kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ролевая игра при обучении иностранным языкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                              Аннотация.

   Эта статья о применении ролевых игр на уроках иностранного языка. В работе рассмотрены функции, которые выполняет ролевая игра при обучении иностранному языку, выявлены и проанализированы преимущества ее применения, представлены структура,  основные требования к игре, классификация ролевых игр, предложены игровые ситуации. Автором делается вывод, что искусство преподавания заключается в умении учителя использовать разнообразные методы УУД. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра при обучении иностранным языкам»

Ролевая игра при обучении иностранным языкам.

Куликова Галина Вениаминовна (G.V. Kulikova )

учитель английского языка МБОУ СОШ №6 г. Курчатов

e-mail: kulikovgrigoriy1@gmail.com



Аннотация.

Эта статья о применении ролевых игр на уроках иностранного языка. В работе рассмотрены функции, которые выполняет ролевая игра при обучении иностранному языку, выявлены и проанализированы преимущества ее применения, представлены структура, основные требования к игре, классификация ролевых игр, предложены игровые ситуации. Автором делается вывод, что искусство преподавания заключается в умении учителя использовать разнообразные методы УУД.

Abstract.

This article is about the use of role plays in foreign language lessons. The paper discusses the functions of role play in teaching foreign language, identified and analyzed the benefits of its use, the structure, the basic requirements for the game, the classification of role-playing games, proposed the game situations. The author concludes that the art of teaching lies in the ability of teachers to use a variety of methods UUD.



Ключевые слова:

Ролевая игра, речевая деятельность, эффективность обучения, ролевые действия.

Key words:

Role play, speech activity, the effectiveness of the training, role-playing action.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка.

Игра - это особо организованное, требующее напряжения, эмоциональных и умственных сил занятие. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать , как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если при этом учащийся будет говорить на иностранном языке - не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети над этим не задумываются, для них игра, прежде всего – это увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость, сообразительность здесь оказываются, порой, важнее, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения.

Одним из способов повышения эффективности обучения иностранному языку является использование ролевых игр. Ролевые игры способствуют овладению детьми речевой деятельностью. Ролевая игра помогает реализовать основной методический принцип- принцип коммуникативной направленности обучения. Она способствует повышению у учащихся мотивации изучения иностранного языка , позволяет учитывать возрастные особенности детей, их интересы, наклонности, моделируя ситуации реального общения.

Что такое ролевая игра? Ролевую игру следует рассматривать как деятельность. Она соединяет в себе черты игровой и учебной деятельности. При обучении иноязычной устной речи игра является речевой деятельностью, в ходе которой детьми проигрываются разные социальные и межличностные роли, при этом реализуются вербальные и невербальные способы общения (жесты, мимика, позы)

С точки зрения учащихся ролевая игра является игровой деятельностью, в ходе которой они выполняют определенные роли. Учащиеся не осознают учебный характер игры. Игра для них – деятельность, направленная на овладение иноязычным общением.

С точки зрения учителя ролевая игра- это форма организации учебного процесса, в частности, процесса обучения диалогической речи. При этом у учащихся формируются и развиваются речевые навыки и умения. Учитель руководит ролевой игрой и осознает ее учебный характер. Таким образом, педагогическая цель использования ролевой игры реализуется в скрытой форме.

Структура ролевой игры:

  1. Роли.

  2. Учебно-речевая ситуация.

  3. Ролевые действия.

  1. Роли учащихся на уроке могут быть социальные и межличностные. Подбирать роли следует таким образом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция.

  2. Учебно-речевая ситуация является способом организации ролевой игры.

  3. Ролевые действия включают вербальные и невербальные действия.

Ролевая игра является многофункциональным явлением. В учебном процессе обучения иностранному языку она может выполнять следующие функции: обучающая, мотивационно - побудительная, ориентирующая, воспитательная. Ролевая игра выполняет обучающую функцию, так как выступает в роли особенного упражнения, целью которого является овладение умениями и навыками диалогической речи в условиях межличностного общения.

Ролевая игра реализует мотивационно - побудительную функцию, так как приводит в действие механизм мотивации, стимулирует интерес учащихся к иноязычному общению.

Ориентирующая функция заключается в том ,что она ориентирует учащихся на планирование своей речевой деятельности, а также на умение предусмотреть поведение собеседника, развивает умение оценивать свои и чужие поступки.

Компенсационная функция означает, что в процессе ролевой игры учащиеся имеют возможность разрешить противоречия, возникающие в процессе речевой деятельности и невозможностью выполнять действия.

Воспитательная функция реализуется благодаря разностороннему влиянию на учащихся посредством ролевой игры. Ролевая игра способствует формированию положительных качеств личности и активной жизненной позиции.

Основная функция ролевой игры – учебная, она и определяет все другие.

Классификация ролевых игр:

- по учебной цели

- по количеству учащихся

- по уровню самостоятельности.

Требования к ролевым играм:

1. Ролевые игры должны соответствовать цели обучения диалогической речи на каждом этапе обучения:

- усвоение лексических единиц

- освоение микро-диалогов

- составление собственных диалогов.

2 .Ролевая игра должна соответствовать психолого-возрастным особенностям учащихся, а также их интересам.

3 .Ролевые игры должны отражать собственный опыт учащихся, способствовать расширению сферы деятельности. Игровые ситуации должны соответствовать реальной жизни, быть близкими детям.

Следует отметить, что кроме положительных ролей учащимся можно предлагать роли негативных героев.

Рекомендации по использованию ролевых игр:

Учащиеся овладевают разными типами диалогов на основе сложной системы речевых навыков и умений, обусловленных лингвистическими и психологическими особенностями диалогической речи. Навыки и умения формируются поэтапно, в процессе системы упражнений Она направлена на усвоение ЛЕ, усвоение микро-диалогов и составление собственных диалогов. Учащиеся видят тот уровень ,который им следует достичь в процессе работы. Учитель должен дать правильную установку, сориентировать учащихся.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо создать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы ,,почему” (мотив) и ,,зачем”(цель) нужно что-то сказать.

Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактом. Дети наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить, и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и так далее

Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она соответствует ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику.

Основные требования к игре:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у детей интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

  2. Ролевую игру нужно подготовить с точки зрения как содержания так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнять ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

  4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у детей чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик, тем активнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в речевом общении использовать отрабатываемый языковой материал.

  6. Учитель сам верит в эффективность ролевой игры. Роль учителя постоянно меняется. На начальном этапе учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно становится наблюдателем. Он управляет активной и сознательной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.

  7. Учитель также должен создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятиях.

В процессе игры учитель может взять на себя роль, но не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. В ходе игры учитель не исправляет ошибок, а лишь незаметно записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные. Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается свобода действий, речевых поступков.

Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней учеников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов, лишь затем перейти к недостаткам.

Перед организацией игры детей следует ознакомить с правилами общения. Они могут быть такими:

  1. Учись общаться! (на иностранном языке и на родном)

  2. Помни, мы учимся общаться, а не просто говорить.

  3. Общение и говорение – не одно и то же. Говорить могут и роботы. Общаются – только люди!

  4. Следи не только за тем, что ты говоришь, но и как ты это делаешь.

  5. Будь доброжелательным в общении. Улыбка - самый короткий путь к сердцу собеседника.

6. Играй! Будь артистом! Умей перевоплощаться во время игр не только внешне, но и внутренне! Умей забывать, что ты ученик!

7. Будь эмоционален! Эмоции способны заставить собеседника слушать тебя.

8. Не молчи! Не бойся ошибок. Бойся молчания! Молчание – это якорь, который никогда не даст тебе выйти в светлый мир человеческого общения.

9.Будь инициативен! Помни, робость и развязность в одинаковой мере тормозят общение, а иногда делают его невозможным.

10.Не бойся неудач! Неудача – это булыжник, которым вымощен путь к успеху.

Организуя речевую деятельность учащихся и выполняя коммуникативные задачи в обучении, учителю следует помнить высказывание драматурга Виктора Розова о том, что роль педагога – открывать двери, но не проталкивать в них.

Игровые ситуации:

  1. Ты сидишь в автобусе, а рядом стоит пожилая женщина. Предложи ей свое место!

  2. Представь, что ты на приеме у врача. Назови свое имя, возраст. Скажи, что тебя беспокоит.

  3. В вашем классе новый ученик. Познакомься с ним, покажи ему школу и свой класс.

  4. Ты пришел к другу на День Рождения. Поздравь его, вручи подарок.

  5. На свой День Рождения ты пригласил друзей. Расскажи маме, что они любят, а что нет

  6. Поговори по телефону со своим другом и пригласи его на прогулку.

  7. Опиши внешность друга.

  8. Англичане любят говорить о погоде. Представь, что ты англичанин и говоришь со своим другом о погоде.

  9. Твой товарищ заболел, ты пришел навестить его.

Это всего лишь несколько примеров игровых ситуаций. Учитель может разработать игровые ситуации практически к любой изучаемой теме.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав преимущества применения ролевых игр на уроках иностранного языка, можно сделать вывод о том, что искусство преподавания заключается в умении не бояться использовать разнообразные нетрадиционные методы УУД.

Подводя итоги выше сказанному, можно сделать вывод, что эффективность обучения устной речи на уроках иностранного языка можно обеспечить посредством внедрения в образовательный процесс современных нетрадиционных педагогических технологий, таких как ролевая игра, которая позволяет максимально задействовать воспитательный и развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета. Ролевая игра действительно является наиболее эффективной технологией личностно – ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в личностно – ориентированную ситуацию в процессе воспитания учащихся средствами предмета “Иностранный язык”.



































Список используемой литературы:

  1. М. Ф. Стренин Обучающие игры на уроке английского языка. М., 2009 .

  2. Т.И. Олейник Ролевая игра в обучении английскому языку М., 2010.

  3. Е.И. Пассов Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 2010.

  4. И. Ф. Горец, И. Г. Щупак Английский язык для младших школьников М., 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Ролевая игра при обучении иностранным языкам

Автор: Куликова Галина Вениаминовна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "«Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(130) "ispol-zovaniie-rolievykh-ighr-na-urokakh-inostrannogho-iazyka-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151552"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420721782"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-linghvostranoviedchieskogho-podkhoda-v-mietodikie-obuchieniia-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146609"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419222003"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Средство оптимизации учебного процесса при обучении иностранному языку."
    ["seo_title"] => string(75) "sredstvo_optimizatsii_uchebnogo_protsessa_pri_obuchenii_inostrannomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "531848"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576325064"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Краеведческий аспект в обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(58) "kraieviedchieskii-aspiekt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "121857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414081613"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Роль сюжетно-ролевой игры в социальном становлении ребенка"
    ["seo_title"] => string(66) "rol_siuzhietno_rolievoi_ighry_v_sotsial_nom_stanovlienii_riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "351355"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477161282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства