Этот документ сделан в виде доклада - консультации как для педагогов, так и для родителей. Очень важно понимать, чтобы занятия иностранного языка были интересны, мы должны включать как стишки - рифмовки, так и песенный матереал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль песни в обучении иностранному языку.»
Роль песни в обучении иностранному языку.
Использование музыкальных средств в процессе обучения иностранному языку помогает реализовать коммуникативную, обучающую, образовательную, воспитательную, культурологическую и развивающую функции. Коммуникативная функция проявляется в том, что при использовании музыкального, в частности песенного материала на уроках английского языка удается привлечь к активному участию всех учащихся, побудить их к общению.
Песни имеют обучающую функцию, поскольку они являются средством более прочного усвоения лексического материала и расширения потенциального словаря учащихся. Они способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, в них лучше усваиваются и активизируются также грамматические конструкции. В них часто встречаются имена собственные и реалии стран изучаемого языка, что способствует реализации образовательной функции в процессе обучения и формированию социокультурной компетенции обучаемых.
Образовательная функция, расширяющая кругозор учащегося и приобщающая его к культуре страны, возможна при использовании различного музыкального материала – современных исполнителей, баллад, детских песен, самостоятельно срифмованных текстов, положенных на известные мелодии, а также самостоятельно созданные песни на основе изученного материала. Песни способны образно и разнообразно отражать различные стороны жизни народа страны изучаемого языка.
Песня играет особую роль среди источников культурологической информации. Способ передачи информации, заложенной в песне, предлагает приемы реализации убеждений и жизненных ценностей, является отражением мышления и поведения, охватывает реальность наиболее полно, комплексно и эмоционально. Особенно важно использование песен для иллюстрации традиций, обычаев, образа жизни народа изучаемого языка. Песня в качестве источника страноведческой информации является превосходным ресурсом для учащихся, способствует всестороннему и целостному развитию личности учащихся, повышению их культуры.
Использование музыкального материала на занятиях английского языка выполняет развивающую функцию, привнося творческий элемент, побуждающий учащихся к самостоятельному и коллективному творчеству, способствуют эстетическому воспитанию, раскрытию творческих способностей и развитию музыкального слуха. Все это приводит к их личностному развитию.
Песни – незаменимое средство для создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке, для восстановления работоспособности обучаемых и снятия напряжения. Успешность овладения иностранным языком определяют не только когнитивные процессы, но и аффективная сфера, относящаяся к эмоциям и чувствам.
Использование музыкальных средств на занятиях иностранного языка имеет ряд методических преимуществ. Во-первых, песенный материал разнообразен как по содержанию, так и по наполняющей его лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры: рассказ, описание, рассуждение. Они содержат прямую и косвенную речь, демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи, от разговорного до возвышенного.
Во-вторых, одна и та же песня может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на ее основе заданий. Она может служить как для формирования фонетических навыков: умения слышать звуки и воспроизводить их во фразе, отличать мелодический рисунок фразы родного языка от иностранного, так и для формирования компетентности в языке на базе изучения грамматики, лексики, синтаксических особенностей текста. Таким образом, песни являются ресурсом комплексного многоцелевого использования.
В-третьих, в отличие от других текстовых и аудиоматериалов, песни, как правило, разучиваются наизусть и обладают эмоциональной маркировкой. Следовательно, они легко заучиваются и быстро вспоминаются.
В-четвертых, в качестве учебного материала при обучении иностранному языку могут использоваться различные компоненты музыки: мелодия, текст, «легенда» об исполнителе или о создании самой песни.
В-пятых, музыкальные средства содействуют эстетическому воспитанию учащихся, более полному раскрытию творческих способностей каждого, создают благоприятный психологический климат, снижая психическую нагрузку, активизируя языковую деятельность, повышая эмоциональный тонус, поддерживая интерес к изучению иностранного языка.
Использование аутентичных песен на уроках иностранного языка – один из важных резервов повышения мотивации при изучении иностранного языка, так как в ней отражаются модели поведения, характерные особенности, типичные реакции, жизненные ритмы представителей другого народа. Изучить язык другого народа – это значит почувствовать, а затем и усвоить языковые и культурные нормы поведения носителей языка, участвовать в межкультурной коммуникации.
Каждая песня предоставляет собой богатый ресурс лексического материала, а также общественно-экономические, нравственно-этические и социально-бытовые сведения, отражающие аспекты повседневного общения. Музыкальные средства интегрируют восприятие ритма, написания слов, музыки и тематических заставок учащимися, что способствует становлению и укреплению навыков чтения, тренирует темп высказываний в режиме носителей языка, обеспечивает эффективное сочетание сознаваемых и несознаваемых процессов, облегчает запоминание лексических единиц и способов их комбинирования.
В песне можно выделить различные аспекты: 1)музыка (мелодия, ритм, аранжировка, музыкальный жанр, инструменты); 2)слова (поэтический текст, содержание, лингвистические особенности); 3)исполнение (вокальные данные и манера презентации песни исполнителем); 4)видеоряд (для видеоклипов);
Использование песни на уроках английского языка побуждает учащихся к творчеству, служит коммуникации, пробуждает фантазию, «раскрепощает» и способствует снятию языкового барьера. Аутентичные песенные материалы могут использоваться на всех стадиях урока, а также на всех этапах последовательного овладения различными видами речевой деятельности: рецепция – репродукция – продукция. Соответственно можно выделить следующие виды упражнений: рецептивные, реконструктивные, репродуктивные и продуктивные (творческие).
Музыка и язык отлично сочетаются вместе. Пение - это превосходный способ запомнить новые слова и фразы, познакомиться со звуками и структурой языка. Музыка позволяет различать оттенки звуков, высоту и выразительность голоса. Она заставляет внимательно вслушиваться и концентрироваться на мелких, но важных деталях произношения, ударении, ритме в контексте песни или стиха.
Литература:
http://music-lingua.ru/teoriy/
Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка/С.Ф.
Гебель//Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с.28-31.
Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения
эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко//
Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
Лосева С.В. Английский в рифмах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТОО
«Новина», 1995. – 136 с., ил.
Михайлова Е.А. Работа над песней на уроке английского языка/ Е.А.
Михайлова// Иностранные языки в школе. – 2006. - №1 – с.37-39.
Нехорошева А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и
песен на английском языке: Практическое пособие – М: АРКТИ, 2006.
– 80с.
Пригоцкая И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка в VVII
классах// Иностранные языки в школе. – 1998. - №2. – с.37-40.
Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе
и в средней школе: пособие для учителя/ Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина.
– М.: «Просвещение», 1988. – 224с.
Сахарова Н.Г. Эффективный подход к обучению фонетике английского