kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

«Создание проблемных заданий при обучении грамматике английского языка в средней школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проблемного подхода к обучению грамматике представляет большой интерес.  С одной стороны овладение грамматическими структурами позволяет учащимся правильно структурировать высказывание. С другой стороны, у учащихся очень часто возникают трудности при усвоении грамматического материала. Понятия в родном и иностранном языках могут совпадать, отсутствовать в каком-то из языков, средства выражения могут частично или полностью расходиться в сопоставляемых языках, сфера употребления явлений может совпадать, частично совпадать или полностью расходиться (например, глагольные формы прошедшего времени).

Просмотр содержимого документа
««Создание проблемных заданий при обучении грамматике английского языка в средней школе»»

Борисова И. Г.

МОУ «СОШ» №8

«Создание проблемных заданий при обучении грамматике английского языка в средней школе»


Разработка проблемного подхода к обучению грамматике представляет большой интерес. С одной стороны овладение грамматическими структурами позволяет учащимся правильно структурировать высказывание. С другой стороны, у учащихся очень часто возникают трудности при усвоении грамматического материала. Понятия в родном и иностранном языках могут совпадать, отсутствовать в каком-то из языков, средства выражения могут частично или полностью расходиться в сопоставляемых языках, сфера употребления явлений может совпадать, частично совпадать или полностью расходиться (например, глагольные формы прошедшего времени).

По определению Г.И. Гонтарь, проблемный подход – это стратегия обучения, сочетающего репродуктивную и творческую деятельность обучаемых в ходе решения проблемных задач на всех видах практических занятий…»[1, с.60]. По мнению Е.В. Ковалевской, «на лингвистическом уровне проблемные задачи нацелены на усвоение фонетического, лексического и грамматического материала. Они основаны на проблемах лингвистического и лингвострановедческого плана и направлены на накопление филологического опыта и лингвистическое развитие учащихся» [1, c.61]. Проблемные ситуации и проблемные задачи лингвистического уровня требуют дальнейшего изучения в контексте исследований, проведенных на коммуникативном уровне при обучении говорению на иностранном языке, так как, по мнению Е.В. Ковалевской «из трех уровней проблемных ситуаций, формализованных в проблемных задачах, только коммуникативный является в достаточной степени разработанным, в особенности в контексте обучения говорению на иностранном языке»[2 c.70].

Логической основой для построения проблемных задач на уровне аспектов языка является, по мнению Е.В. Ковалевской, «отношение сущностей в триаде – мышление, язык, речь». Проблемные ситуации создаются на известном предмете неизвестными языковыми средствами с целью овладения этими средствами. Г.И. Гонтарь основывает свою классификацию проблемных заданий на принципе контрастности, то есть сравнения, сопоставления. Соизучаемые языки и культуры могут контрастировать и, в результате анализа, мы будем иметь полные совпадения, частичные и несовпадения, как на уровне языка, так и на уровне речевой деятельности.

По мнению Е.В. Ковалевской, «при работе с грамматикой проводится сопоставление грамматических структур на уровне иностранного языка по системе новое, интересное, трудное. Каждое новое явление сравнивается с родным языком на трех уровнях – форма, значение, употребление» [3, c.65]. Таким образом, в проблемных заданиях по обучению грамматике известным, частично известным, неизвестным могут быть форма, значение, употребление.

Приведем пример проблемных заданий познавательно-лингвистического уровня (грамматический аспект), разработанных на основе непроблемных заданий в учебнике М.З. Биболетовой для 10 класса «Английский с удовольствием». В учебнике дается следующая таблица [1, c.27]:


70 Read and remember.


We can use wish with the past tense to say that we would like something to be different (i.e. express regret about the present).

I wish + past verb form

I wish we had lessons on football! (We don’t have them now.)

I wish we didn’t have such boring PE lessons. (Our PE lessons are boring now.)

I wish we could have fun in our PE lessons. (We can’t have fun now.)

We sometimes use were instead of was in this structure, especially in a more formal style.


I wish I were more sporty: I would be healthier then!


Проблемное задание может выглядеть следующим образом:


Past verb form with wish

Глагольная форма прошедшего времени с глаголом wish для выражения сожаления по поводу настоящего

  1. Форма


I wish we had lessons on football! (We don’t have them now.)


  1. Значение


Выражение сожаления по поводу событий в настоящем времени.


  1. Употребление


Употребляется с глаголом wish



Учитель предлагает проанализировать форму грамматического явления, затем ее значение и употребление.

При анализе формы учитель задает учащимся следующие вопросы: Что это: запрос информации, подтверждение или отрицание? Из каких элементов состоит структура? Чем отличаются ее элементы? В какой последовательности они расположены? Учащиеся отвечают, что эта структура является подтверждением информации. Предложение состоит из двух частей. В первой части мы видим подлежащее и сказуемое, выраженное глаголом wish в форме настоящего простого времени. Во второй части предложения находится подлежащее и сказуемое, выраженное глаголом в форме прошедшего времени. Затем располагаются второстепенные члены предложения.

Затем учитель предлагает проанализировать содержание структуры: Что означает эта фраза? Какие элементы можно в ней заменить? Как изменится смысл? Учащиеся отвечают, что глагол в форме прошедшего времени во второй части предложения не может выражать действие в прошлом, так как в первой части предложения находится глагол wish, который обозначает «желать». Эта структура выражает сожаление по поводу событий в настоящем времени. В первой части предложения можно заменить действующее лицо. Если действующее лицо будет в 3-м лице ед. числа, то к глаголу wish необходимо добавить окончание –es. Во второй части можно заменить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. В этом случае изменится значение структуры.

Далее учитель предлагает проанализировать употребление структуры: Когда и где эта структура употребляется? Учащиеся отмечают, что стркутура употребляется обязательно после глагола wish в первой части предложения.

Чтобы управлять процессом работы с проблемными ситуациями преподавателю необходимо владеть умениями по управлению учебным процессом разрешения проблемных ситуации, знать методику работы с ними.

По мнению Г.И. Гонтарь «на лингвистическом уровне предмет, мысль сконцентрирована на процессе познания иностранного языка путем сопоставления контрастирующих языков»[2, с.61]. Педагог создает объективную проблемную ситуацию, которая переходит в субъективную проблемную ситуацию как психическое состояние интеллектуального затруднения учащихся, в случае соответствия познавательно-коммуникативным потребностям учащегося. Таким образом, проблемные задания являются эффективными при обучении грамматике английского языка в средней школе, так как стимулируют речемыслительную деятельность учащихся в процессе развития умений иноязычного общения.


Литература:

  1. Гонтарь Г.И. Использование проблемного подхода при обучении иностранному языку. Автореф.дисс.канд. пед. Наук. М., 1987. – 16 с.

  2. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы. М.: МНПИ, 1999. – 120 с.

  3. Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. - 2-е изд, испр. – Обнинск: Титул, 2010. – 216 с.: ил.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисова Ирина Геннадьевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502874

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(97) "sistiemnyipodkhodvpodgotovkiekientpoinostrannomuiazykukakosnovapovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "299598"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456563483"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "открытый урок по теме "Do your parents understand you" в 9 классе. "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-tiemie-do-your-parents-understand-you-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "100363"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402378552"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства