Статья на тему "Способы активизации речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка."
Статья на тему "Способы активизации речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка."
МБОУ «Лицей №6 им. М.А. Булатова»
Н.В.Титерюк, учитель английского языка,
учитель высшей категории
Способы активизации речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка.
Иноязычное образование имеет огромный потенциал для формирования основ филологического образования и коммуникативной культуры школьника. Содержание ИЯ как «образовательной дисциплины» направлено на развитие личности учащихся как индивидуальности, готовой и способной вести диалог культур.
Процесс иноязычного образования включает в себя четыре взаимосвязанных аспекта: учебный, познавательный, развивающий, воспитательный.
Развивающий аспект реализуется в овладении психологическим содержанием, в достижении личностных и метапредметных результатов освоения учебного материала. Одним из аспектов развивающего обучения является развитие языковых и речемыслительных способностей учащихся.
Способы активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках ИЯ:
использование изобразительной наглядности;
использование видео;
использование игр;
использование пословиц, поговорок, идиом, афоризмов;
использование музыки;
использование словарей.
Использование изобразительной наглядности направлено на формирование и развитие языковых, речевых и социокультурных навыков и умений; способствует повышению эффективности образовательного процесса. Одним из принципов подбора и систематизации иллюстративных материалов является тематический принцип:
изображения отдельных людей;
изображения сказочных персонажей и животных;
изображения отдельных предметов;
изображения отдельных мест;
бытовые и жанровые сценки с людьми в различных местах и жизненных ситуациях;
изображения с информационными деталями;
карты, схемы, знаки, символы;
абстрактные изображения.
Использование видео на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности открывает уникальные возможности во владении иноязычной культурой, в формировании социокультурной компетенции.
Видеоматериалы представляют неограниченные возможности для анализа, сравнения, сопоставления культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения. Просмотр видео может иметь эмоциональное воздействие на обучаемых, служить стимулом для учебно-поисковой и творческой деятельности.
На уроках можно использовать:
учебные материалы к УМК (если имеются);
отрывки из художественных и документальных фильмов;
мультфильмы;
видеозаписи телепередач, рекламные ролики;
музыкальные клипы;
видеоэкскурсии по достопримечательностям.
Использование игр способствует формированию речевых и коммуникативных навыков, развитию моторики, пространственного воображения, памяти; снимает напряжение, проблемы социолизации; способствует моделированию реального речевого общения.
Классификация игр:
1. Игры по классификации М.Ф. Стронина: подготовительные игры, грамматические, лексические, фонетические, аудитивные, творческие игры (речевые игры).
2. Игры по классификации A. Wright, D. Betteridge, M. Buckly и др.: языковые и коммуникативные игры; игры на взаимодействие и соревнование; игры для одного, двух и более участников.
3. Игры по классификации Д. Хадфилд: информационный пробел; соединение и подбор элементов.
Примерные типы игр:
1. Игры типа лото.
2. Игры с использованием информационного пробела, оценки в восприятии информации.
3. Игры с использованием драматизации.
4. Игры-головоломки.
Использование пословиц, поговорок, идиом, крылатых выражений, афоризмов как образцов народной мудрости является средством развития рецептивных умений устной и письменной речи, контроля коммуникативных навыков и умений.
Использование музыки имеет образовательное, развивающее воздействие на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне развитой личности.
На уроках можно использовать:
инструментальное исполнение различных музыкальных произведений;
пение акапельное, сольное, хоровое;
видеоклипы песен;
вербальная информация из мира музыки: статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, интервью, объявления;
реклама;
фрагменты теле- и радиопередача о музыке;
невербальная информация: фотографии музыкантов, композиторов, певцов, музыкальных инструментов, концертных залов и т.д.
Использование словарей как учебных пособий направлено на формирование коммуникативной компетенции, развитие всех видов речевой деятельности, воспитание независимых пользователей.
Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках ИЯ способствует формированию языковой грамотности, готовности к саморазвитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Способы активизации речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка." »
МБОУ «Лицей №6 им. М.А. Булатова»
Н.В.Титерюк, учитель английского языка,
учитель высшей категории
Способы активизации речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка.
Иноязычное образование имеет огромный потенциал для формирования основ филологического образования и коммуникативной культуры школьника. Содержание ИЯ как «образовательной дисциплины» направлено на развитие личности учащихся как индивидуальности, готовой и способной вести диалог культур.
Процесс иноязычного образования включает в себя четыре взаимосвязанных аспекта: учебный, познавательный, развивающий, воспитательный.
Развивающий аспект реализуется в овладении психологическим содержанием, в достижении личностных и метапредметных результатов освоения учебного материала. Одним из аспектов развивающего обучения является развитие языковых и речемыслительных способностей учащихся.
Способы активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках ИЯ:
использование изобразительной наглядности;
использование видео;
использование игр;
использование пословиц, поговорок, идиом, афоризмов;
использование музыки;
использование словарей.
Использование изобразительной наглядности направлено на формирование и развитие языковых, речевых и социокультурных навыков и умений; способствует повышению эффективности образовательного процесса. Одним из принципов подбора и систематизации иллюстративных материалов является тематический принцип:
изображения отдельных людей;
изображения сказочных персонажей и животных;
изображения отдельных предметов;
изображения отдельных мест;
бытовые и жанровые сценки с людьми в различных местах и жизненных ситуациях;
изображения с информационными деталями;
карты, схемы, знаки, символы;
абстрактные изображения.
Использование видео на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности открывает уникальные возможности во владении иноязычной культурой, в формировании социокультурной компетенции.
Видеоматериалы представляют неограниченные возможности для анализа, сравнения, сопоставления культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения. Просмотр видео может иметь эмоциональное воздействие на обучаемых, служить стимулом для учебно-поисковой и творческой деятельности.
На уроках можно использовать:
учебные материалы к УМК (если имеются);
отрывки из художественных и документальных фильмов;
мультфильмы;
видеозаписи телепередач, рекламные ролики;
музыкальные клипы;
видеоэкскурсии по достопримечательностям.
Использование игр способствует формированию речевых и коммуникативных навыков, развитию моторики, пространственного воображения, памяти; снимает напряжение, проблемы социолизации; способствует моделированию реального речевого общения.
Классификация игр:
1. Игры по классификации М.Ф. Стронина: подготовительные игры, грамматические, лексические, фонетические, аудитивные, творческие игры (речевые игры).
2. Игры по классификации A. Wright, D. Betteridge, M. Buckly и др.: языковые и коммуникативные игры; игры на взаимодействие и соревнование; игры для одного, двух и более участников.
3. Игры по классификации Д. Хадфилд: информационный пробел; соединение и подбор элементов.
Примерные типы игр:
1. Игры типа лото.
2. Игры с использованием информационного пробела, оценки в восприятии информации.
3. Игры с использованием драматизации.
4. Игры-головоломки.
Использование пословиц, поговорок, идиом, крылатых выражений, афоризмов как образцов народной мудрости является средством развития рецептивных умений устной и письменной речи, контроля коммуникативных навыков и умений.
Использование музыки имеет образовательное, развивающее воздействие на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне развитой личности.
На уроках можно использовать:
инструментальное исполнение различных музыкальных произведений;
пение акапельное, сольное, хоровое;
видеоклипы песен;
вербальная информация из мира музыки: статьи, рецензии, музыкальные рейтинги, интервью, объявления;
реклама;
фрагменты теле- и радиопередача о музыке;
невербальная информация: фотографии музыкантов, композиторов, певцов, музыкальных инструментов, концертных залов и т.д.
Использование словарей как учебных пособий направлено на формирование коммуникативной компетенции, развитие всех видов речевой деятельности, воспитание независимых пользователей.
Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках ИЯ способствует формированию языковой грамотности, готовности к саморазвитию.