kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самооценка как основа формирования учебной самостоятельности обучающихся при обучении английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка как основа формирования учебной самостоятельности обучающихся при обучении английскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самооценка как основа формирования учебной самостоятельности обучающихся при обучении английскому языку»

Самооценка как основа формирования учебной самостоятельности младшего школьника при обучении английскому языку.


«Для того чтобы воспитать в детях самостоятельность как личную черту необходимо создать такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, где они могли бы почувствовать себя властелинами.»

Ш.А.Амонашвили



В настоящее время перед российской школой стоит триединая задача дальнейшего совершенствования образовательного процесса: обучения, воспитания, развития личности. В современном мире, характеризующемся возрастающими потребностями в иностранном языке и введение этого предмета в начальную школу, акцент в обучении иностранному языку переносится на осмысленное и самостоятельное учение.

Согласно определению И.Я.Зимней, «самостоятельная работа – это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешкольного опосредствованного системного управления ею со стороны учителя.» [2, стр. 113]

Формирование самостоятельности младшего школьника, чья теоретическая база учебной деятельности ещё очень слаба, проходит через чёткое осознание учителем не только своего плана учебных действий, но и направлена на управление речевой деятельностью обучающихся. В частности, это связано с организацией перехода от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки, что в свою очередь зависит от реализации коммуникативных функций взаимодействия педагога с классом. Как считает С.Я.Ромашина,

«средством организации и управления процессом обучения через общение (коммуникацию) является дидактическое коммуникативное воздействие

(ДКВ). Реализуя обучающее воздействие в педагогическом процессе, педагог организует, стимулирует, контролирует, корригирует и оценивает учебную деятельность учащихся.» [5, стр.5]

В начальной школе педагогическая оценка ученика приобретает особое значение, поскольку именно в этот период происходит интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей и закладываются основы формирования учебной самостоятельности младшего школьника. Существенно отметить, что структура учебной деятельности заключает в себе учебные действия, направленные как на предмет усвоения, так и на самого ученика как субъекта деятельности, в частности, на его самоконтроль и самооценку, которые формируются под влиянием контроля и внешней оценки учителя. Так, по мнению психологов (Зимняя И.А., Китросская И.И., Мичурина К.Л.), внешний контроль, являясь средством формирования самоконтроля, создаёт условия речевого действия и познавательной активности. [3]

Опираясь на идеи, высказанные Г.Ю.Ксензовой, отметим, что процедура самооценки, требующая специальной подготовки учителя иностранного языка, тесно связана с содержанием его оценочной деятельности. [4, стр. 70]

Анализ отечественной и зарубежной методической литературы по проблеме оценочной деятельности учителя иностранного языка позволяет сделать вывод о том, что в арсенале учителя начальной школы имеется большое многообразие нетрадиционных оценочных средств:

  • «языковой портфель», служащий инструментом оценки и самооценки младших школьников в области изучения иностранных языков, способствующих повышению мотивации учащихся, их ответственности за результат учебного процесса, развивающий осознанное отношение школьников к процессу обучения и его результата;

  • модульно-рейтинговая система оценки знаний с использованием системы «контракта», «накопительного подхода», «компенсирующего

коэффициента» и т.д., в значительной степени оптимизирует и мотивирует процесс изучения иностранного языка;

  • карта дифференцированного индивидуального контроля, учитывающая индивидуальность работы ученика, поддерживает эмоциональное равновесие, обеспечивает непрерывное движение от успеха к успеху, поощряет творчество, нестандартные подходы к обучению, самостоятельность и оригинальность мысли учащихся;

  • «смайлограмма», графический способ оценивания знаний, является средством текущего контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, способствует формированию внутреннего локуса контроля младшего школьника, умению прогнозировать свои действия, осмысленно подходить к решению учебной задачи;

  • «коммуникативный рисунок», используемый при обучении иностранному языку учащихся любого возраста позволяет им лучше сосредоточиться, активизировать своё воображение, сознательно подойти к решению определённой коммуникативной задачи. Легкие, быстрые, схематичные, не требующие больших затрат времени рисунки придают процессу обучения позитивный эмоциональный настрой, раскрепощают учащихся, «ломают» стену отчуждения, застенчивости и скованности. Мысль учащегося, выраженная рисунком, становится «видимой» для учителя, что способствует формированию точного эталона (самооценки) под наблюдением учителя;

Разработки учителей, описанные в журнале «Начальная школа»:

  • папка достижений, содержащая лучшие работы учащегося по разным направлениям, является своеобразным итогом года и предназначена для родителей ученика;

  • райтинг (от англ. right – правильно) приём оценивания вводится на период согласования критериев отметки. Ученик сначала сам ставит отметку за работу, затем её оценивает учитель;

  • защитный лист, в который ученик до урока вписывает свою фамилию, если он не готов к ответу, тем самым сохраняя своё эмоциональное равновесие;

  • характеристика на ребёнка, составленная учителем, дополненная одноклассниками, указывает на успехи и достижения ученика и адресована прежде всего самому ученику;

- знаки сомнения и уверенности позволяют формировать у учащихся не только оценивание собственных возможностей, но и осуществлять взаимооценивание;

Необходимым условием создания основы для оценочной деятельности младшего школьника является умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов на основе сознательно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку.

«В педагогической деятельности учитель, - по мнению Г.Я.Ксензовой, - должен прийти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.» [4, стр. 71 ]

В качестве критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев иноязычной речевой деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата, Ш.А.Амонашвили предлагает использование эталонов в качестве функции опор, оценивание без которых, продолжает учёный, просто немыслимо. Всё это говорит о том, как важно сразу же выдвигать точные эталоны, формировать умение восприятия эталона, учить целенаправленно их совершенствовать. [1, стр. 169-170]

По мнению психологов, « этап формирования самоконтроля, этап регулирования собственной речевой деятельности – зачастую выпадает из общего круга методических проблем, решаемых учителем. В результате недостаточной отработанности навыка самоконтроля, как важного средства

создания «иммунитета» против ошибок (И.Д.Салистра), учащиеся привыкают к тому, что их речь исправляется учителем и, адресуя её внешнему контролю, снимают с себя ответственность за реализацию собственной программы.» [3]

Работая над решением данной проблемы, подробнее остановимся на формировании графических оценочных эталонов, которые позволяют провести оценку и самооценку учащихся при помощи схем, опорных моделей, рисунков и карт. Графический способ формирования оценочных эталонов, учитывая психологические возрастные особенности младшего школьника, привлекает игровой формой подачи языкового материала, яркими образами, визуальной подвижностью, концентрирует внимание учащихся, способствует осознанному формированию внутреннего оценочного эталона (самооценки). Увеличенный шрифт, курсив, цветовые решения, подчёркивания, геометрические фигурки, рисунки, стрелки и т.д. привлекают внимание обучаемых к специфическим компонентам иноязычного материала. Графические преобразования в комбинации с забавными комментариями вызывают положительные эмоции у младших школьников, что способствует их сопереживанию и осмысливанию происходящего. Формирование эталона превращается в интересную и увлекательную игру. В результате создаются благоприятные условия для эффективной оценочной деятельности с личностным вовлечением в этот процесс самого учащегося.

Применение графических моделей в работе над языковым материалом, о чём свидетельствует более, чем десятилетний собственный опыт работы с младшими школьниками, способствует формированию мыслительной деятельности обучающихся, точному и прочному усвоению опор-эталонов.

Оценка педагога не сразу приобретает для школьника содержательный смысл. Вначале школьник, доверяя педагогу, усваивает способы самооценки. На этой ступени в своей оценочной деятельности педагог пользуется более развёрнутыми оценками, в которых по возможности полно описывает эталоны усвоения знаний, результаты учебно-познавательной деятельности, способы их соотнесения. Одним из важных условий реализации содержательной

оценки является доверие школьника к педагогу и его объективным оценкам. Атмосфера доброжелательных отношений делает школьника открытым к дидактическому коммуникативному воздействию педагога (ДКВ); процесс обучения становится неиссякаемым источником возникновения личностно- значимых учебно-познавательных мотивов. А реализация оценочно- корригирующей функции педагога становятся ориентиром в учении, рождая потребность решать новые учебно-познавательные задачи. Содержательный смысл оценки педагога в атмосфере взаимного доверия углубляется самооценкой школьником себя и своей деятельности, побуждая его к самосовершенствованию, самовоспитанию, самообразованию, развивая его самокритичность, требовательность к самому себе, чувство ответственности, что в свою очередь, переводит учащихся на уровень самоуправления.

Итак, выстраивая оценочную деятельность с позиции интересов ребёнка, с учётом его индивидуальной программы усвоения английского языка, ставя ближайшие цели и задачи совершенствования его учебной деятельности, исходя из достигнутых успехов и потенциальных возможностей, определяя пути и средства преодоления возможных и возникших трудностей, учитель тем самым формирует внутреннюю содержательную самооценку учащегося, создаёт условия проявления учеником собственной самостоятельности, ответственности, которая выражается его познавательной активностью, ростом ответственности и удовлетворения в процессе общения на уроке средствами иностранного языка.




Литература
  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984

  2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., 1991

  3. Зимняя И.А., Китросская И.И., Мичурина К.Л. Контроль и самоконтроль в обучении иностранным языкам. Оценка качества // Иностранные языки в школе. 1970. - №4. – с.30

  4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно- методическое пособие. – М., 1999

  5. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие. – М., 2005


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мамонова Анастасия Евгеньевна

Дата: 01.08.2024

Номер свидетельства: 654601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку""
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-dlia-piedchtieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "243390"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445708556"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Саморазвитие и самореализация учащихся на уроках английского языка через использование проектной технологии "
    ["seo_title"] => string(129) "samorazvitiie-i-samoriealizatsiia-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "148546"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419771446"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(110) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-obosnovaniie-ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203777"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542489"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа. Английский с удовольствием Enjoy English 5 "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-anghliiskii-s-udovol-stviiem-enjoy-english-5"
    ["file_id"] => string(6) "106593"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403034996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства