Доклад "Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка"
Доклад "Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка"
Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка.
Интерактивный подход.
Главная задача обучения иностранному языку – научить общению, то есть развивать коммуникативные компетенции. Эта задача актуальная, но довольно трудная, так как, во-первых, нет языковой среды, во-вторых, учащиеся боятся говорить на иностранном языке из-за неуверенности или незнания лексики. Обратимся к требованиям программы СОШ к уровню подготовки выпускников (9-11 классов) по иностранному языку - ученик должен уметь: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико - грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения. Иными словами у учащихся должны быть заложены основы иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять интерактивное взаимодействие с представителями другой культуры.
По определению Р. П. Мильруда, интерактивный подход служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке, отличаясь при этом от принципа коммуникативности наличием сотрудничества, где основным является развитие умений общения и групповой работы. Наша с вами задача – научить учащихся навыкам устно-речевого общения. Для этого используются следующие методы, соответствующие целям и задачам интерактивного обучения: творческие задания, ролевые и образовательные игры, соревнования, конкурсы, спектакли, представления, проектный метод, компьютерные презентации, дискуссии, ПОПС-формула, разрешение проблем, мозговой штурм, кластер.
Интерактивный подход помогает учителю развивать у учащихся умение непринуждённого общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях. Коммуникативно-речевые умения имеют творческий характер, так как в разных ситуациях общения, необходимо заново искать языковые средства. Одним из приёмов обучения коммуникативно-речевым умениям является использование коммуникативных мероприятий на уроках.
В 5-6 классе на базе начальной школы учащиеся уже могут составлять несложные диалоги, состоящие из нескольких реплик: Знакомство, Распорядок дня, Как пройти…, В магазине и другие. В каждой теме есть диалоги – образцы, есть диалоги в учебнике и рабочей тетради с пропусками слов, которые нужно вставить или, прослушав текст, или выбрав слова из рамки, или самим подобрать слова, понимая из контекста какое слово пропущено. Постоянная работа в парах способствует запоминанию отдельных фраз, учит взаимодействовать друг с другом, выполнять определённые роли, которые они сами выбирают.
Устные контрольные работы проверяют умения учащихся действовать в той или иной ситуации, например: Спросить дорогу в городе, интервью-опрос о телевидении, велосипеде, компьютерах, спорте.
В 7-8-9 классе парная работа проводится почти на каждом уроке. Учащиеся работают с текстом в парах, задают друг другу вопросы о музыке, фильмах, увлечениях, животных, о планах на каникулы, предлагают друг другу провести вместе выходной день, спрашивают совета, берут интервью, проводят опрос.
В этих классах совершенствуются навыки устной речи. На этом этапе всё чаще используется групповая форма работы. Она вызывает у учащихся больший интерес к изучению английского языка. Работа в группах активизирует деятельность всех учеников, повышает их самостоятельность.
При обучении диалогической речи большое внимание необходимо уделять образованию вопросительных предложений, так как одно из заданий на ЕГЭ – задать вопросы воображаемому собеседнику по рекламе, а на ОГЭ – ответить на вопросы, которые нужно понять. Интонация тоже играет важную роль.
Чтобы обеспечить реальное общение на уроках я использую различные интерактивные мероприятия:
1) проблемные задания
Их цель - научить высказывать своё мнение, вносить предложения, запрашивать информацию, выводы.
Проблемные задания - сравнивать, соглашаться или опровергать утверждения, выдвигать идеи, решать проблемы, это ещё и шарады, головоломки, игры с угадыванием, кроссворды, составление диалога и т.д.
2) интервью
Учащиеся учатся задавать вопросы, реагировать на них, учатся вести беседу, представлять себя на месте другого человека.
(Интервью со знаменитым человеком, с учащимися о планах на будущее, собеседование при приёме на работу и т.д.)
3) дискуссия
Помогает развивать у учащихся умение формулировать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Иногда дискуссия может возникнуть спонтанно.
Дискуссия кроме эффективности в обучении решает воспитательные задачи на уроках. Желание среагировать, аргументировать, спорить на интересующую тему - это стимул для порождения неподготовленной речи. Дискуссия - наиболее продуктивный вид коммуникативных мероприятий.
4) ролевые игры
Это одновременно речевая, игровая и учебная деятельность. Это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. Ролевой игрой можно управлять. Она обладает большими обучающими возможностями.
Ролевая игра - это обучение в действии, повышающее качество обучения; это мотивирующий фактор, так как она вызывает интерес учеников; она даёт учащимся опору, подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль в конкретной ситуации. [2]
В ходе проведения коммуникативных мероприятий учитель вводит учащихся в тему, ставит проблемные вопросы и задания и организует участников групп. Учащиеся обсуждают задание и самостоятельно делают выводы. Учитель подводит итоги, помогает учащимся исправить ошибки, допущенные в речи.
Необходимо настроить учащихся на то, что ошибка - это естественная часть учебного процесса.
Проведение коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки, поддерживает интерес к изучению языка и развивает творческие способности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка"»
Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка.
Интерактивный подход.
Главная задача обучения иностранному языку – научить общению, то есть развивать коммуникативные компетенции. Эта задача актуальная, но довольно трудная, так как, во-первых, нет языковой среды, во-вторых, учащиеся боятся говорить на иностранном языке из-за неуверенности или незнания лексики. Обратимся к требованиям программы СОШ к уровню подготовки выпускников (9-11 классов) по иностранному языку - ученик должен уметь: начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико - грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения. Иными словами у учащихся должны быть заложены основы иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять интерактивное взаимодействие с представителями другой культуры.
По определению Р. П. Мильруда, интерактивный подход служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке, отличаясь при этом от принципа коммуникативности наличием сотрудничества, где основным является развитие умений общения и групповой работы. Наша с вами задача – научить учащихся навыкам устно-речевого общения. Для этого используются следующие методы, соответствующие целям и задачам интерактивного обучения: творческие задания, ролевые и образовательные игры, соревнования, конкурсы, спектакли, представления, проектный метод, компьютерные презентации, дискуссии, ПОПС-формула, разрешение проблем, мозговой штурм, кластер.
Интерактивный подход помогает учителю развивать у учащихся умение непринуждённого общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях. Коммуникативно-речевые умения имеют творческий характер, так как в разных ситуациях общения, необходимо заново искать языковые средства. Одним из приёмов обучения коммуникативно-речевым умениям является использование коммуникативных мероприятий на уроках.
В 5-6 классе на базе начальной школы учащиеся уже могут составлять несложные диалоги, состоящие из нескольких реплик: Знакомство, Распорядок дня, Как пройти…, В магазине и другие. В каждой теме есть диалоги – образцы, есть диалоги в учебнике и рабочей тетради с пропусками слов, которые нужно вставить или, прослушав текст, или выбрав слова из рамки, или самим подобрать слова, понимая из контекста какое слово пропущено. Постоянная работа в парах способствует запоминанию отдельных фраз, учит взаимодействовать друг с другом, выполнять определённые роли, которые они сами выбирают.
Устные контрольные работы проверяют умения учащихся действовать в той или иной ситуации, например: Спросить дорогу в городе, интервью-опрос о телевидении, велосипеде, компьютерах, спорте.
В 7-8-9 классе парная работа проводится почти на каждом уроке. Учащиеся работают с текстом в парах, задают друг другу вопросы о музыке, фильмах, увлечениях, животных, о планах на каникулы, предлагают друг другу провести вместе выходной день, спрашивают совета, берут интервью, проводят опрос.
В этих классах совершенствуются навыки устной речи. На этом этапе всё чаще используется групповая форма работы. Она вызывает у учащихся больший интерес к изучению английского языка. Работа в группах активизирует деятельность всех учеников, повышает их самостоятельность.
При обучении диалогической речи большое внимание необходимо уделять образованию вопросительных предложений, так как одно из заданий на ЕГЭ – задать вопросы воображаемому собеседнику по рекламе, а на ОГЭ – ответить на вопросы, которые нужно понять. Интонация тоже играет важную роль.
Чтобы обеспечить реальное общение на уроках я использую различные интерактивные мероприятия:
1) проблемные задания
Их цель - научить высказывать своё мнение, вносить предложения, запрашивать информацию, выводы.
Проблемные задания - сравнивать, соглашаться или опровергать утверждения, выдвигать идеи, решать проблемы, это ещё и шарады, головоломки, игры с угадыванием, кроссворды, составление диалога и т.д.
2) интервью
Учащиеся учатся задавать вопросы, реагировать на них, учатся вести беседу, представлять себя на месте другого человека.
(Интервью со знаменитым человеком, с учащимися о планах на будущее, собеседование при приёме на работу и т.д.)
3) дискуссия
Помогает развивать у учащихся умение формулировать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Иногда дискуссия может возникнуть спонтанно.
Дискуссия кроме эффективности в обучении решает воспитательные задачи на уроках. Желание среагировать, аргументировать, спорить на интересующую тему - это стимул для порождения неподготовленной речи. Дискуссия - наиболее продуктивный вид коммуникативных мероприятий.
4) ролевые игры
Это одновременно речевая, игровая и учебная деятельность. Это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. Ролевой игрой можно управлять. Она обладает большими обучающими возможностями.
Ролевая игра - это обучение в действии, повышающее качество обучения; это мотивирующий фактор, так как она вызывает интерес учеников; она даёт учащимся опору, подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль в конкретной ситуации. [2]
В ходе проведения коммуникативных мероприятий учитель вводит учащихся в тему, ставит проблемные вопросы и задания и организует участников групп. Учащиеся обсуждают задание и самостоятельно делают выводы. Учитель подводит итоги, помогает учащимся исправить ошибки, допущенные в речи.
Необходимо настроить учащихся на то, что ошибка - это естественная часть учебного процесса.
Проведение коммуникативных мероприятий значительно обогащает уроки, поддерживает интерес к изучению языка и развивает творческие способности учащихся.