Просмотр содержимого документа
«Современный урок английского языка в системе ФГОС»
Современный урок английского языка в системе ФГОС
Глумова Светлана Федоровна,
учитель английского языка,
МАОУ «ООШ № 11»
г.Лысьва, Пермский край,
2018г.
Каждый учитель желает, чтобы на уроке царила атмосфера творчества и добра.
Урок английского языка - это активная деятельность учащихся, проблемность, новые открытия через самостоятельность и сотрудничество, и строится на системно- деятельностном подходе и позволяет развивать УУД.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:
1.Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
2.Развитие личности учащихся;
3.Формирование и развитие УУД.
Формирование УУД – формирование способов познания и освоения мира через развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию (Таблица № 1).
УУД успешно формируются через применение следующих технологий: проектной, балльно - рейтинговой, КСО, критического мышления, проблемного обучения и других.
Личностные действия позволяют сделать учение на уроках английского языка осмысленным, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
При применении технологии коллективного обучения «Я» концепция развивается через осознание учащимися своих мотивов, потребностей при работе в парах, а затем в группах над темами: «I am a successful pupil»(« Я - успешный ученик»),
«Who Am I?», «What Am I?», ученики вступают в дискуссию «Спор с самим собой», отвечая на вопрос: «Do the star sings influence on your
character? («Влияют ли знаки Зодиака на твой характер?»).
Они обмениваются мнениями о своих положительных и отрицательных чертах, используя аргументы «За» - «Против». Например, знак Рак (Cancer): +honest, talkative, sociable, kind;-boastful, bossy, bully, hurt.
О личном, профессиональном, жизненном самоопределении, ориентации на мотив достижения задумываются старшеклассники, написав свою индивидуальную образовательную программу и переведя ее на английский язык. Две девушки ее представляли на уроке-проекте.
Гражданское отношение к Отечеству включает преданность малой родине. Осознание своих прав и обязанностей, патриотизм учащиеся 10 классов проявляют индивидуально, а затем в группах, заполняя «Бортовой журнал». В правой колонке до чтения текста «Права и обязанности граждан» большинство уч-ся, отвечая на вопрос:
«What do I know? » («Что я знаю? »), написали: The right to education. The right to health. The right to rest. А после чтения, слева, появились следующие записи: «What have I known? » («Что я узнал? »): The right to take a full and active part in everyday life. The right to private life. The right to protection.
УУД развивается через интересные приемы, формы, а также современные технологии. В старшей школе эффективны проекты, проблемные ситуации, приемы критического мышления. Мне бы хотелось остановиться на работе с проектами, во время которых развиваются коммуникативные навыки: толерантность, умение слушать и слышать собеседников, аргументация своей точки зрения, умение управлять своим поведением, работать в группе и другие.
Учащиеся 10 «А» с большим желанием включились в проектную деятельность по теме: «Легко ли быть молодым?», выполняя работу в группах. Работа над проектом началась с тайны. Сформированные по интересам группы анализировали ситуацию, формировали цель, обдумывали идею результата. Лидер каждой группы координировал выполнение работы.1-я группа провела соцопрос с уч-ся других классов о знании прав молодежи, составила схемы и сводную таблицу. Получились интересные результаты познания учащихся. О существующих проблемах молодежи методом анкетирования узнала следующая группа. Из презентации старшеклассники сделали вывод о проблемах с одноклассниками, учителями, в семье.
Появились схемы-сравнения: «Family problems», «Problems with classmates», « Problems with teachers».Особенно всех удивила группа №3. Они оформили стендовую защиту о своих одноклассниках: хобби, любимых книгах, музыке, фильмах, местах для путешествия. Проанализировав все материалы, они удивили всех выводами:
Hobbies -15 человек, music -15, The Internet-все, TV-14; Traveling-abroad-3, the Black Sea-8 и так далее.
Невозможно работать без сотрудничества – умения понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, уважать в общении партнера и самого себя.
Работа в группах становится настолько интересной, что выходит за рамки класса: общение с другими старшеклассниками, сравнение результатов, внесение изменений и корректив в план, волевая саморегуляция и преодоление препятствий.
В процессе совместной работы развиваются регулятивные навыки, направленные на управление познавательной и учебной деятельностями посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. А это обеспечит базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Я применяю в своей практике технологию развития критического мышления при обучении учащихся чтению, изучению и обобщению изученного материала. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов.
В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.).
На стадии «Вызова»(Evocation) учащимся 10 -11 классов предлагается активизировать знания и речевую активность приемами: «Круги по воде» к теме: «Разные страны - разные континенты» со словом «World», « Корзина идей», « Mind Map». Последний является ассоциативным и мотивирует учащихся на познание.
Осмыслению содержания (Realization of meaning) помогают активные методы чтения, как в группах, так и индивидуально: маркировка, дневники, «Фишбон». Последний представляет решение проблемы графически: «The air, water, land are polluted» («Воздух, вода, земля – загрязнены)», а также прием «Плюс – минус - интересно». Для совершенствования навыков монологического высказывания эффективны интересные приемы: «Зигзаг» и «6 шляп». Старшеклассники виртуально надевают разноцветные шляпы и исполняют роли: Белую
( «Ученый»), Черную («Критик»), Желтую («Оптимист»), Красную
( «Художник»), Зеленую («Креативщик»), Синюю («Руководитель» ). Работа становится продуктивной, так как учащиеся знают условия игры: излагают факты, высказывают отрицательные, положительные черты, свои чувства, не традиционные решения и координируют работу групп. Методике критического мышления я начинаю обучать рано- с 8 класса. Учащимся 9 классов хорошо удаются «Тонкие и толстые вопросы». Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой на стадии «Рефлексии»(Reflection) приемами: «Синквейн», «Кластер», «Верные- неверные» утверждения.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).
Особенно эффективна на уроках английского языка балльно - рейтинговая технология. Основными принципами ее являются: оценка не зависит от межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается; стимулируется процесс познания; ученик выбирает стратегию своей деятельности, так как оценки видов деятельности определены заранее. Одним из стимулирующих факторов остается балл, но такой, который не внушает ученику страх, а, напротив, поддерживает его внимание и подстегивает его самолюбие.
Представляю вам балловую систему в 10 классе по одной теме: «Что на пике популярности молодежи?», которая делится на блоки:
«Почему подростки вступают в группы?», «Как подростки выражают свою индивидуальность?», «Общие черты подростков разных стран», « Все ли молодые грубые?», «Что ты думаешь об идеальной субкультуре?».
Каждый блок состоит из модулей, которые содержат аспекты английского языка: знание лексики, чтение, перевод, монологическую и диалогическую речь, грамматику, аудирование. Я разработала форму зачетной книжки, и познакомила учащихся с критериями баллов. Например, модули к теме: «Почему подростки вступают в группы?»: М1-ЛЕ (словосочетание), М2-чтение, перевод текста «Стили жизни», М3-рассказ по тексту «Стили жизни», М 4-диалог1, М 5-диалог2.
Итак, ученик может максимально набрать по каждому модулю 10 баллов, а по блоку 50 баллов.
Комментарии: 9 – 10 б – «5» Критерии 45-50 б –«5» 90% - 100%
по каждому 7 – 8 б – «4» блока II 36-45б -«4» 70% - 90%
модулю 5 – 6 б- «3» 25-36 б –«3» 50% - 70%
0 – 4б- «2» 0-24 б –«2» 0% - 40%
В 2012 – 2013 учебном году я включила в экспериментальные группы учащихся 10 «Г» и 10 «Д» классов. Каждый ученик выбрал свою траекторию познания: набор баллов на определенную оценку. Для большинства - это был огромный стимул в изучении этой трудной темы. Все баллы просчитывались и переводились в оценки. Затем я выстраивала рейтинг. Я благодарна педагогической науке, что она стимулирует работу, как учителей, так и учеников!