Статья посвящена реализации социокультурного аспекта урока иностранного языка. Обосновывается важность формирования социокультурной компетенции учащихся средних образовательных школ. Доказано, что социокультурное образование является важным условием для формирования коммуникативной и социокультурной компетенции и реализации главной цели обучения иностранным языкам: «развитию у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социокультурный аспект урока иностранного языка »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44 г. Ярославля
Методическая статья по теме: «Социокультурный аспект урока иностранного языка»
(Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих по новым стандартам)
подготовила
учитель иностранных языков
Орехова Юлия Михайловна
г. Ярославль
2015
На сегодняшний день основной целью преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе является обучение языку как реальному средству общения в пределах тем, обозначенных в образовательном. Однако практика общения с иностранцами показывает, что «беглость и правильность в лексико-грамматическом аспекте не гарантируют взаимопонимания и, далее, результативной совместной деятельности в процессе реального общения» [3]. Для успешной коммуникации в современном поликультурном мире необходимо развивать у изучающих иностранный язык школьников социокультурную компетенцию, формируемую по средствам языка и культуры.
В рамках реализации нового ФГОС можно говорить о том, что применение социокультурного подхода не только ведет к расширению функций дисциплины «Иностранный язык», но и появлению новой, предполагающей формирование социокультурной компетенции, за счет обучения в диалоге культур. Это значит, что современный урок иностранного языка – это не только обучение, воспитание и развитие, но главным образом социализация, целью которой является приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям, обеспечивающее интеграцию в мировое сообщество. Сегодня именно социокультурный аспект урока иностранного языка помогает успешной социализации в обществе и формированию положительного отношения к другим народам и их ценностям.
Следовательно, социокультурное образование является важным условием для формирования коммуникативной и социокультурной компетенции и реализации главной цели обучения иностранным языкам: «развитию у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия» [2].
Как уже было отмечено, для реализации социокультурной цели урока в урочное или внеурочное время возникает необходимость в применении социокультурного подхода, позволяющего легко преодолевать «культурные помехи», возникающие из-за отсутствия социокультурных знаний и неразвитой социокультурной компетенции учащихся. Потребность в соизучении языков и культур можно объяснить тем, что коммуникативное и социокультуное развитие обучающихся в большей степени происходит за счет социокультурного подхода.
Для реализации социокультурного (познавательного) аспекта современные учебно-методические комплексы используются различные средства:
отображение актуальной действительности:
иллюстрации;
фото;
слайды;
фильмы;
компьютерные программы;
анкеты;
билеты;
этикетки и т. п.;
репродукции картин художников стран изучаемого языка;
отрывки из текстовых произведений:
художественной литературы;
справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.);
материалов СМИ;
разговорный массив:
аутентичные диалоговые тексты;
объяснения и показ строя языка;
речевые образцы;
правила-инструкции;
структурные и функциональные обобщения;
сведения о функциях языка, его роли в жизни и мире;
фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое [4].
Однако содержащейся в учениках культурологической информации зачастую не хватает, или же она не соответствует современной действительности за счет того, что информация в печатном издании быстро устаревает. В связи с этим, учителя активно используют неограниченные возможности сети Интернет:
учебные Интернет-ресурсы;
коммуникаторы и web-сервисы;
Интернет браузеры;
обучающие программы;
онлайн тестирование и многое другое.
При планировании серии уроков/урока учителю следует помнить о новом аспекте, который приводит и к формированию социокультурной компетенции, и к развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Все это обеспечивает социализацию, становление вторичной языковой личности, развитие уважительного отношения к другим нациям и культурам.
Важно понимать, что урока иностранного языка «обладает поистине огромным образовательным потенциалом», который предполагает и познание, и развитие, и воспитание. У ученика появляется возможность обогатиться культурно, так как именно «усвоение культуры в широком смысле слова делает человека Человеком» [1].
Литература:
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского обще-
ства//Вопросы образования. - 2008. -№3.
2. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения ИЯ // ИЯШ. - 2004. - №1. - С.3-8.
3. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.