Ролевая игра как интерактивный метод обучения на уроках английского языка
Ролевая игра как интерактивный метод обучения на уроках английского языка
Ролевая игра — это интерактивный метод обучения, который представляет собой моделирование различных ситуаций прямо на уроке. Такая методика преподавания английского используется для освоения нового материала и закрепления пройденного, для развития творческих способностей учащихся и их раскрепощения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра как интерактивный метод обучения на уроках английского языка»
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ролевая игра — это интерактивный метод обучения, который представляет собой моделирование различных ситуаций прямо на уроке. Такая методика преподавания английского используется для освоения нового материала и закрепления пройденного, для развития творческих способностей учащихся и их раскрепощения.
Путём создания абсолютно обычных жизненных ситуаций, ученики погружаются в языковую среду. Таким образом, они применяют все свои знания на практике и начинают думать и говорить на иностранном языке менее сковано.
Польза ролевых игр
Такие занятия уже доказали свою эффективность в педагогике. Рассмотрим преимущества ролевой игры как элемента обучения английскому языку.
Лексическая сторона С одной стороны, происходит пополнение словарного запаса, новые слова запоминаются быстрее. С другой стороны, появляется возможность применить ранее пройденный материал на практике и «разбудить» «пассивный» словарный запас, переведя его в «активный». Ведь чем чаще мы говорим на иностранном, тем легче нам «извлекать» из памяти нужные слова.
Фонетическая сторона Благодаря таким заданиям, ученикам становится проще говорить самим и воспринимать иностранную речь «на слух». Вживаясь в роль, они адаптируются к реальным ситуациям, которые могут происходить в жизни.
Грамматическая сторона Без должного знания грамматики играть сложно. Однако именно с помощью таких занятий можно не только обнаружить свои «слабые» стороны, но и хорошенько их «прокачать».
Практическое применение Каждая ситуация должна быть построена по определенному сценарию и тематике, должна быть понятной и интересной учащимся. Например, обыгрываются ситуации в магазине, в путешествии (в аэропорту, на вокзале, в незнакомом городе), у врача или в ресторане, в школе или в музее, на собеседовании или на работе, и т. д.
Повышение мотивацию к дальнейшему обучению Ученикам не только интересно расслабляться и развлекаться на уроках. По средствам таких занятий, они понимают ценность вложенных знаний, видят свои «пробелы», и начинают лучше понимать, над чем им стоит «поработать» и зачем им это надо.
Общее развитие Ролевые игры развивают творческое начало и раскрепощают, расширяют кругозор учащихся по средствам изучения и отработки различных тем.
Интеллектуальная направленность При использовании методов «мозгового штурма» у участников запускается активный мыслительный процесс, улучшается концентрация внимания и активизируется работа памяти (вспоминается даже то, что «не знали»).
Социально-командная ориентированность Эти задания направлены на взаимодействие друг с другом, общение, решение проблем и задач, то есть учат работать сообща.
Виды ролевых игр
Ролевые игры на уроках английского языка можно классифицировать на две группы.
По степени вовлеченности учителя в процесс:
контролируемая,
умеренно-контролируемая,
свободная.
По длительности:
эпизодическая,
длинная.
Контролируемая
Это задание строится на основе уже существующего образца. Может быть в виде диалога или текста. Например, диалог сначала прочитывается, потом разыгрывается по ролям. А в случае с текстом, он сначала изучается, далее участники разыгрывают сюжетные сценки.
Умеренно-контролируемая
Самый сложный вид. С одной стороны от учащихся ожидается импровизация, с другой – они должны придерживаться определенного.
Свободная
В этом случае ученики сами выбирают лексику, форму общения и развитие событий. Это уже сценарные игры, где участники самостоятельно распределяют свои роли. Учитель лишь оговаривает тематику и выступает лишь в роли зрителя и оценщика.
Примеры ролевых игр
Основная цель ролевой игры на уроках – научить учащихся свободно общаться на иностранном языке.
В начальной школе
Уроки для младших школьников строятся на максимальной помощи учителя, и обязательно с опорой на образец.
«Цирк»
Детки разбиваются на пары. Один из них выступает в роли дрессировщика, второй животного. Первый участник говорит, кто это и что он может сделать. Второй – показывает. Потом они меняются. «It is a monkey. It likes bananas. It can jump.». - (jump).
Другой вариант такого задания. Ученик изображает какое-либо животное, другие учащиеся пытаются отгадать, кто это.
«Пантомима»
Похожа на предыдущую игру. Один доброволец из класса выходит к доске и показывает какое-либо действие, например, по теме «Домашние обязанности». А другие дети должны догадаться и называть по-английски, что он делает. «Lena is washing up», «Petya is doing the laundry», «Ann is ironing her clothes, etc.».
«В магазине»
Разыгрывается по ролям «продавец-покупатель». Участники разбиваются на пары.
- Good afternoon. Can I help you?
- Yes. Tell me please, how much do these apples cost?
- Five pounds for a kilo.
- Give me one, please. Thank you.
- Have a nice day!
Задания для учащихся средней школы
Эти игры уже более сложные, т. к. рассчитаны на достаточное знание грамматики и лексики.
«Если бы я был…»
Преподаватель предлагает учащимся представить себя в роли известного актёра или актрисы, или любой другой медийной личности. Они должны себя описать (внешность, одежду, манеру общения и тд). Такое упражнения помогает в отработке сослагательного наклонения. «If I were Tom Ford, I would …»
Это же задание можно построить иначе. Участники вытаскивают карточку и пытаются рассказать или представить себя в роли того, кто на ней изображен. Задача учащихся угадать персонажа. Ход переходит к выигравшему, ему же присуждается балл. А победителем становится тот, кто наберёт больше всего очков. Занятие проводится до тех пор, пока не закончатся карточки.
«Другой возраст»
Ещё одно задание на отработку употребления сослагательного наклонения и средств выражения модальности. Каждому ученику необходимо вытянуть карточку с цифрой. Задача представить себя моложе или старше и описать, учитывая изменения в возрасте. «If I were ten years old, I would …».
«Собери рассказ»
Участник и делятся на группы. Каждой команде раздается набор предложений. Задача каждой собрать из них полноценный рассказ. Разрешается дополнять другими фразами. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее, и чей рассказ будет наиболее красивый и логичный. Цель задания – развитие навыков свободного спонтанного говорения и логики.
Подобное задание можно давать учащимся и по одиночке. Преподаватель засекает время. Побеждает тот, кто быстрее всех проговорит свой текст, используя «логично!» все заданные слова.
Задачи на уроках в старшей школе
Такие задачи рассчитаны на то, что учащиеся уже могут достаточно свободно изъясняться на иностранном языке.
«Professions»
Задание основано на теме «профессии». Цель: активизация навыков аргументирования и отстаивания своей точки зрения, а также отработка лексики по заданной теме. Каждый участник вытягивает карточку с профессией. Задача учеников описать самые важные качества и умения, которыми должен обладать грамотный специалист в данной области.
«Interview»
Ещё одно занятие к теме «профессии». Читается диалог «interview», затем разыгрывается по ролям по аналогии с другими профессиями. Вариант посложнее. Учащимся раздаются карточки, где прописаны роли, где прописаны модели поведения и анкеты для приёма на работу. Ещё более сложный вариант более творческий. Участники готовят интервью самостоятельно, без опорного материала. Также подбирается реквизит и пишется сценарий.
Например:
— Excuse me, John Stone? May I come in? — Yes, sure. Come in. Sit down. What’s your name? — My name is Ann Walter. I am 27.
— Where did you work before, Ann? — I worked as a cashier in McDonald’s. — Did you quit yourself or somebody fire you? — I quit myself. The work distracted me. — Okay. Do you have any experience in selling cars? — Unfortunately not. — You should understand that we need skilled workers. So why should we fire you? — My father is a mechanic. So I’ve learned a lot about cars since childhood. I’m a hardworking person and eager to study. I’ve have good communicative skills and due to my previous job I know all about client service and being a Customer-friendly.
— Nice of you, Ann. I think we’ll call you back later. — Okay. That is my phone-number: 81341341313.
— Thank you. Have a nice day! — To you too. Will wait for your call. Goodbye. — Bye!
В процессе задания ученики выражают своё желание или не желание что-либо делать, описывают свои сильные и слабые стороны, учатся убеждать собеседника.
«Hot news»
Это игра на развитие кругозора. В начале урока учитель называет какую-либо новость, которую горячо обсуждают в СМИ. Например, потоп в каком-нибудь штате или землетрясение, выборы президента или изменения в школьной программе. Ученикам нужно высказать своё мнение. Цель упражнения не только развитие кругозора и социальной включенности, то также и активизация аргументированной речи учащихся.
«What to do if»
Ещё одно задание на развитие дискуссионных навыков. Участники делятся на группы. Преподаватель задаёт тематику. Например, тема «Travelling». What will you do, if you … 1) lost your money/tickets/way/luggage, 2) are late to your plane/train/bus, etc.
«Sightseeing» or «One travel day»
Каждый ученик вытягивает свой город. Его задача рассказать о тех местах, которые он хотел бы там посетить. Задача учащихся убедить оставшуюся группу поехать с ним.
«Small talk»
В продолжение темы «Travelling». Ученики разбиваются на пары и разыгрывают сценки «in the airport/in the restaurant/in the museum, etc.». Для начинающих по образцу, для продолжающихся – разыгрываются с использованием реквизита и своим сценарием развития событий.
«Talk show»
Участники выбирают формат ток-шоу и «гостей». Это абсолютно свободная игра. Пишется «легенда» гостя: почему стал популярным, например, его хобби, детство и т. д. Вопросы и ответы. Основная цель – раскрепостить учащихся и задействовать весь возможный словарный запас.
После каждой игры должен быть проведен анализ урока на выявление ошибок в организации и соблюдении временного регламента, адекватность реализации содержания к поставленным задачам, а также на глубину соблюдения ролевых рамок. Важно отметить и разносторонние успехи учеников, и эффективности игр с педагогической точки зрения. Также неплохо привлечь и учеников давать подобную оценку каждый раз как самим себе, так и всему процессу в целом.
В ролевых играх не важно, какой уровень знаний имеют участники, поэтому их желательно проводить с самого начала обучения английскому. Проецировать события и моделировать реальные ситуации очень важно, также важно хорошо готовиться к таким занятиям и писать сценарий.
Чем больше мы имеем лексических, фонетических и грамматических знаний, тем легче нам играть. А чем больше мы играем, тем больше знаний получаем!