучения объектов, явлений. В одних случаях обучаемый выясняет соответствие результатов эксперимента существующим теориям, в другом – организует исследование, поиск новых свойств, взаимосвязей явлений.

Эксперимент развивает мышление , интерес к исследованию.

Моделирование

Данный метод предполагает изучение объектов учебного и научного познания на их моделях.

Выделяют следующие этапы моделирования:

А) актуализация ранее усвоенных знаний, связанных с моделируемым объектом,

Б) осознание (констатация) невозможности изучения обычными методами и средствами,

В) выбор модели из числа имеющихся или создание новой,

Г) исследование модели,

Д) проверка истинности полученных данных и включение их в систему знаний. Самостоятельное моделирование учащимися различных явлений, процессов способствует развитию их творческой активности.

Упражнение

Упражнение – целенаправленное повторное выполнение умственных и практических действий с целью основательного усвоения знаний, формирования правильных умений и навыков.

Выделяют три группы упражнений:

  1. воспроизводящие упражнения предполагают выполнение учащимся действий с помощью воспроизведения тех приемов, которые показал преподаватель;

  2. тренировочные упражнения используются с целью формирования умений и навыков и предназначены для многократного повторения;

  3. творческие упражнения характеризуются применением школьниками знаний, умений и навыков в новых условиях и способствуют формированию у них творческих способностей.

Данный метод обеспечивает связь теории с практикой и формирует умение применять знания на практике.

Изучение учебника, первоисточников, пособий, документов и других материалов.


Таким образом, развитие познавательной активности учащихся зависит от того, насколько они хорошо владеют методами учебного познания и эффективно ими пользуются. Поэтому целенаправленно следует учить их учиться. Познавательная активность школьников во многом зависит и от деятельности преподавателя, от его методов и приемов работы, от того, насколько педагогически правильно организует он поисковую деятельность учеников. Отсюда следует, что любой комплекс методов и приемов обучения должен вырабатываться как инструмент деятельности и преподавателя, и ученика.


Подводя итоги, следует отметить, что в нашей статье мы попытались рассмотреть как вопрос о том, что же понимается под самим понятием «познавательная активность», так и вопрос о том, что же необходимо для ее развития.

Поскольку, быть активным – необходимое условие нормальной жизнедеятельности человека, а познавательная активность обеспечивает успешное осуществление не только познавательной деятельности, но и стимулирует развитие других видов деятельности человека, то выдвижение задачи развития познавательной активности учащихся на одно из первых мест является естественным. Для реализации этой задачи совершенствуются учебные планы, программы, учебники, методические пособия, в которых наряду с разработкой содержания образования акцентируется внимание на методах, средствах обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, в том числе на занятиях по английскому языку.








Список литературы


  1. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Проблемы формирования познавательной активности в процессе обучения // Актуальные вопросы активизации познавательной деятельности: Сб. ст. – Уфа, 1999. – С.3.

  2. Богуславская Г.П. Инновации в преподавании иностранных языков // Проблемы функциональной лингвистики и активные формы преподавания иностранных языков. – Астрахань,2005. – С.122-123.

  3. Вайсбурд М.Л. Методы обучения. Выбор за вами// Иностранные языки в школе.- 2000.- № 2. – С. 29-34.

  4. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении).- Кишинев,2010.

  5. Методы активизации познавательной деятельности студентов / Сост.: Ю.П. Бушуев и др. – Киев, 2001.

  6. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Будько, С.И. Петрова.- Минск: Высшая школа, 2002.- 522с.

  7. Низамов Р.А. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности. // Проблемы развития познавательной активности студентов: Сб. ст. – Казань, 1980.- С. 3-59.

  8. Новолодская С.Л. Развитие познавательной активности на занятиях английским языком // Основные направления интенсификации образовательного процесса и активизации познавательной деятельности: Сб. ст. – Новосибирск,2002.- С. 83-85.

  9. Педагогический словарь / Под редакцией И.А. Капрова и др. – М., 1998.

  10. Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях развивающего обучения. – Казань, 2005.

  11. Психолого-дидактические аспекты повышения познавательной активности учащихся/ Сост.: Л.К. Гейхман, И.С. Клейман . – Пермь,2000.

  12. Harmer J. The practice of English language teaching. – London and New-York: Longman, 1998.- 46-48p., 235-242p.

  13. Spratt M. English for the teacher. – New-York: Cambridge University Press .- 2001.

  14. Voices from the language classroom / Ed. By K.M. Bailey and D. Nanan. – New-York: Cambridge University Press,2001.- 62-63 p.


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Куликова Мария Сергеевна

Дата: 17.07.2015

Номер свидетельства: 223047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Статья.  «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». "
    ["seo_title"] => string(145) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-siemi-moduliei-proghrammy-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "119526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413455561"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроке английского языка""
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia-razrabotka-mietody-i-priiemy-obuchieniia-lieksikie-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "250987"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447166826"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "игровых элементов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "ighrovykh-eliemientov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238402"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444562564"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта урока английского языка с учетом требований ФГОС "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-anghliiskogho-iazyka-s-uchietom-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "149659"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420282148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства