Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках английского языка. (Из опыта работы учителя английского языка )»
Акмолинская область
Буландынский район
ГУ" Отдел образования Буландынского района"
КГУ" Токтамысская средняя школа"
Самостоятельная работа на уроках английского языка.
(Из опыта работы учителя английского языка первой категории Токтамысской сш Решетниковой Л.
Содержание.
1Общие сведения.
2. Из опыта работы
3.Используемая литература
4. Приложения.
Из опыта работы учителя английского языка, первой категории Токтамысской сш Решетниковой Л.А.
Самостоятельная работа на уроках английского языка.
«Tell me and I forget
Teach me and I remember
Involve me and I learn»
Benjamin Franklin
Я считаю, что главная задача учителя – научить детей самостоятельно добывать необходимые знания. Об этом идет речь в ключевых направлениях развития общего образования. Вопросы связанные с организацией самостоятельной работы школьников по иностранному языку, рассматриваются сейчас как наиболее актуальные.
Понятие " самостоятельная ( урочная и внеурочная) работа" рассматривается с точки зрения опосредсвенного руководства ее со стороны учителя в отличии от работы, выполняемой под его непосредственным руководством. Естественно при этом, что на первое место выдвигаются вопросы подготовки учащихся к самостоятельной работе, управления ею, организации системы самостоятельной работы, повышения интереса к ней
Работаю учителем английского и немецкого языка в Токтамысской сш 17 лет, общий педагогический стаж 32 года, образование высшее электронный адрес lida.reshetnikova [email protected].
Цель моей педагогической деятельности- создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, социокультурное развитие учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышение мотивации в изучении иностранного языка.
Прошла следующие курсы повышения квалификации:
по программе второго(основного) уровня в рамках уровневых программ
Раннее языковое образование. Начальное образование.
курсы обучения школьных тренеров "Рефлексия в практике"
Информационные технологии в деятельности учителя–предметника.
Работала над следующими методическими темами:
Интеграция в обучении английского языка.
Использование новых педагогических технологий в обучении.
Повышение мотивации обучения английского языка через игровые технологии.
Иноязычная культура как цель обучения
Для успешного решения учебных задач применяю наиболее эффективные методы, средства и приёмы обучения, комбинирую различные педтехнологии, методы: поисковый, исследовательский, проблемный, репродуктивный, проектирование и новые информационные технологии (Интернет - уроки). Эффективны оригинальные методы при обучении грамматике, настольные грамматические игры, кроссворды, ребусы, песни по аудиокурсу, «волшебное грамматическое дерево», уроки коммуникативной грамматики. Провожу уроки в нестандартной форме: уроки-экскурсии, урок-игра, урок-путешествие, интегрированные уроки, урок-концерт, урок-викторина, урок-КВН, сюжетно-ролевые игры, праздник алфавита, Рождества.
Ядром урока английского языка являются следующие компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная, поэтому я при планировании самостоятельной работы на уроке это учитываю и задания дифференцирую. Индивидуальный подход учителя к учащимся имеет большое значение и включает: разработку заданий повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в овладении все более сложными умениями и навыками самостоятельной работы. Заинтересованных учеников выделить легко, они не ждут помощи, сами обращаются за советом. Таких детей нужно всегда стимулировать и оказывать необходимую поддержку. В дальнейшем они помогают другим в качестве консультантов. И это немаловажно для процесса обучения.
Мотивация и некоторые пути ее повышения
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Например, при работе в группах, я провожу лексическую игру 1.« Закончи предложение»
- The computer is….
- I do not like to….
-. We prefer….
или игру на отработку неправильных глаголов 2. «Девятка».
Хорошо отрабатываются правила чтения игрой 3. «Глухой телефон».
При работе в парах провожу игру 4. « Комнатный бой». По рисунку плана комнаты, выясняя, что и где находится, закрепляется структура:
There is… There are… Is there... Are there…
При индивидуальной отработке лексики, например, описать внешность, предлагаю «Составить фоторобот» пропавшего друга или подруги.
Кроме того, учащимся нравится составлять рекламы, кроссворды, синквейны, делать анонсы фильмов. Эти формы работ я использую на своих уроках часто.
Непременным условием успешного выполнения домашних заданий должно быть соответствие упражнений, выполняемых в классе, упражнениям, выполняемым дома, с учетом структуры формируемого навыка.Условно-речевым упражнениям выполняемым устно на уроке, могут соотвеьствовать подобные же упражнения, выполняемые в письменной форме дома.
Например: 6 класс
Речевая зарядка: расскажите о книге, которую сейчас читаешь, используя приведенную ниже схему и образцы для самоконтроля.
Схема. Образец для самопроверки:
I read..... I read the novel" Robinson Grusoe"
It was written... It was written by D. Defoe.
The book is.... The book is very interesting.
Каждая из названных форм призвана создавать развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.
Для непрерывного развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении английского языка необходимы 5 условий:
5.Важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий.
Я терпеливо и настойчиво показываю преимущество систематической самостоятельной работы. Для этого использую Интернет-ресурсы, творческие задания, дополнительные источники информации, дидактический материал, презентации и т. д.
Конечно, в организации самостоятельной работы учащихся имеются серьезные недостатки, назову несколько из них:
-учащиеся не осознают практической значимости своей работы,
-нерациональная организация учащимися своего учебного труда,
-учащиеся не знакомы с НОТ,
-проверка заданий поверхностна.
В современных условиях при организации самостоятельной работы большое значение имеют современные технологии. Одной из современных технологий является модульное обучение. «Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда».
Модульное обучение позволяет организовывать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Мы используем модульное обучение в классах на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, несомненно, возрастает самостоятельность учащихся, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Учитель имеет возможность больше внимания уделять слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал.
Почему-то многие понимают термин «самостоятельная работа» только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. «Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе». Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы.
Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся все необходимые инструкции для успешного выполнения работы. Сделать это нужно в доступной и последовательной форме.
Очень хорошо, когда в группе есть сильный лидер, который может подсказать, где взять опоры или клише, для того, чтобы слабый ученик тоже смог участвовать в рабочем процессе, а не просто сидел и ждал, когда группа закончит работу и он, как член этой группы, тоже получит отметку.
Модульное обучение дает мне хорошую возможность для организации самостоятельной работы с учениками. При работе с текстом на уроке, учащиеся сначала читают текст, затем фронтально выполняют подтекстовые и текстовые задания. Большое внимание уделяется переводу, который используется не только как средство обучения, но и рассматривается в качестве самостоятельной цели обучения. Текст делится на части, а учащиеся делятся на группы. В данном случае лучше использовать гетерогенные группы, то есть с разным уровнем обученности. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки, таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, а с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые учащиеся. Если позволяет время, можно предложить учащимся оценить свой вклад в общую работу. Подобным образом можно организовывать и другие виды работы с текстом.
Изучая или повторяя тему «Праздники англоговорящих стран» можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске(или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3-4 праздников. Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравиться. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. Если группа большая можно разделить ее на две. Затем каждая группа садится вместе. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках .Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах, ребята говорили на английском языке. Можно вычитать баллы, если учащиеся переходят на родной язык. Кроме того, необходимо контролировать, чтобы все члены группы принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при повторении практически любой темы. Обсуждение в малых группах позволяет всем учащимся, в том числе более слабым или тем, кто стесняется выступать перед всем классом, говорить на английском языке.
Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках , я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка-ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, ученики смогут лучше контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. В малых группах учитель, переходя от группы к группе, может помочь тем, кто испытывает трудности. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как говорят одновременно несколько учащихся. С другой стороны, чтобы учебная деятельность была интересной и давала удовлетворение.
Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты. Таким образом, школа становится самообучающейся организацией.
Процесс познания - это активный процесс, в ходе которого должно происходить переосмысление по ряду вопросов, а также реконструирование его составляющих. Ключевыми концептами в данном случае выступает: эффективность учения и планирование собственной деятельности, интеграция знаний, рефлексия и самооценивание. Все это имеет непосредственное отношение к уровню автономии учащихся.
Что же такое эффективность учения, эффективность процесса познания? Как связана она с моей темой «Самостоятельная работа учащихся на уроке»?
Эффективность урока как процесса учения познания зависит от многих факторов. Это и различные элементы или этапы урока, это атмосфера общения на уроке, это сама фигура педагога на уроке, ведь от него многое зависит.
Что касается моего предмета, то любой урок иностранного языка, его эффективность напрямую зависит от атмосферы на уроке, что во многом достигается при помощи собственно организационного момента.
Организационный момент можно провести по-разному. Чтобы начало урока было интересным, чтобы вовлечь учащихся в деятельность на иностранном языке, необходимо много выдумки, изобретательности.
Как дела? Как здоровье? Вы хорошо спали? Скоро праздник? Посоветуйте мне, где можно купить, что можно подарить к….? А как поживает ваша семья? Какой сегодня день? И т.д.
Вот такой организационный момент, отношения на равных, обмен своими впечатлениями, рассказы о каких-то проблемах создают, способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата на уроке.
Далее. Чтобы урок был эффективным, педагогу необходимо сочетать различные формы и методы работы, следить за тем, чтобы материал урока был интересным для учащихся, постараться вызвать интерес к обсуждаемой проблеме, дать учащимся возможность сопоставить свой жизненный опыт с аналогичным опытом их сверстников из зарубежных стран, вызвать желание заниматься самостоятельной работой по предмету, обеспечить социализацию и персонализацию.
Например, по теме«Моя профессия» учащиеся знакомятся с текстами об образовании в США. Затем в конце темы отвечают на тесты, то есть пропускают его через себя, оценивают свои возможности и способности, и как результат, сравнивают свой выбор профессии с тем выбором в тесте.
При изучении культуры стран изучаемого языка учащиеся знакомятся со знаменитыми музеями, галереями, театрами мира. Это очень интересно, расширяет их кругозор, восприятие мира.
По моему мнению, эффективность урока во многом зависит от организации преподавателем самостоятельной работы на уроке.
Часть учителей сетуют на то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на подготовку и проведение занятий, а результаты бывают неутешительными. Это из-за того, что учитель является центральной фигурой, а учащиеся, даже изначально мотивируемые к учению, оказываются лишь пассивными исполнителями его воли, подчиняются его логике, и следовательно, всю ответственность за процесс обучения и его результаты возлагают на самого преподавателя. В классической схеме взаимодействия учителя и учеников на уроке только учитель:
- обладает всей полнотой информации о программе, содержании обучения, характере контроля;
- является главным источником знаний;
- отвечает за работу учащихся на уроке;
- обладает привилегией оценивать результаты.
Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо для педагога:
- отказаться от роли единственного источника информации;
- выступать в роли помощника и консультанта учебной деятельности;
- обеспечивать необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
- стимулировать умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся – это активный метод обучения, очень эффективный метод.
Цель работы здесь – побуждающий мотив для самостоятельный работы.
Каковы же особенности самостоятельной работы?
Самые главные:
- узнать как можно больше нового;
- проявить самостоятельность без посторонней помощи.
У самостоятельной работы есть ряд и других особенностей. Учащиеся сами могут:
1) выполнить задание в соответствии с поставленной целью;
2) осуществить контроль за своей работой (саморегуляция).
Учащийся может обращаться в процессе работы к словарю, таблице, известным фактам, что позволит ему мысленно сформулировать ответ, то есть тем самым осуществляет исполнительские и контрольные функции.
3) оценочная деятельность, то есть может быть оценена или преподавателем, или количеством учащихся, или и тем, и другим.
Самостоятельная работа всегда завершается определенными выводами, которых учащийся достигает самостоятельно. В этом особая ценность самостоятельной работы, проявляется достигнутый им уровень знаний.
Что необходимо для организации саморегуляции самостоятельной работы:
1) Необходимы средства для осуществления работы.
Прежде всего это тексты, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно.
Пример: работа с текстом «Британский музей». Учащиеся читают текст с помощью словаря. Понимание текста достигается с помощью дифференцированных заданий. Более сильным учащимся дается задание составить самостоятельно тест по данному тексту, остальные отвечают на вопросы или занимаются поиском информации по данным опорам.
Или урок-лекция ( «Знаменитые имена»). Здесь прежде всего практикуется аудирование (то есть восприятие на слух информации на иностранном языке). Учащиеся слушают текст, затем с помощью опорного конспекта записывают краткое содержание прослушанного, используя опорные слова, данные на доске.
Для урока – лекции используется информативный, интересный материал. Такая форма урока приучает ученика вдумчиво слушать учителя, выделять самое главное из услышанного, делать необходимые записи и пометки.
2) В самостоятельной работе учащихся можно использовать задания творческого характера. Это прежде всего метод проекта, который предполагает разработку замысла, идеи, условий их реализации.
Этот метод используется в групповой работе, где учащиеся самостоятельно занимаются поиском информации, распределяют свои функции, задачи, разрабатывают свой собственный проект, который является результатом усилий целой группы.
Например: тема «Путешествие». Учащиеся определяют конечную цель своего путешествия, маршрут, средства передвижения, количество денег, необходимых для путешествия, что они возьмут с собой. Попутно повторяется речевой материал тем «Одежда. Продукты. Покупки».
Могут быть использованы:
- дидактические средства ( документы, анкеты, опорные тексты, фильмы, аудиозаписи)
- карточки как для индивидуальной работы, так и для коллективных видов деятельности.
В индивидуальной самостоятельной работе возрастает роль самого ученика в выполнении задания, появляется возможность сотрудничества ученика и преподавателя. Такая работа приемлема как для слабых учащихся (не обладающих высоким уровнем знаний), так и для сильных.
Выводы
Определив место и роль самостоятельной работы в системе языковой подготовки обучающихся, сформулировав основные требования, которым, чтобы обеспечить высокую мотивацию в процессе самостоятельной работы, должны отвечать тексты для индивидуального чтения и задания к ним, рассмотрев психолого-педагогические предпосылки к использованию данного вида работы на уроках английского языка и практических занятиях во внеурочное время, проследив пути достижения самостоятельности обучающихся на конкретных примерах и проанализировав каждый из компонентов СРО, я пришла к следующим выводам:
Самостоятельную работу можно рассматривать как дополнительный резерв организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, как совокупность таких функций как мотивационно-стимулирующая, конструктивно-планирующая, коммуникативно-обучающая.
Поскольку самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого обучающегося, она может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности. Опыт преподавания иностранного языка в образовательных заведениях свидетельствует о важности ориентации процесса обучения на личность обучающегося и выявление его творческих возможностей.
Четкое разделение СРО на внеурочную, урочную послеурочную обусловливает ее целостность и систематичность. Эту специфику необходимо учитывать при определении форм работы.
Таким образом, внеурочная СРО представлена индивидуальным прочтением иноязычного материала, его осмыслением и тщательной проработкой, выполнением на его основе комплексных заданий и последующей обработкой для презентации прочитанного в виде проекта.
В свою очередь, урочная СРО предполагает наличие определенной ситуации общения, соответствующей предмету обсуждения и создающей благоприятные условия для речевой деятельности.
Содержание послеурочной СРО заключается в анализе и оценке проделанной работы как вида деятельности (совместной и индивидуальной), а также в прогнозировании результатов.
Предложенная классификация форм организуемой учителем самостоятельной работы обучающихся позволила более четко сформулировать уровень требований к заданиям, прилагаемым и являющихся составной частью разрабатываемого учебно-методического пособия, а также к составлению в нем необходимых методических указаний.
Упорядочение СРО осуществляется с помощью ряда принципиальных аспектов. Первый из них связан с внедрением организуемой СРО в учебный процесс, что позволяет обучающихся получать систематические знания, умения и навыки, активно усваивать материал. Возникающая при этом необходимость в обязательных консультациях по выполнению заданий позволяет учителям контролировать и регулировать процесс усвоения студентами изучаемого материала не только на заключительном этапе, но и в течение его проработки.
Второй важный аспект - индивидуализация заданий: они должны учитывать уровень подготовленности и склонности каждого обучающегося. Большое значение имеет полное информирование обучающихся о предстоящей работе с указанием этапов выполнения, сроков, потребностей во вспомогательных средствах.
Третий аспект предполагает организацию систематического контроля. Переход на многоуровневую структуру образования связан с введением рейтинговой системы оценки знаний, позволяющей более четко и объективно контролировать выполнение как отдельных этапов заданий, так и результаты работы в целом. При этом возрастает стремление обучающихся получить более высокий балл за самостоятельную работу, а вместе с тем и рейтинг, то есть выполнять ее более качественно.
Подобная научно-методическая, учебно-методическая и организационная работа позволяет упорядочить и привести в систему СРО, что является одним из условий успешной организации учебного процесса в структуре многоуровневого образования.
Список литературы.
1.Пассов Е. И. Современный урок иностранного языка в средней школе. – М. :Просвещение, 1998.
2. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: Русский язык, 1977.
3. http://festival.1september.ru/foreign-language/ 4. Журнал « Иностранные языки в школах Казахстана». 5. Интернет ресурсы.